Отличия от изменения статуса и особенности проведения
Реорганизация кредитной организации как юридическо- го лица может быть осуществлена в форме слияния, присо- единения, разделения, выделения и преобразования в иную организационно-правовую форму.
Поскольку кредитные организации действуют в фор- ме хозяйственных обществ, решения об их реорганизации вправе принимать только высшие органы управления — со- брания акционеров или участников (ст. 48 Закона об акци- онерных обществах, п. 2 ст. 33 Закона об обществах с огра- ниченной ответственностью).
На основании п. 6 ст. 60 ГК РФ особенности реорганиза- ции кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредит- ных организаций, порядок предъявления кредиторами тре- бований о досрочном исполнении или прекращении соот- ветствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово- хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной ор- ганизации, определяются законами, регулирующими деятель-
1 См.: Положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций, утв. приказом ЦБ РФ от 07.10.1997 № 02-437.
2 См.: письмо ЦБ РФ от 21.02.2000 № 50-Т «Об аккредитации пред- ставительств иностранных юридических фирм».
ность кредитных организаций. При этом положения п. 1—5 ст. 60 ГК РФ к кредитным организациям не применяются.
Однако Закон о банках и банковской деятельности уста- навливает такие особенности только в части уведомления о реорганизации Банка России как регистрирующего орга- на (ч. 5 ст. 23), а также в части уведомления кредиторов и раскрытия информации о существенных фактах (событи- ях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, при ее реорганиза- ции в форме слияния, присоединения и преобразования (ст. 23.5). Получается, что при других формах реорганиза- ции данная статья применяется по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
При реорганизации кредитных организаций, в результате
которой создается новая кредитная организация, Банк России
рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осу-
ществление банковских операций. При этом Банком России
принимаются во внимание лицензии, на основании которых
действовали реорганизованные кредитные организации1.
К кредитным организациям, возникшим в результате
преобразования в иную организационно-правовую форму,
а также к тем кредитным организациям, к которым произо-
шло присоединение других кредитных организаций, либо
созданным в результате слияния, не предъявляются требова-
ния по минимальному размеру уставного капитала, установ-
ленные для вновь создаваемых кредитных организаций2.
Не является реорганизацией изменение кредитной ор-
ганизацией, действующей в форме акционерного общества,
вида акционерного общества (открытое или закрытое)3.
Также не является реорганизацией изменение статуса
кредитной организации с банка на небанковскую кредит-
1 Пункт 23.2 Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление бан- ковских операций».
2 Пункт 28.2 Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И, п. 1.7
Положения о реорганизации кредитных организаций в форме слия-
ния и присоединения, утв. ЦБ РФ 29.08.2012 №386-П.
3 Пункт 23.11 Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И.
ную организацию1 либо с небанковской кредитной органи- зации на банк2.
Изменение статуса кредитных организаций в указанных случаях проводится в виде изменения учредительных доку- ментов кредитной организации.
Изменение статуса кредитной организации с банка на не- банковскую кредитную организацию дает возможность кре- дитной организации продолжать свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица в случае, если она не может исполнить требования к размеру собственных средств (капитала), установленные ст. 11.2 Закона о банках и банков- ской деятельности. В противном случае Банк России обязан будет отозвать у нее лицензию на осуществление банковских операций (п. 5—8 ч. 2 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).
Для получения статуса банка размер собственных средств (капитал) небанковской кредитной организации, наоборот, должен быть не менее 300 млн руб.
Реорганизация кредитных организаций может быть как добровольной (на основании решения ее собрания акционе- ров или участников), так и принудительной (по требованию Банка России). Хотя последний случай относится к прину- дительной реорганизации весьма условно, поскольку Банку России принадлежит только инициатива в проведении реор- ганизации. Решение о ней все равно принимают собрания акционеров или участников. К принудительной реоргани- зации в полной мере относится принудительное разделе- ние кредитной организации в связи с нарушением законо- дательства о конкуренции. Возможность такого разделения предусмотрена законодательством (ст. 38 Закона о защите конкуренции).
1 См.: Указание Банка России от 27.03.2007 № 1807-У «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной орга- низации, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с изменением статуса кредитной организации с банка на не- банковскую кредитную организацию либо в связи с изменением вида небанковской кредитной организации».
2 См.: указание ЦБ РФ от 19.06.2003 № 1292-У «О порядке представ- ления небанковской кредитной организацией в Банк России докумен- тов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка».
Особенностью осуществления добровольной реоргани- зации является то, что Банк России на основании п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ и ч. 8 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности имеет право ее запре- тить, если в результате проведения указанной реорганизации возникнут основания для применения мер по предупрежде- нию банкротства, предусмотренные ст. 4 Закона о несосто- ятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Принудительная реорганизация может применяться к кре-
дитной организации, как мера воздействия в случае, если воз-
никает реальная угроза интересам ее кредиторов и вкладчи-
ков (п. 2 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ), а также
как мера по предупреждению несостоятельности (банкрот-
ства) (ст. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит-
ных организаций). В этих случаях реорганизация проводится
в форме слияния и присоединения, т.е. в формах, направлен-
ных на объединение (укрупнение) кредитных организаций.