Применение кредитными организациями контрольно-кассовой техники
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003
№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) рас-
четов с использованием платежных карт» (далее — Закон
о применении контрольно-кассовой техники) порядок со-
вершения кредитными организациями кассовых операций
с применением контрольно-кассовой техники определяет-
ся Банком России (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4).
Также Банк России должен направлять в федеральный ор-
ган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять
ведение Государственного реестра контрольно-кассовой тех-
ники, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешен-
ной к применению кредитными организациями, а также об
используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3).
При этом используемая кредитными организациями
контрольно-кассовая техника регистрации в налоговых ор-
ганах не подлежит (п. 1 ст. 4, ст. 5).
Кроме того, следует учитывать, что полномочия нало-
говых органов по контролю за применением контрольно-
кассовой техники на кредитные организации при осущест-
влении ими банковской деятельности не распространяются.
Данный контроль осуществляет Банк России (п. 3 ст. 7).
1 См.: письмо ЦБ РФ от 24.11.1994 № 14-4/308.
В то же время, если наличные деньги принимаются кре- дитной организацией как субъектом торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п., то к такой де- ятельности действие Закона о применении контрольно- кассовой техники применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов, так и в части требований к самой контрольно-кассовой технике1.
Такой же подход, по мнению налоговых органов, дей- ствует при осуществлении наличных расчетов и (или) рас- четов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг2.
Исходя из этого, Закон о применении контрольно- кассовой техники в части полномочий налоговых органов и требований к контрольно-кассовой технике не должен распространяться на все виды деятельности, относящей- ся к понятию к банковской (т.е. к банковским операци- ям, банковским сделкам, операциям с ценными бумагами, к иным сделкам и видам деятельности, связанным с ока- занием услуг клиентам). Однако налоговые органы осу- ществляют контроль за платежными банковскими агента- ми (субагентами).
Банк России по вопросу применения кредитными орга- низациями контрольно-кассовой техники в рамках осущест- вления банковской деятельности отсылает к Закону о при- менении контрольно-кассовой техники3.
Таким образом, кредитные организации должны приме- нять контрольно-кассовую технику при получении от физи- ческих лиц наличных денег в качестве оплаты оказанных услуг либо проданных иностранной валюты, ценных бумаг, лотерейных билетов, монет и т.д. Если речь идет о привле- чении средств на счета и во вклады, передаче в доверитель- ное управление, проведении расчетов, а также о погашении
1 См.: письмо МНС России от 01.11.2004 № 33-0-14/685.
2 См.: письмо МНС России от 14.04.2004 № 33-0-11/290 «О порядке использования ККТ в банке для наличных расчетов в случаях прода- жи товаров (работ, услуг)».
3 Пункт 1.16 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П.
выданных кредитов, контрольно-кассовая техника кредит- ными организациями применяться не должна.
Общие положения о переводах денежных средств (безналичных расчетах)
8.3.1. Институциональные правовые принципы осуществления переводов денежных средств (безналичных расчетов)
Институциональнымиявляются те правовые принци- пы, которые характерны только для конкретного правово- го института и предопределяют специфику правового регу- лирования в данной сфере.
К наиболее важным правовым принципам осущест- вления безналичных расчетов можно отнести следующие положения.
1. Кредитная организация может использовать имею- щиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя при этом право клиента беспрепятственно распоряжаться эти- ми средствами в любое время (п. 2 ст. 845 ГК РФ). Для этого кредитная организация обязана обеспечить наличие необ- ходимого количества средств на своих корреспондентских счетах и в кассе.
2. При проведении расчетов поручения (требования) кре- дитным организациям даются через использование специ- ально установленных форм расчетных документов с указа- нием обязательных реквизитов (см., например, п. 1 ст. 864 и п. 1 ст. 876 ГК РФ, ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О наци- ональной платежной системе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О на- циональной платежной системе» оператор по переводу де- нежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы без- наличных расчетов.
3. Кредитная организация не вправе определять и кон- тролировать направления использования средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права рас- поряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3 ст. 845 ГК РФ).
Это означает, что при осуществлении расчетных опера- ций кредитные организации не должны вникать в сущность отношений между плательщиком и получателем средств. Их контроль касается только формальных моментов, свя- занных с предоставлением документов и правильностью их оформления.
В качестве примеров правомерного отказа кредитной организации в проведении расчетной операции можно при- вести следующие случаи:
— несоответствие платежного поручения требованиям банковских правил и неустранение клиентом этих несоответствий (п. 2 ст. 864 ГК РФ);
— отсутствие документальных оснований для прове- дения валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»);
— отсутствие платежного поручения для уплаты налога на добавленную стоимость за иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, при пе- речислении денежных средств таким налогоплатель- щикам налоговыми агентами (п. 4 ст. 174 НК РФ).
4. Поручения плательщика исполняются кредитной ор-
ганизацией за счет средств на счете (п. 3 ст. 864 ГК РФ) либо за счет кредитования счета (ст. 850 ГК РФ). При этом сред- ства на счет определяются по правилам определения их до- статочности на банковском счете.
Федеральный закон «О национальной платежной си- стеме» изменил порядок принятия распоряжений клиен- та (расчетных документов) при недостаточности средств на банковском счете клиента. В этом случае оператор по пе- реводу денежных средств не принимает распоряжение кли- ента к исполнению, если иное не предусмотрено законо- дательством РФ и договором, а также направляет клиенту
уведомление об этом не позднее дня, следующего за днем получения распоряжения клиента (см. п. 6 ст. 8). При не- достаточности средств на банковском счете к исполнению принимаются распоряжения:
— о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, а также распоряжений этой же и пред- ыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом;
— взыскателей средств;
— принимаемые банком к исполнению или предъявля- емые банку в соответствии с договором.
Принятые к исполнению указанные распоряжения (за ис-
ключением распоряжений в отношении банковских счетов физических лиц) помещаются банком в очередь не испол- ненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществле- ния контроля достаточности денежных средств на банков- ском счете плательщика и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с бан- ковского счета, которые установлены федеральным зако- ном, о чем также извещается клиент1.
Применительно к корреспондентским счетам кредитных организаций дополнительно принимаются к исполнению при недостаточности средств на банковском счете инкассо- вые поручения Банка России для перевода денежных средств
в обязательные резервы, депонируемые в Банке России2.