Соблюдение кредитными организациями банковской тайны
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона
о банках и банковской деятельно- сти кредитная организация гаран-
Понятие
банковской тайны
тирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиен- тов и корреспондентов.
Данные сведения и составляют содержание понятия бан- ковской тайны.
Соответственно под перечень сведений, составляющих банковскую тайну, попадает вся информация, получаемая кредитной организацией в связи с банковским обслужива- нием конкретного клиента (банка-корреспондента), в том числе о заключенных с ним договорах, совершенных опе- рациях, его задолженности перед кредитной организацией, контрагентах, с которыми он проводил расчеты.
В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ кредитная органи- зация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, т.е. пере- чень сведений более узкий. Однако данная статья содержит перечень сведений, составляющих банковскую тайну, толь- ко применительно к расчетным операциям со средствами, находящимися на счетах и во вкладах.
Институт банковской тайны имеет более широкое зна- чение. Обязанности, связанные с обеспечением соблюдения банковской тайны и порядка использования составляющих ее сведений, являются одним из элементов правосубъектно- сти кредитных организаций.
Суть института банковской тайны составляют юриди-
ческие права и обязанности по предоставлению кредитной
организацией сведений другим лицам, помимо клиента.
Выполнение кредитной организацией организационно- технических мер по оснащению помещений и обеспече- нию порядка функционирования подразделений относит- ся к иного вида обязанностям.
При этом в ч. 1 ст. 26 Закона о банках и банковской де- ятельности в качестве сведений, о которых служащие кре- дитной организации обязаны хранить тайну, еще указаны иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Однако это не относится к банковской тайне. Данная статья смешивает нескольку видов конфиденциальной информации.
Во-первых, сущность института банковской тайны сво- дится к установлению исключений из обязанности кредит- ной организации сохранять в тайне все полученные ею све- дения о клиентах. Расширить этот перечень невозможно.
Во-вторых, изменять перечень сведений, составляю- щих банковскую тайну, кредитная организация не впра- ве, поскольку это в любом случае будет нарушать либо пра- вомочия государственных органов, либо права и интересы клиентов кредитной организации, а, следовательно, проти- воречить закону.
В связи с этим указание об иных сведениях касается толь- ко служащих кредитной организации и соответственно отно- сится к иному виду конфиденциальных сведений. В отношении сведений, носителями которых являются работники кредит- ной организации, действует режим служебной тайны. К это- му виду информации относятся не только сведения о конкрет- ных клиентах кредитной организации, но и ряд обобщающих сведений, не являющихся персонифицированными.
Включение этого вида сведений в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности обусловлено распространением на этих лиц ответственности за разглашение банковской тай- ны, т.е. сведений, полученных в связи с деятельностью кре- дитных организаций. То же самое касается Банка России при выполнении им надзорных функций, государственной кор-
порации «Агентство по страхованию вкладов», аудиторских и иных организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу, должностных лиц и работников этих организа-
ций, банковских платежных агентов, а также других органи- заций и их должностных лиц, на которых данной статьей воз- ложена обязанность сохранять в тайне указанные выше сведения. Такой подход подтверждается и ст. 26 Федерального закона «О национальной платежной системе».
Сведения, составляющие бан-
ковскую тайну, могут быть предо-
ставлены кредитными организа-
циями самим клиентам либо их
представителям.
Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну
Государственным органам и их должностным лицам та- кие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным за- коном (п. 2 ст. 857 ГК РФ).
Основной перечень таких случаев содержится в ст. 26
Закона о банках и банковской деятельности1.
Причем данный перечень не является исчерпыва-
ющим2.
Например, на основании ст. 25 Закона о защите конку-
ренции антимонопольные органы вправе запрашивать в кре-
дитных организациях информацию, составляющую охраня-
емую законом тайну, в том числе банковскую3.
Не является нарушением режима банковской тайны пе-
редача необходимой информации новому кредитору при
заключении кредитными организациями соглашений об
уступке права требования, поскольку это предусмотрено за-
1 См., например: Перечень должностных лиц, наделенных полномо- чиями по направлению запросов в кредитные организации, налого- вые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие госу- дарственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия корруп- ции, утв. Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309.
2 Пункт 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» при- знан Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ (см. Постановление от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке консти- туционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона “О судебных приставах” в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты- Мансийского автономного округа»).
3 См.: письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.02.2007
№ АК/2487 «О предоставлении информации, составляющей банков-
скую тайну».
коном (п. 2 ст. 385 ГК РФ). Этот вопрос возникает, напри- мер, при уступке кредитной организацией прав кредитора по кредитному договору юридическому лицу, не являюще- муся кредитной организацией.
В бюро кредитных историй информация по операциям юридических и физических лиц предоставляется кредитными организациями только с согласия указанных лиц (ч. 14 ст. 26, ч. 6 ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности).
Форма предоставления кредитной организацией све- дений, составляющих банковскую тайну, в зависимости от указаний в законе может быть в виде:
• ответа на запрос;
• предоставления без запроса при возникновении об- стоятельств, указанных в законе;
• предоставления документов при проведении их проверок.
За незаконное получение и разглашение сведений, со- ставляющих банковскую тайну, установлены: уголовная от- ветственность (ст. 183 УК РФ), административная ответ- ственность (ст. 13.14 КоАП РФ), а также гражданско-правовая ответственность в виде возмещения причиненных клиенту убытков (п. 3 ст. 857 ГК РФ).
В части предоставления сведе-
Предоставление
сведений, составляющих
банковскую тайну,
налоговым органам
ний, составляющих банковскую тайну, налоговым органам действу- ет следующий порядок.
Во-первых, в соответствии
с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ кредитные организации обя- заны предоставлять налоговым органам документы, под- тверждающие факт списания со счетов налогоплательщи- ков, плательщиков сборов или налоговых агентов, а также с корреспондентских счетов кредитных организаций сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, помимо сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, кре- дитные организации обязаны предоставлять налоговым ор- ганам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в бан- ке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам
(депозитам) организаций, индивидуальных предпринима- телей, а также по физическим лицам, не являющихся инди- видуальными предпринимателями, — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случа- ях, предусмотренных международными договорами РФ.
Следует обратить внимание, что в этом пункте речь идет о предоставлении уже не документов, а справок, т.е. опре- деленной информации.
В-третьих, на основании п. 5 ст. 76 НК РФ кредитная ор- ганизация обязана сообщить в налоговый орган в электрон- ном виде сведения об остатках денежных средств налогопла- тельщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денеж- ных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке.
Порядок и формы предоставления кредитными органи- зациями информации по запросам налоговых органов уста- навливается ФНС России.
Не следует смешивать понятия банковской тайны и коммерческой тайны. Они различаются как по со- держанию, так и по принципам, на которых строится правовое регу- лирование этих вопросов. В част-
Соотношение банковской тайны с иными видами
конфиденциальной информации
ности, сведения, составляющие банковскую тайну, — это сведения о клиентах кредитной организации, а сведения, со- ставляющие коммерческую тайну, — это сведения о самой кредитной организации. Состав сведений, на которые рас- пространяется режим банковской тайны, определяется за- коном, а к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться любые сведения, за исключением тех, кото- рые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004
№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне» или установлены иными федеральными законами.
Следует также учитывать, что составляющие банковскую тайну сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом приобретают статус налого- вой тайны, которая не подлежит разглашению, за исклю-
чением случаев, предусмотренных федеральным законом
(ст. 102 НК РФ). Такие случаи предусмотрены в п. 1 ст. 102
НК РФ, а также в ч. 9 ст. 69 Федерального закона «Об испол-
нительном производстве».
К режиму профессиональной тайны относятся сведе-
ния, полученные в кредитных организациях нотариусами,
которые они могут сообщать только исполнителю завеща-
ния и наследникам (п. 3 ст. 1171 ГК РФ).
Кроме того, на кредитные организации распространяют-
ся требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных»1. Данный вид информации выде-
ляется уже не по ее носителям как сведения, составляющие
банковскую тайну, а по субъекту данных и поэтому может
включать сведения, составляющие банковскую тайну.
Кредитные организации согласно Федерального закона
от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомер-
ному использованию инсайдерской информации и манипу-
лированию рынком и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» относятся
к инсайдерам (п. 5 ст. 4) и соответственно обязаны соблю-
дать требования данного Закона2. Является инсайдером и
Банк России (п. 9 ст. 4)3.
1 См.: Методические рекомендации по выполнению законодатель- ных требований при обработке персональных данных в организациях банковской системы Российской Федерации, утвержденные Банком России, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России (Ассоциация «Россия»).
2 См.: Перечень информации, относящейся к инсайдерской инфор- мации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской ин- формации и манипулированию рынком и о внесении изменений в от- дельные законодательные акты Российской Федерации, а также поряд- ка и сроков раскрытия такой информации» и Положение о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4,
11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомер-
ному использованию инсайдерской информации и манипулированию
рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» , утвержденные приказом ФСФР от 12.05.2011
№ 11-18 пз-н, Положение «О порядке проведения Федеральной службой
по финансовым рынкам совместно с Центральным банком Российской
Федерации проверок соблюдения требований законодательства о про-
тиводействии неправомерному использованию инсайдерской инфор-
мации и манипулированию рынком», утв. приказом ФСФР от 27.10.2011
№ 11-55/пз-н и ЦБ РФ № 374-П.
3 См. : Указание ЦБ РФ от 31.10.2011 № 2723-У «Об инсайдерской ин- формации Банка России».
Эта информация выделяется по критерию влияния на цену финансовых инструментов, иностранной валюты, товара и также может охватывать сведения, составляющие банковскую тайну.