Функциональная классификация расходов

Функциональная классификация расходов является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Она состоит из четырех уровней:

· разделы - определяют расходование средств бюджета на выполнение функций государства;

· подразделы - конкретизируют направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов;

· виды расходов - обеспечивают детализацию расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов;

· параграфы - применяются для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Код функциональной классификации состоит из девяти знаков, которые распределяются по уровням следующим образом:

· раздел маркируется двумя знаками;

· подраздел - двумя знаками;

· вид - двумя знаками (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00›);

· параграф - тремя знаками.

Функциональная классификация состоит из десяти разделов.

По разделу 01 «Общегосударственная деятельность» отражаются расходы на осуществление мероприятий общегосударственного значения По разделу 02 «Национальная оборона» отражаются расходы по управлению деятельностью в области обороны и обеспечению военной безопасности государства, централизованному обеспечению и содержанию Вооруженных Сил Республики Беларусь, другие расходы, связанные с военными нуждами.

По разделу 03 «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» отражаются расходы, связанные с правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности и обеспечения безопасности.

По разделу 04 «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики

По разделу 05 «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; восстановление государственного природно-заповедного фонда и др.

По разделу 06 «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» отражаются расходы по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищному строительству

По разделу 07 «Здравоохранение» отражаются расходы на содержание организаций здравоохранения, на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения; на финансирование других мероприятий в области здравоохранения.

По разделу 08 «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» отражаются расходы на финансирование физической культуры и спорта; на организацию и осуществление деятельности в области культуры и искусства; на поддержку национального киновидеопроизводства, киновидеопроката, средств массовой информации, издательств и периодических средств массовой информации;

По разделу 09 «Образование» отражаются расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение образования всех уровней; на подготовку кадров высшей научной квалификации; повышение квалификации и переподготовку кадров; осуществление прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов в области образования;

По разделу 10 «Социальная политика» отражаются расходы по обеспечению функционирования организаций социальной защиты и социально-педагогических учреждений образования; выплаты государственных социальных пособий и пенсий в соответствии с законодательством; выплаты семьям военнослужащих, работников

правоохранительных органов; выплаты пособий гражданам и семьям, имеющим детей; расходы на осуществление государственных программ и мероприятий, на реализацию государственных программ поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан; на оказание социальной помощи лицам, на осуществление прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов в области социальной политики; на другие социальные программы и мероприятия.

Программная классификация

Программная классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам. Она имеет два уровня:

· бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке;

· подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации состоит из пяти знаков, из них три символизируют программу, а два - подпрограмму (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция ‹00›).

Классификация данного вида применяется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении не только бюджетов (республиканского, местных, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов), но и отчетов об их исполнении. Кроме того, ею пользуются при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

Программная классификация применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.

Экономическая классификация

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию. Она показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней:

· категория расходов;

· статья расходов (закупка товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи;

· элемент расходов, детализирующий (при необходимости) расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации включает семь знаков, которые распределяются следующим образом:

· категория - один знак;

· статья - два знака;

· подстатья - два знака;

· элемент - два знака.

При отсутствии уровня используется нулевая позиция «00».

Расходы определяются как государственные платежи, которые не подлежат возврату, не вызывают и не погашают финансовых требований. Они предназначаются как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат и могут быть возмездными

(при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг) либо безвозмездными (все виды бюджетных трансфертов).

В экономической классификации выделяют следующие категории расходов:

1 00 00 00 «Текущие расходы»;

2 00 00 00 «Капитальные расходы»;

3 00 00 00 «Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения».

1 10 00 00 «Закупки товаров и оплата услуг»;

1 20 00 00 «Обслуживание государственного долга Республики Беларусь»;

1 30 00 00 «Текущие бюджетные трансферты».

Подстатья 1 10 02 00 «Начисления на заработную плату» отражает расходы, исчисленные в установленных размерах к фактически начисленной заработной плате, расходы на государственное социальное страхование и другие обязательные отчисления и страховые взносы.

Подстатья 1 10 03 00 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов»отражает расходы по закупке предметов в составе оборотных средств, материалов и продуктов питания.

Подстатья 1 10 04 00 «Командировки и служебные разъезды»отражает расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу (оплата проезда, суточных и квартирных при служебных командировках; приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования (за исключением такси) для сотрудников, работа которых носит постоянный разъездной характер‚ и др.).

Подстатья 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» предназначена для учета расходов по содержанию и найму транспорта.

Подстатья 1 10 06 00 «Оплата услуг связи» отражает оплату установки и эксплуатации служебных телефонов, переноса телефонных номеров, абонементную плату за линии телеграфной и телефаксной связи, оплату услуг по сети абонентского телеграфа и всех видов служебных телеграмм, международных и междугородних переговоров;

Подстатья 1 10 07 00 «Оплата коммунальных услуг» аккумулирует расходы по приобретению и заготовке дров, угля, торфа, оплате газа, электрической и тепловой энергии для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей и др.

Подстатья 1 10 08 00 «Оплата геологоразведочных услуг»отражает затраты организаций на геологоразведочные и топографо-геодезические работы, финансируемые за счет средств бюджета.

Подстатья 1 10 09 00 «Оплата услуг по типовому проектированию» отражает расходы по составлению градостроительных прогнозов, разработке и экспертизе градостроительной документации общего и детального планирования,.

Подстатья 1 10 10 00 «Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг» отражает прочие расходы текущего характера, не включенные в вышерассмотренные подстатьи, в частности, расходы по текущему ремонту оборудования и инвентаря (в том числе - технических средств связи, мебели, хозяйственного и мягкого инвентаря),

По статье 1 20 00 00 «Обслуживание государственного долга Республики Беларусь»отражаются расходы на уплату всех видов процентных платежей за использование заемных средств, привлекаемых для финансирования республиканского и местных бюджетов.

По статье 1 30 00 00 «Текущие бюджетные трансферты» отражаются все виды безвозмездных переводных платежей текущего характера, носящих характер финансовой помощи.

Ø Категория расходов 2 00 00 00 «Капитальные расходы»

применяется для отражения расходов бюджетов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации; отражает расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности; расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

По статье 2 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды»отражаются расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и капитальный ремонт (за исключением расходов, классифицируемых по экономической классификации как «Капитальные трансферты»). Данная статья имеет подстатьи.

.Подстатья 2 50 00 00 «Создание государственных запасов и резервов» отражает расходы на создание, обновление и пополнение всех видов государственных запасов и резервов.

Подстатья 2 60 00 00 «Приобретение земли и нематериальных активов» отражает расходы на приобретение в собственность земельных участков и различных нематериальных активов.

Категория расходов З 00 00 00 «Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения (кредитование минус погашение)» включает бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам. Сумма таких платежей уменьшается на сумму возвратов в бюджет с уменьшением (погашением) финансовых требований государственных органов к другим лицам.

Платежи, осуществляемые Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в качестве гаранта или поручителя (т.е. выплаты основных сумм долга по просроченным долгам или процентов), классифицируются как кредитование, если они увеличивают соответствующие государственные требования к просрочившему дебитору. Получение Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами покрытий по соответствующим требованиям к просрочившим дебиторам классифицируется как возврат средств.

Ведомственная классификация

Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов. Она состоит из одного уровня - главы с трехзначным кодом.

Примеры ведомственной классификации:

Глава Распорядители бюджетных средств

092 Министерство финансов Республики Беларусь

095 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

190 Министерство обороны Республики Беларусь

При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по главам ведомственной, но в разрезе функциональной классификации расходов.

Наши рекомендации