Тема 33 Бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации

1. Содержание и основные этапы развития бюджета Союзного государства

2. Формирование доходов бюджета Союзного государства

3. Развитие расходной части бюджета Союзного государства

1. Содержание и основные этапы развития бюджета Союзного государства

В декабре 1999 г. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о создании Союзного государства.

Важнейшим условием экономического сотрудничествадвух стран стало созданиеединого бюджета Беларуси и России, который используется в качестве финансовой основы интеграции.

Основные этапы развития бюджета Союзного государства:

Подготовительным этапом к созданию единого бюджета принято считать 1997 г., когда получила нормативное оформление идея об общем бюджете интеграционного формирования. В декабре 1997 г. были утверждёны Основные принципы формирования бюджета Союза Беларуси и России.

1998 г. стал этапом апробации модели единого бюджета Беларуси и России, сформированного за счёт отчисления средств из государственных бюджетов государств-участников.

Результат проведённой работы был реализован на следующем этапе как построение бюджета на новой основе: начиная с 2000 г. доходная часть бюджета Союзного государства формируется за счёт не только фиксированных долей отчислений государств-участников из национальных бюджетов, но и неналоговых доходов.

Были приняты два важных документа: Порядок разработки и реализации программ Союзного государства и Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Республики Беларусь.

Это положило начало следующему этапу: с 2001 г. применяется казначейская система исполнения бюджета Союзного государства.

В январе 2002 г. Советом Министров Союзного государства было одобрено Положение о бюджетной классификации Союзного государства, в соответствии с которым осуществляется группировка доходов и расходов бюджета Союзного государства, обеспечивающая сопоставимость показателей национальных бюджетов.

В апреле 2003 г. было принято постановление высшего Государственного Совета Союзного государства «О порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» - документ, определивший создание современной нормативной базы в области бюджетных отношений в Союзном государстве. Он стал, по сути, своеобразным Бюджетным кодексом Союзного государства, который устанавливает принципы построения бюджета Союзного государства, порядок осуществления бюджетных процедур и течения бюджетного процесса Союзного государства. В результате существенно повысились уровень организации разработки и принятия бюджета, а также чёткость его исполнения.

2. Формирование доходов бюджета Союзного государства

Источниками доходов бюджета Союзного государства являются:

· неналоговые доходы;

· безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы включают:

· доходы от использования имущества и денежных средств, находящихся в собственности Союзного государства, в том числе:

- доходы от продажи имущества, сдачи его в аренду (или временное пользование), передачи под залог;

- плата за пользование бюджетными средствами на возвратной и возмездной основе (проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях средств бюджета Союзного государства, и плата, взимаемая с банков за пользование данными средствами, а также проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов Союзным государством);

· доход от деятельности бюджетных учреждений Союзного государства (предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, в том числе от оказания платных услуг);

· возврат средств, полученных и не использованных в прошлом году;

· штрафы, компенсации, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда Союзному государству;

· прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления включают:

· отчисления из национальных бюджетов долевых взносов государств – участников Союзного государства;

· погашения задолженности государств-участников по уплате долевого взноса в бюджет Союзного государства;

· прочие безвозмездные перечисления (от государственных организаций, физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств).

В общем объёме доходов бюджета Союзного государства основную долю составляют безвозмездные перечисления, представленные отчислениями из национальных бюджетов Беларуси и России в размере 35 и 65% соответственно и суммами по погашению задолженности государств-участников по уплате долевого взноса.

Размеры бюджета Союзного государства и возникающей в процессе выполнения союзных программ союзной собственности сегодня являются основными показателями уровня интеграции. В структуре доходов бюджета в рассматриваемый период происходили изменения, связанные с появлением неналоговой составляющей. В 2000 г. неналоговые доходы в бюджете Союзного государства составляли 1%. Затем они заметно возросли, что было связано с возвратом бюджетных кредитов, предоставляющихся на возвратной и возмездной основе, и с поступлением процентов от предоставления бюджетных кредитов Союзного государства. Доля неналоговых доходов, достигшая в 2005 г. максимальной отметки 15%, в дальнейшем стала снижаться, поскольку в 2007 г. должно было завершиться погашение ранее выданных бюджетных кредитов.

Доходная часть сформирована за счёт согласованных отчислений государств-участников. Расходная часть бюджета Союзного государства предусматривает финансирование программ и мероприятий. Половину средств предполагалось направить на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу, реализацию программ в области промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, информатики. Из оставшихся средств - это расходы на развитие социальной политики, здравоохранения, физической культуры, экологии, образования, культуры, СМИ, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства.

До настоящего времени не прекращается дискуссия о справедливости соотношения (35:65%) вкладов государств-участников в бюджет Союзного государства. Существует мнение, что для Беларуси, экономические параметры которой во много раз меньше, чем России, доля отчислений могла быть ниже.

Поскольку расходы бюджета интеграционного образования должны обеспечивать решение общих задач и достижение общих целей стран-участниц, то вряд ли правомерно при обосновании долей отчислений каждой стороной использовать в качестве аргумента информацию о распределении бюджетных средств по территориям членов Союзного государства. Тем не менее, размеры их долей, рассматриваемые как макроэкономические показатели Союзного государства, должны научно обосновываться.

Весьма актуальной представляется разработка нормативной правовой базы Союзного государства, регулирующей вопросы его собственности и необходимой для формирования и привлечения в бюджет неналоговых доходов в части доходов от имущества, которое находится в собственности Союзного государства.

3. Развитие расходной части бюджета Союзного государства

Особенностью бюджета Союзного государства является его программный характер. Объединение и скоординированное использование ресурсов позволяет государствам-участникам реализовывать совместные программы, стратегические проекты с достаточно длительными сроками окупаемости, а также мероприятия в различных сферах деятельности. В этом – одно из преимуществ бюджета Союзного государства над национальными бюджетами.

Таким образом, объектом бюджетного финансирования за счёт средств Союзного бюджета выступают конкретные программы, проекты и мероприятия, а средства бюджета распределяются по сферам деятельности в соответствии с утверждённым перечнем программ, принятых к финансированию в конкретном году. В настоящее время большинство программ реализуется в стратегически важных отраслях и производствах (наукоемких, высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих, социально значимых), а также имеет целью создание крупных объектов инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, природоохранной).

Следует отметить, что особой формой предоставления средств из бюджета Союзного государства в течение 2000 – 2002 гг. были бюджетные кредиты юридическим лицам – резидентам Республики Беларусь и Российской Федерации. Однако с 2003 г. выдача кредитов прекратилась, прежде всего потому, что в условиях рыночной экономики они способствовали нарушению конкурентной среды и созданию преимуществ для отдельных предприятий. Другой причиной отказа от бюджетного кредитования явилось невыполнение предприятиями-заемщиками своих обязательств по возврату кредитов, выданных из средств бюджета Союзного государства, что привело к росту задолженности перед бюджетом. В течение 2003-2008 гг. предпринимались необходимые меры по её погашению.

На территории Российской Федерации основными получателями средств бюджета Союзного государства являлись министерства (обороны, промышленности и энергетики, сельского хозяйства), федеральные агентства (по промышленности, космическое, по науке и инновациям). Лидером по объёму полученных бюджетных ресурсов оказалась силовая структура – Министерство обороны Российской Федерации. Значительный объём ресурсов был предоставлен и Федеральному космическому агентству в рамках разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства.

В Республики Беларусь основными получателями средств из бюджета Союзного государства стали Государственный комитет пограничных войск (выделенные ему средства пошли на строительство пограничных переходов и финансирование других мероприятий в рамках программы обустройства внешней границы Союзного государства), министерства (промышленности, обороны, сельского хозяйства и продовольствия), а также НАН Беларуси.

Важнейшей задачей России и Беларуси на ближайшую и более отдалённую перспективу является усиление научно-технических потенциалов, от которых зависит как научно-техническое развитие обоих государств, так и достижение ими социально-экономических целей. В связи с этим достойное место среди бенефициаров бюджетных ресурсов заняли Федеральное агентство по науке и инновациям Российской Федерации и Национальная академия наук Беларуси.

Таким образом, сложились основные подходы к формированию бюджета Союзного государства Беларуси и России. В дальнейшем предполагается укрепление финансовой основы интеграционного образования, расширение сферы бюджетных отношений. Безусловно, это потребует урегулирования ряда вопросов в области формирования и исполнения бюджета Союзного государства и, соответственно, доработки действующих нормативных правовых актов.

Действующий порядок разработки программ и проектов, подлежащих (после прохождения определённых процедур) финансированию из бюджета Союзного государства, - процесс достаточно сложный и длительный.

Заказчики – инициаторы тех или иных программ, проектов, мероприятий Союзного государства – ежегодно в сроки, установленные для разработки проекта бюджета, направляют в Постоянный Комитет Союзного государства и (одновременно) в экономические и финансовые органы государств-участников бюджетные заявки с обоснованием необходимости программ, раскрытием целей и задач мероприятий, описанием ожидаемых результатов и требуемых объёмов финансирования. На основании заявок Постоянный Комитет Союзного государства вносит согласованное с финансовыми органами государств-участников предложение в Совет Министров Союзного государства об объёмах финансирования программ, проектов и мероприятий из союзного бюджета в составе проекта бюджета на соответствующий год.

Постоянный Комитет Союзного государства формирует проект бюджета и направляет его в Совет Министров Союзного государства для одобрения и внесения в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, которое рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год в двух чтениях. Принятый бюджет в семидневный срок поступает на утверждение в Высший Государственный Совет Союзного государства.

Как видим, процедура разработки и принятия союзных программ весьма громоздка, к тому же осложнена многочисленными ведомственными согласованиями и доработками. Поэтому программы не всегда своевременно принимаются к финансированию. Временной лаг между инициированием программы открытием её финансирования может составлять более года. Это в значительной степени объясняется тем, что нормативными правовыми актами не установлена продолжительность каждого из этапов (согласование, рассмотрение, принятие и др.). В дальнейшем предстоит упростить указанные процедуры для обеспечения оперативного управления бюджетными ресурсами Союзного государства.

Совершенствование механизма отбора программ означает не только упрощение самих процедур отбора, но и повышение требований к из прибыльности и бюджетной эффективности. Целесообразно периодически проводить инвентаризацию государственных программ с анализом эффективности и оценкой степени достижения конкретных результатов.

В 2001 г. в Союзном государстве была принята казначейская система исполнения союзного бюджета через национальные казначейства государств-участников. На территории Беларуси бюджет исполняется через органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, а в России – через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Переход на исполнение союзного бюджета через органы казначейства имел принципиальное значение для функционирования Союзного государства в части как финансирования непосредственно совместных программ, так и эффективного контроля за полным, целевым и эффективным использованием средств союзного бюджета.

Бюджетный контроль Союзного государства является многоплановым процессом, который обеспечивают следующие органы:

· Парламентское Собрание Союза Беларуси и России;

· Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь (до создания Счётной палаты Союзного государства);

· Постоянный Комитет Союзного государства, а также контрольные органы Российской Федерации и Республики Беларусь (до создания контрольных и финансовых органов Союзного государства).

Текущий контроль в Постоянном Комитете Союзного государства осуществляют профильные департаменты. Каждая программа закреплена за департаментом, который непосредственно курирует её выполнение, поручая своим сотрудникам проведение инспекционных проверок. Организация исполнения интеграционного бюджета – важнейшая составляющая бюджетного процесса Союзного государства.

Трудности, возникающие при реализации совместных программ и мероприятий, многообразны. Самые очевидные – недостаточный объём финансирования совместных программ и мероприятий (как, впрочем, и объём самого бюджета Союзного государства), неритмичность поступления запланированных средств, во многом обусловленная поздними сроками принятия союзного бюджета. В таких условиях совместные программы приходилось дофинансировать за счёт национальных бюджетов России и Беларуси, собственных средств предприятий-участников, банковских кредитов и др.

Вместе с тем реализации ряда совместных программ препятствуют и организационные проблемы, в ряде случаев обуславливающие неполное освоение выделенных средств бюджета Союзного государства. Создаётся парадоксальная ситуация: с одной стороны, объёма бюджета недостаточно для финансирования совместных программ и мероприятий, а с другой – средства бюджета остаются неиспользованными. Решить эту проблему можно, например, переходом на перспективное бюджетное планирование (как в Европейском союзе). Составление пятилетнего плана бюджета и его ежегодное корректирование значительно упростит процедуру составления и утверждения бюджета на очередной год, будет способствовать своевременному его принятию и, соответственно, качественному исполнению.

Надо признать, что совместные российско-белорусские программы ускоряют развитие актуальных направлений взаимовыгодного сотрудничества двух стран, способствуют как формированию единого экономического пространства на территории Союзного государства, так и повышению конкурентоспособности белорусской и российской экономик.

Финансируемые союзным бюджетом программы по обеспечению роста экономического, научно-технического, военно-оборонительного потенциала закладывают фундамент для дальнейшей интеграции Беларуси и России, укрепления международного авторитета Союзного государства.

Этому процессу должна благоприятствовать открытость информации о развитии бюджета Союзного государства, что согласуется с реализацией одного из провозглашённых принципов его построения – принципа гласности: утверждённый бюджет и отчёт о его исполнении должны в обязательном порядке публиковаться в открытой печати. Следовательно, важно добиваться своевременного утверждения не только бюджета, но и отчётности о его исполнении.

Таким образом, расширение сферы использования бюджета Союзного государства является необходимым условием ускорения экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации. Можно утверждать, что формирование бюджета Союзного государства имело историческое значение, поскольку впервые в развитии интеграционных процессов России и Беларуси была практически реализована увязка интересов дух государств, подтверждённая реальными финансовыми ресурсами.

В О П Р О С Ы

к экзамену по дисциплине “ Государственный бюджет” на 2014-2015 учебный год.

1. Понятие государственного бюджета, необходимость и условия его возникновения. 2. Сущность госбюджета. Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств. 3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. 4. Характеристика первых самостоятельных бюджетов Республики Беларусь (1991-1992 гг.). 5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь как правовая основа организации бюджетной системы.  

6. Развитие бюджета Республики Беларусь в условиях формирования рыночной экономики.

7. Бюджет и бюджетная политика Республики Беларусь в начале XXI в.

8. Бюджетное устройство. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

9. Республиканский бюджет, его роль в социально-экономическом развитии Республики Беларусь и общая характеристика.

10. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.

11. Бюджетная классификация Республики Беларусь.

12. Классификация доходов бюджета.

13. Классификация расходов бюджета.

14. Классификация финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь.

15. Государственные внебюджетные фонды, их роль и основы организации.

16. Фонд социальной защиты населения. Внебюджетные фонды.

17.Особенности формирования доходной части бюджета Республики Беларусь в современных условиях.

18.Налоги и их роль в формировании доходов бюджета.

19. Неналоговые доходы бюджета и их характеристика.

20. Доходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы.

21. Состав и структура доходов республиканского бюджета.

22. Доходы местных бюджетов, их состав и структура.

23. Закон Республики Беларусь «О Республиканском бюджете Республики Беларусь» на 2014 г. Характеристика доходной части бюджета.

24. Расходы бюджетов Р Б, их распределение по уровням бюджетной системы.

25. Состав и направления расходов республиканского бюджета.

26. Расходы местных бюджетов, их состав и направления средств.

27. Сущность и содержание расходов бюджета, их виды и назначение. Бюджетные резервы.

28.Расходы бюджета на осуществление общегосударственной деятельности.

29.Расходы бюджета на национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

30.Финансовое обеспечение государственной поддержки национальной экономики и охраны окружающей среды.

31.Расходы бюджета на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства.

32. Расходы на развитие социальной сферы, источники их финансирования и методы планирования.

1. 33. Механизм хозяйствования бюджетных учреждений в рыночной экономике, внебюджетные источники финансирования их деятельности.

34. Принципы финансирования бюджетных организаций.

35. Финансирование расходов на здравоохранение.

36. Расходы бюджета на физическую культуру, спорт и средства массовой информации.

37. Расходы бюджета на образование.

38.Финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов.

39.Специфика расходной части бюджета Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений.

40.Закон Республики Беларусь «О Республиканском бюджете Республики Беларусь» на 2014 г. Характеристика расходной части бюджета.

41. Бюджетный дефицит, его понятие, причины и последствия.

42.Дефицит бюджетов Республики Беларусь, его динамика, источники финансирования.

43. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета.

44..Государственные заимствования и предоставление государственных кредитов. Управление государственным долгом.

45. Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения.

46.Развитие и реформирование межбюджетных отношений в современных условиях.

47. Межбюджетные трансферты.

48. Организация бюджетного процесса. Понятие и участники бюджетного процесса, характеристика его этапов.

49. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов.

50. Главное государственное казначейство, его задачи и функции.

51. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

52. Бюджеты интеграционных формирований, их особенности и роль.

53.Характеристика доходов и расходов бюджета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

54.Проблемы организации бюджетного процесса в Союзном государстве Республики Беларусь и Российской Федерации. Пути их решения.

Наши рекомендации