Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение
в общ. сумме (%) | удельн. вес в ВВП (%) | в общ. сумме (%) | удельн. вес в ВВП (%) | в общ. сумме (%) | удельн. вес в ВВП (%) | |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | 13,13 | 3,86 | 13,27 | 4,17 | 14,07 | 4,09 |
В законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. Данный показатель утверждается по республике в делом и суммарно — для бюджетов областей и г. Минска (до 2009 г. его утверждали также отдельно для каждой области и для столицы республики).
Переход к финансированию здравоохранения на основе норматива позволяет выравнивать обеспеченность территорий бюджетными ресурсами, направляемыми в здравоохранение, и обеспечить бюджетным финансированием гарантированный населению объем медицинских услуг.
Величина норматива бюджетной обеспеченности определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения Республики Беларусь в бесплатной медицинской помощи и должна быть достаточной для возмещения материальных и приравненных к ним затрат учреждений здравоохранения, в том числе на оказание бесплатной медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников здравоохранения и создание необходимой материально-технической базы.
Министерство финансов совместно с Министерством здравоохранения на основании доведенного в установленном порядке уровня расходов на здравоохранение к ВВП (без расходов на капстроительство) исчисляет объем расходов на здравоохранение в делом по республике и определяет средний по норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. При этом не принимаются во внимание расходы на здравоохранение других органов государственного управления.
3. Составление сметы расходов организаций здравоохранения
Для организаций здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета, разработан единый подход к составлению сметы расходов по их содержанию. Сметы свёрстываются на календарный год по форме, установленной Минфином для бюджетных организаций. Они определяют плановый объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета.
По подразделу 07 01 «Медицинская помощь населению» идут организации, оказывающие стационарную, амбулаторно-поликлиническую, скорую медпомощь. В смете отражается объем расходов в целом по организации и по каждому виду оказания медицинской помощи:
• стационарная медпомощь — госпитализация больных в стационар больничной организации;
• амбулаторно-поликлиническая медпомощь — оказание медицинской помощи больному в амбулаторно-поликлиническом отделении (поликлинике, амбулатории) больничной организации или на дому;
• скорая медпомощь — оказание медпомощи больным бригадами скорой медпомощи.
В смету могут включаться только расходы, обусловленные спецификой деятельности данной организации. Поэтому все показатели по расходам, определяющие объем финансирования из бюджета, должны обосновываться расчетами после анализа сложившегося уровня затрат. Он выявляет затраты, вызванные несоблюдением утвержденных норм и нормативов (как материальных, так и денежных).
Исходные данные для определения расходов медицинской помощи:
• планируемые объемы оказания медицинской помощи со стороны больничной, амбулаторно-поликлинической организации или организации скорой медицинской помощи;
• утвержденные нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами (а при их отсутствии — по фактическому потреблению, сложившемуся за прошлые годы);
• условия договоров на поставку материальных ресурсов, в том числе касающиеся их оплаты;
• нормы нагрузки и затрат труда, расчеты штатной численности и условия оплаты труда, определяемые согласно действующему законодательству;
• сроки полезного использования (нормативный срок службы) основных средств и предметов в составе оборотных средств.
Для амбулаторно-поликлинического отделения расчетными единицами являются число врачебных должностей и количество посещений.
Важнейшие показатели деятельности больницы — коечный фонд и число должностей персонала. Поэтому расчетными единицами для определения расходов на содержание больниц являются количество коек и штатная численность персонала. Оба показателя рассчитываются на начало и конец планируемого года.
Количество коек в стационаре на конец года определяется с учетом:
• фактического их наличия на начало года;
• возможности развертывания или закрытия коек в период, оставшийся до конца года;
• необходимости госпитализации больных (что является основой определения потребности в койках).
Койки, временно не функционирующие в связи с дезинфекцией, капитальным ремонтом или карантином, относятся к количеству фактически развернутых.
Прирост либо сокращение количества сметных больничных коек определяется в сопоставлении данных организации здравоохранения с показателями территориальной программы государственных гарантий по обеспечению граждан соответствующей административно-территориальной единицы медицинским обслуживанием. При планировании коечного фонда больничной организации необходимо учитывать эффективность использования действующего коечного фонда с точки зрения потребности в нем прикрепленного населения, а также имея в виду задачу оптимизации продолжительности лечения больного в стационаре.
Число врачебных должностей рассчитывается исходя из количества коек в отделении и установленной нормы обслуживания на одну врачебную должность.
Число должностей средних и младших медицинских работников исчисляется на один круглосуточный пост согласно инструкции.
Количество койко-дней по каждому структурному подразделению на планируемый год определяется исходя из планируемого количества госпитализируемых больных и средней длительности лечения.
В соответствии с экономической классификацией расходы по смете организаций здравоохранения, расходы которых отражаются но подразделу 07 01 «Медицинская помощь населению», планируются по статьям, под статьям и элементам расходов.
По подстатье 1 10 01 00 «Заработная плата рабочих и служащих» планируются расходы на оплату труда работников больничной организации, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи.
В расходы по подстатье 1 10 01 00 «Заработная плата рабочих и служащих» включаются следующие элементы расходов:
• основной оклад гражданских служащих;
• надбавки к заработной плате гражданских служащих;
• дополнительная оплата гражданских служащих;
• оплата труда внештатных сотрудников;
• прочие денежные выплаты гражданским служащим.
Элемент расходов 1 10 01 02 «Надбавки к заработной плате гражданских служащих» включает различные виды надбавок.
Элемент расходов 1 10 01 03 «Дополнительная оплата гражданских служащих» используется при оплате труда:
• по замещению работников, ушедших в отпуск, либо направленных на курсы повышения квалификации или на переподготовку;
• в государственные праздники и праздничные дни;
• в ночное время;
• по руководству производственной практикой студентов, врачами-стажерами;
• молодых специалистов — в размере одной ставки 1 -го тарифного разряда;
• работников, для которых вводится рабочий день с разделением смены на отдельные части с перерывом, превышающим два часа;
• работников, занятых па работах во вредных и тяжелых условиях труда.
Расходы по каждому виду дополнительной оплаты обосновываются соответствующими расчетами.
К элементу 1 10 01 04 «Оплата труда внештатных сотрудников» относятся расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате данной организации здравоохранения, а привлекаемых для выполнения работ либо консультирования на условиях договора.
К элементу 1 10 01 05 «Прочие денежные выплаты гражданским служащим» относятся виды оплаты труда, не включенные в элементы расходов 1 10 01 01 — 1 10 01 04.
В подстатью 1 10 03 00 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» включаются следующие элементы расходов:
• канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей;
• медикаменты и перевязочные средства;
• мягкий инвентарь и обмундирование;
• продукты питания;
• прочие расходные материалы и предметы снабжения.
По элементу 1 10 03 01 «Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей» отражаются:
• расходы на приобретение предметов в составе оборотных средств, используемых для хозяйственных целей, и на приобретение канцелярских и письменных принадлежностей;
• хозяйственные расходы по содержанию в чистоте зданий, дворов, улиц и тротуаров;
• расходы по стирке белья, химчистке и санитарно-гигиеническим мероприятиям для контингентов, обслуживаемых учреждениями;
• расходы по приобретению инструментов для ремонтных работ;
• расходы на приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газеты, журналы, бюллетени, справочники, каталоги и т.п.);
• расходы на приобретение других материалов и предметов, используемых для хозяйственных целей.
Данные расходы планируются по смете расходов исходя из количества вышеуказанных предметов, их фактического наличия и цен, по которым они реализуются поставщиками на начало планируемого года, а также с учетом коэффициентов роста цен, принятых для формирования бюджета на планируемый год.
По элементу 1 10 03 02 «Медикаменты и перевязочные средства» отражаются расходы:
· на приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов и перевязочных средств;
· приобретение минеральных вод для медицинских целей, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, кислорода и т.п.;
· связанные с донорством крови, включая питание;
· на приобретение крови и кровезаменителей для переливания;
· приобретение кумыса.
Расходы на приобретение лекарственных и перевязочных средств рассчитываются с учетом фактического наличия последних на начало планируемого года, как в структурных подразделениях, так и на складах (в аптеке) организации.
По элементу 1 10 03 03 «Мягкий инвентарь и обмундирование» отражаются расходы на приобретение и изготовление в установленном порядке белья, одежды и обуви, столовых и постельных принадлежностей, штор (жалюзи), специальной (защитной) одежды, санитарно-гигиенической одежды (включая изделия одноразового использования) и другие аналогичные расходы..
По элементу 1 10 03 04 «Продукты питания» отражаются расходы на питание больных в организациях здравоохранения и наценки на стоимость сырьевого рациона в случае приготовления пищи для больных предприятиями общественного питания.
Питание больных организуется по нормам среднесуточного набора продуктов питания. Норма устанавливается в расчете на один койко-день, т.е. на одну койку соответствующего профиля в день (одного больного), в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Министерством здравоохранения . На основании среднесуточного набора продуктов питания на один койко-день (для одного больного) исчисляется расчетная норма на питание больных.
Плановая сумма расходов на приобретение продуктов питания определяется путем специального расчета.
По элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» отражаются расходы:
• на приобретение материалов для зубного протезирования, протезирования клапанов сердца, внутренних имплантатов, наборов пластин для остеосинтеза костей, наборов транспедикулярных фиксаторов для операций на позвоночнике и др.;
• приобретение книг для библиотек в учреждениях;
• приобретение спортивного инвентаря для медицинских целей;
• приобретение игрушек;
• пополнение действующих медицинских учреждений медицинской техникой, изделиями медицинского назначения (включая медицинскую мебель), предметами ухода за больными, медицинским инструментарием, относящимся к предметам в составе оборотных средств;
• приобретение пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов и оплату стоимости анализов, производимых в других учреждениях;
• оплату минеральных ванн, грязевых и других лечебных процедур;
• приобретение термобумаги, кассет для медицинского оборудования (ЭКГ, УЗИ и т.п.), медицинских перчаток, расходных материалов для стоматологического лечения, медицинского инструментария, средств стерилизации оборудования;
• другие расходы.
Перечисленные расходы планируются в зависимости от потребности в них с учетом их фактического наличия на начало планируемого года и стоимости.
По подстатье 110 04 00 «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы па командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу.
По подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» учитываются расходы (затраты), связанные с содержанием и наймом транспорта:
• на содержание (включая техническое обслуживание и текущий ремонт) автомобильного, гужевого и других видов транспорта;
• паем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и т.п.;
• оплату услуг стоянок транспортных средств и др.
По подстатье 1 10 06 00 «Оплата услуг связи» отражаются расходы:
• по установке и эксплуатации служебных телефонов и телефаксной связи, оплате всех видов служебных телеграмм, международных и междугородних переговоров;
• абонентной плате за трансляционные радиоточки коллективного пользования;
• оплате стоимости пересылки архивных материалов, лома драгоценных металлов;
• отправке служебной корреспонденции и посылок;
• подключению к сети Интернет и пользованию сетью;
• оплате услуг средств массовой информации и др.
В подстатье 1 10 07 00 «Оплата коммунальных услуг» включаются расходы на оплату потребления тепловой энергии, газа, электрической энергии, прочих коммунальных услуг.
По элементу расходов 1 10 07 01 «Оплата потребления тепловой энергии» отражаются расходы:
• на приобретение, заготовку и транспортировку дров, угля, нефти, мазута, торфа, на тепловую энергию для отопления зданий и служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей;
• на погрузку, разгрузку, укладку, складирование топлива, распиловку и колку дров;
• на приобретение тары (цистерн, бочек) под жидкое топливо;
• оплату отопления, получаемого от котельных и тепловых сетей сторонних организаций;
• содержание зданий, дворов (отопление но договорам), оплату тепловой энергии.
Оплата потребления тепловой энергии планируется исходя из среднего расхода на 1 м3 площади в сопоставлении с фактически произведенными затратами за два предыдущих года.
Норма расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, исчисленная и умноженная на стоимость 1 Гкал на начало планируемого года, образуетнорму затрат на отопление и вентиляцию зданий.
По элементу 1 10 07 02 «Оплата потребления газа» расходы отражаются в суммах, предусмотренных в договоре на поставку газа.
Но элементу 1 10 07 03 «Оплата потребления электрической энергии» учитываются расходы на оплату:
• потребления электроэнергии, идущей на освещение помещений, зданий и сооружений организаций вместе с прилегающими к ним дворами, улицами и площадями;
• потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, научных, учебных, лечебных и других целей;
• обеспечения организаций электроэнергией.
Оплата исчисляется исходя из среднего расхода электроэнергии на 1 м2 площади в сопоставлении с фактически произведенными затратами за два предыдущих года.
По элементу 1 10 07 04 «Прочие коммунальные услуги» отражаются расходы:
• на содержание зданий, дворов (водоснабжение, канализация, ассенизация и вывоз мусора по договорам), техническое обслуживание зданий и сооружений, технический и пожарный надзор;
• вневедомственную охрану;
• оплату аренды (субаренды) зданий, помещений в соответствии с заключенными договорами и др.
Расходы на водоснабжение и канализацию определяются исходя из среднего расхода на койку в сопоставлении с фактически произведенными затратами за два предыдущих года; по остальным видам данной подстатьи — в суммах, предусмотренных заключенными договорами.
По подстатье1101000 «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» отражаются расходы:
• на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря;
• оплату текущего ремонта зданий и помещений;
• прочие текущие расходы.
По элементу 1 10 10 02 «Оплата услуг по текущему ремонту оборудования и инвентаря»расходы определяются исходя из количества единиц оборудования, приборов и стоимости технических обслуживания одной единицы согласно договору со сторонней организацией, оказывающей эти услуги.
Затраты на приобретение запасных частей исчисляются с учетом их количества, необходимого для замены или ремонта, и цены одной единицы.
По элементу 1 10 10 03 «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» расходы определяются в зависимости от внешней кубатуры зданий организации здравоохранения и необходимости выполнения ремонта на основании сметы по текущему ремонту конкретного объекта.
По элементу 1 10 10 08 «Прочие текущие расходы» отражаются затраты:
• по оплате профессиональных осмотров работников, приобретению личных медицинских книжек;
• оплате командировок на сессии, совещания и конференции научного характера;
• связанные с профессиональным обучением работников;
• на мероприятия по охране труда и технике безопасности;
• по оплате летных часов санитарной авиации;
• связанные с патронированием детей, инвалидов, психических больных;
• на выплату вознаграждения медицинским работникам родильных домов (отделений) за заготовку крови;
• по захоронению одиноких граждан;
• оплате метрологических услуг;
• другие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.
Подстатья 1 30 03 00 «Трансферты населению», входящая в
статью расходов 1 30 00 00 «Текущие бюджетные трансферты», используется для отражения расходов:
• на выплату выходного пособия в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• по оплате организацией стоимости лекарственных средств и медицинских принадлежностей, отпускаемых гражданам, имеющим на это право, бесплатно или на льготных условиях по рецептам врачей при амбулаторном лечении;
• по направлению больных на лечение в другие местности;
• по бесплатному обеспечению граждан, имеющих на это право, техническими средствами социальной реабилитации.
Статья 2 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды» включает подстатьи 2 40 01 00 «Приобретение оборудования и других основных средств» и 2 40 03 00 «Капитальный ремонт».
По подстатье 2 40 01 00 «Приобретение оборудования и других основных средств»отражают расходы на приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования:
• мебели, средств информационных технологий, телекоммуникационного оборудования, технических средств контроля, оргтехники, средств радиосвязи, оборудования радиационного контроля, контрольно-измерительных приборов;
• автотранспортных средств, зданий и сооружений непроизводственного назначения — в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• гаражного оборудования и других предметов длительного пользования — стоимостью до 30 базовых величин.
Оснащение больничной организации здравоохранения необходимым оборудованием производится в пределах ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований с учетом наличия годного к использованию оборудования на начало года.
На данную подстатью относятся также затраты по доставке и установке оборудования и инвентаря.
В подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» учитываются расходы, связанные с ремонтом всех видов зданий (помещений) для восстановления их ресурса, предполагающего замену (при необходимости) конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также для улучшения эксплуатационных показателей, включая модернизацию, расширение и благоустройство этих объектов. Сюда включаются расходы по разработке проектно-сметной документации.
Расходы на капитальный ремонт планируются на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения, в соответствии с дефектными актами, технической документацией по установленным нормам и расценкам.По статье 2 60 00 00 «Приобретение земли и нематериальных активов» отражаются расходы на приобретение объектов интеллектуальной собственности (программного продукта), на получение специальных разрешений (лицензий) и т.п.
На основании исчисленных расходов (затрат) по статьям, под- статьям, элементам расходов бюджетной классификации по организации здравоохранения составляются следующие документы:
• свод расходов на содержание больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи;
• смета расходов больничной организации, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи, финансируемых из бюджета.
Если организация здравоохранения не имеет возможности обеспечить предоставление необходимых услуг, связанных с оказанием медицинской помощи, собственными силами, она предусматривает их оплату сторонней организации в смете расходов по соответствующему элементу.
Смета расходов утверждается главным распорядителем средств и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации здравоохранения в двух экземплярах, один из которых направляется в вышестоящую организацию. Если обслуживание больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи осуществляется централизованной бухгалтерией, то смета расходов утверждается в трех экземплярах, один из которых остается в централизованной бухгалтерии.
4. Медицинское страхование
Необходимость развития здравоохранения и повышения качества медицинских услуг, с одной стороны, и сокращение финансовых возможностей государства в условиях мирового финансового кризиса, с другой стороны, диктуют необходимость диверсификации источников финансирования.
В настоящее время в мире выделяются три основные (принципиально отличающиеся) системы здравоохранения:
1) преимущественно государственная (например, в Великобритании);
2) преимущественно страховая (в Германии, Франции, Голландии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, некоторых государствах Латинской Америки, Японии), которой охвачено более 1 млрд человек — свыше четверти населения мира;
3) преимущественно частная (платная) (в США).
Практически нигде указанные системы не представлены в чистом виде. Так, в странах с государственной системой здравоохранения имеются организации и учреждения, осуществляющие добровольное частное медицинское страхование. В ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система. Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, ни одно государство полностью не удовлетворено собственным здравоохранением.
Опыт системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о ее высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощь. Основная часть средств поступает из госбюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения.
Преимущественно страховая система здравоохранения основана на принципах солидарности. Она тесно связана с системой социального страхования в целом и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность контролировать использование страховых средств; застрахованные вправе самостоятельно выбирать врача и лечебно-профилактическое учреждение.
Наиболее важными в страховой медицине являются проблемы обеспечения равного доступа и оплаты медицинской помощи, оказываемой лицам из групп повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), оптимального распределения финансовых ресурсов среди групп застрахованных.
Финансирование подобных систем имеет три источника:
1) страховые взносы предпринимателей — отчисления от доходов (налогов);
2) заработки трудящихся — отчисления из заработной платы;
3) средства государственного бюджета.
Система социального медицинского страхования Германии — одна из наиболее развитых в Европе. Канцлер Бисмарк внедрил ее в 1883 г., в настоящее время ею охвачено более 90 % населения страны (8 % предпочли частное медицинское страхование, а за 2 % неимущих платит государство).
Она обеспечивает необходимую медпомощь для всех застрахованных. Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации — больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Виды касс: местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства; производственные (по месту работы); морские; горняцкие; сельскохозяйственные; эрзац-кассы (главным образом для служащих). Контроль и управление их деятельностью осуществляет правительственное агентство.
Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования, насчитывающей более двадцати различных видов. Медицинское страхование включает подвиды: по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.
В Бельгии раньше, чем в других странах, была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания. В системе медицинского страхования работают шесть общенациональных союзов страховых фондов: католический (охватывает 45 % населения), социалистический (26 %), либеральный (7 %), профессиональный (15 %), независимый (4 %) и вспомогательный (1 %). Таким образом, 98 % бельгийцев охвачено обязательным медицинским страхованием и только 1 % — частным.
Современное состояние общественного здоровья Японии характеризуется очень высокими показателями: ожидаемая продолжительность жизни — 80 лет, т.е. самая большая среди развитых стран (для сравнения: в России — 60 лет); младенческая смертность —самая низкая в мире.
Преимущественно частная система медицинского страхования, наиболее широко представленная в США, характеризуется децентрализованностью, развитостью инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования. Наряду с частной системой медицинского страхования в США действуют две правительственные программы, находящиеся на государственном финансировании: это «Медикэр» — для медицинской помощи пожилым людям после 65 лет и «Медикейд» — для безработных, неимущих и некоторых групп инвалидов. Оговоримся, что только 46 % американцев с низким доходом смогли зарегистрироваться и получать пособия в рамках «Медикейд». Программой обязательного социального страхования престарелых «Медикэр» охватываются все граждане старше 65 лет, поэтому она считается более успешной.
Опыт многих стран, успешно практикующих обязательное медицинское страхование (ОМС), заслуживает изучения в Республике Беларусь. ОМС может стать дополнительным каналом финансирования расходов на здравоохранение.
Говоря о медицинском страховании, правомерно обратиться к историческим фактам, доказывающим, что современные проблемы нашей республики весьма схожи с экономическими трудностями в области финансирования социальной сферы, которые ранее преодолевались развитыми государствами.