Учебная программа по специальности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Электронный вариант

Составители:

Грузицкий Ю.Л.

Кузнецова Н. А.

Марусева К.А.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный экономический университет

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан факультета финансов и банковского дела

_____________________ Н.А.Лесневская

“____” _______ 2014___ г.

Регистрационный N ТД __________/ тип.

Государственный бюджет

Учебная программа по специальности

1-25 01 04 “Финансы и кредит”

Факультет финансов и банковского дела

Кафедра финансов

Курс: 5-6

Семестр: 9-11

Лекции: 12 часов Зачет: 10 семестр

Практические: 10 часов Экзамен, тест: 11 семестр

Всего аудиторных часов

по дисциплине: 22 часа

Всего часов

по дисциплине: 52

Форма получения

высшего образования заочная

полная

Минск 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии специфической сферы распределительных отношений – бюджетной.

Важность этой дисциплины в подготовке специалистов объясняется особой ролью бюджета. В современном обществе бюджет становится главным инструментом в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения и распределяет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию планов социально-экономического развития страны.

Многогранность бюджетного процесса предполагает комплексный подход к формированию знаний студентов в сфере государственных финансов, включающий изучение бюджетной системы, доходов бюджета и их планирования, механизма финансирования государственных расходов, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, принципов управления бюджетным дефицитом, межбюджетных отношений, организации бюджетного процесса.

Дисциплина “Государственный бюджет” является неотъемлемой частью современных экономических знаний и связана с рядом других дисциплин учебного плана: Теория финансов, Бюджетный учет и отчетность, Налоги и налогообложение, Финансовые и кредитные системы зарубежных стран и др.

При изучении доходов государственного бюджета необходимо учесть, что порядок исчисления налогов и расчетов с бюджетом по налогам изучается в курсе “Налоги и налогообложение”.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса:сформировать целостное представление о бюджетной системе государства, принципах ее построения, экономических, правовых и организационных основах функционирования.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать знания в области теории бюджета и практики организации бюджетного процесса, обучить методам планирования доходов и формам их мобилизации в бюджет, изучить механизм финансирования государственных расходов за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

- обозначить особую роль и значение региональных бюджетов как финансовой базы органов местного управления и самоуправления; изучить принципы построения межбюджетных отношений в Республике Беларусь, механизм выравнивания бюджетной обеспеченности и уровня социально-экономического развития территорий, опыт решения этих задач в зарубежных странах;

- раскрыть механизм функционирования государственных внебюджетных фондов, порядок их формирования и использования;

- изучить особенности функционирования бюджета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также опыт организации бюджетов других международных интеграционных формирований.

При изучении дисциплины «Государственный бюджет» студенты должны усвоить, что основное назначение бюджета состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение планов социально-экономического развития страны, общегосударственных и межгосударственных программ и мероприятий.

В результате изучения дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- основы построения государственного бюджета, бюджетной системы, организацию функционирования государственных внебюджетных фондов Республики Беларусь;

- принципы и методы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, механизм организации межбюджетных отношений;

- методы планирования и мобилизации доходов бюджета и внебюджетных фондов, порядок определения объемов расходов и принципы их финансирования;

- организацию бюджетного процесса на уровне республиканского и местных бюджетов;

УМЕТЬ:

- проводить анализ состава и структуры доходов и расходов бюджета; определять количественные и качественные изменения параметров бюджета, тенденции его развития, приоритеты бюджетной политики;

- распределять государственные доходы и расходы между уровнями бюджетной системы; рассчитывать объем финансовой помощи региональным бюджетам;

- анализировать показатели по объемам и направлениям использования государственных внебюджетных фондов, определять тенденции их развития.

В качестве методов обучения рекомендуется проведение семинарских и практических занятий с организацией деловых игр, решением бюджетных ситуаций, задач и тестов, выполнение контрольных заданий, самостоятельная работа и контроль за ее выполнением.

Всего часов по дисциплине 52, из них всего часов аудиторных 22, в том числе 12 часов – лекции, 10 часов – практические занятия.

Формы контроля знаний – зачет, экзамен, тест.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ”

Процессов

Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета. Закон Вагнера и его проявление. Бюджет как финансовая основа деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Роль бюджета в выполнении планов социально-экономического развития государства. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования экономических и социальных процессов.

Тема 4. Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений

Понятие бюджетного законодательства. Действие бюджетного законодательства во времени. Понятие финансового года. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, его структура и содержание основных разделов.

Тема 5. Бюджетное устройство Республики Беларусь

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система Республики Беларусь, принципы ее построения. Понятие консолидированного бюджета.

Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе Республики Беларусь. Роль республиканского бюджета.

Местные бюджеты, их содержание и роль в социально-экономическом развитии регионов.

Организации.

Понятие внебюджетных фондов, их назначение, принципы организации и правовой статус. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов. Характеристика внебюджетных фондов. Фонд социальной защиты населения и его роль. Порядок формирования Фонда социальной защиты населения. Направления использования средств Фонда социальной защиты населения.

Раздел III. Доходы бюджета

Тема 8. Содержание доходов бюджета, методы их планирования,

Раздел IV. Расходы бюджета

Тема 10. Содержание государственных расходов, их роль

И основы организации

Сущность государственных расходов, их виды и назначение. Государственные расходы на различных этапах общественного развития. Классификация государственных расходов по основным признакам.

Состав и структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, их характеристика. Влияние государственных расходов на макроэкономические показатели, их связь с программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Формы расходов бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь.

Методы планирования бюджетных расходов. Государственные минимальные социальные стандарты как основа формирования расходов бюджета. Понятие бюджетной обеспеченности. Нормативы бюджетной обеспеченности и их назначение.

Распорядители и получатели бюджетных средств. Функции распорядителей бюджетных средств. Права и обязанности получателей бюджетных средств.

Тема 16. Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства

Состав и содержание расходов бюджета на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, источники финансирования отрасли. Расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, их характеристика, порядок планирования.

Характеристика расходов на благоустройство населенных пунктов и жилищное строительство.

Тема 17. Основы сметно-бюджетного планирования

И финансирования

Сметы бюджетных учреждений, их виды, содержание, порядок составления. Характеристика расходов бюджетных учреждений. Нормирование расходов, виды норм. Оперативные (производственные) показатели как основа планирования расходов бюджетных учреждений. Особенности сводного планирования.

Принципы финансирования бюджетных учреждений. Порядок внесения изменений в бюджетные назначения. Составление сметы внебюджетных средств.

В Республике Беларусь

Характеристика дефицита бюджетов Республики Беларусь на отдельных этапах экономического развития. Причины и динамика бюджетного дефицита. Источники финансирования бюджетного дефицита в различных условиях экономического развития страны.

Показатели предельного размера дефицита республиканского бюджета, предельных уровней дефицита консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения, предельных уровней дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по отношению к их доходам.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета. Источники финансирования дефицита местных бюджетов.

Методы сбалансирования бюджета на 2009 год.

Государственных кредитов

Понятие государственных заимствований. Право осуществлять государственные заимствования. Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга.

Условия и формы осуществления заимствований местными бюджетами.

Формы долговых обязательств. Государственный кредит и государственный долг. Состав государственного долга. Обслуживание и погашение государственного долга. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом. Долг органов местного управления и самоуправления. Предоставление бюджетных займов, ссуд, кредитов.

Гарантии Правительства Республики Беларусь.

Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.

Тема 26. Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения, основы их организации

Содержание бюджетного регулирования, его задачи, методы и уровни. Сущность межбюджетных отношений, принципы их организации в Республике Беларусь. Развитие и реформирование межбюджетных отношений в Республике Беларусь. Порядок передачи доходов и расходов бюджета. План бюджетного регулирования, порядок его составления

Зарубежный опыт бюджетного регулирования.

В Республике Беларусь

Понятие бюджетного процесса, его этапы. Бюджетный (финансовый) год. Участники бюджетного процесса Республики Беларусь, их общая характеристика. Полномочия бюджетных организаций. Распорядители и получатели бюджетных средств. Понятие бюджетных ассигнований и бюджетных назначений. Функции распорядителей бюджетных средств. Права и обязанности получателей бюджетных средств.

Организационная работа по составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов. Разработка прогноза основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей, основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики.

Основные параметры проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики.

Понятие и содержание среднесрочной финансовой программы, ее цели и сроки действия. Понятие бюджетной программы. Структура бюджетной программы. Порядок разработки бюджетной программы.

Тема 4. Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений

4.1. Понятие бюджетного законодательства.

4.2. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы

4.3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, его структура и содержание основных разделов

4.1. Понятие бюджетного законодательства

Бюджетное законодательство представляет собой систему законо­дательных и нормативных правовых актов, регулирующих бюджет­ные отношения. Оно включает следующие законодательные акты:

· Бюджетный кодекс Республики Беларусь и принятые в соот­ветствии с ним законы;

· декреты, указы и распоряжения Президента Республики Бе­ларусь;

· постановления Правительства Республики Беларусь» совмест­ные постановления Правительства Республики Беларусь и Нацио­нального банка Республики Беларусь;

· нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь (или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов);

· нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.

Нормы, регулирующие бюджетные отношения, содержатся в декретах, указах и распоряжениях Президента Республики Бела­русь; постановлениях Правительства Республики Беларусь, со­вместных постановлениях Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь; нормативных право­вых актах, принимаемых Министерством финансов Республики Беларусь.

Важнейшим законом, регулирующим бюджетные отношения, является ежегодно принимаемый Парламентом закон о республи­канском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год .

Кроме этого, нормы бюджетного законодательства, регулирую­щие бюджетные отношения на местном уровне, содержатся в Зако­не Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

При осуществлении бюджетного процесса в Республике Бела­русь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.

В случае расхождения акта бюджетного законодательства с ак­том другой отрасли права, содержащим нормы по вопросам регу­лирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства (за некоторым исключением)-

Существуют временные рамки действия бюджетного законода­тельства, которые устанавливаются Бюджетным кодексом Рес­публики Беларусь. В частности, закон о республиканском бюдже­те на очередной финансовый год, а также решения местных Сове­тов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Преду­смотрено, что принятие закона о республиканском бюджете на другой период возможно только в условиях чрезвычайного или во­енного положения. В этом случае местные Советы депутатов так­же могут принять решения о соответствующих местных бюджетах на такой же период.

В Республике Беларусь финансовый год для всех бюджетов ус­танавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.

4.2. Конституция Республики Беларусь об основах организации финансово-кредитной системы

Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, поэтому его положения применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь. В особом разделе Основного закона «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» (ст. 132—136) зафиксированы ключевые положения организации бюджетной системы.

В частности, в ст. 132 Конституции указывается, что бюджетная система, а также внебюджетные фонды включаются в финансо­во-кредитную систему Республики Беларусь.

Статьи 133—135 посвящены исключительно бюджету. Так, ст. 133 Конституции указывает на то, что бюджетная система Рес­публики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского бюд­жета и местных бюджетов. В данной статье называются источники формирования доходов бюджетов (налоги, другие обязательные пла­тежи, а также иные поступления) и указывается, что в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды и что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

Статья 134 Конституции содержит положение о том, что поря­док составления, утверждения и исполнения бюджетов и государ­ственных внебюджетных фондов определяется законом.

Статья 135 Конституции посвящена формированию отчетности об исполнении бюджета. В частности, в ней закреплен срок пред­ставления отчета об исполнении республиканского бюджета на рас­смотрение Парламента: не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. В отношении местных бюджетов ст. 135 Конституции указывает: отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов де­путатов в определенный законодательством срок. В других разделах Конституции также имеются статьи, регламен­тирующие организацию бюджетного процесса в Республике Бела­русь. Например, ст. 107 раздела «Правительство — Совет Министров Республики Беларусь» обязывает Правительство разрабатывать и представлять на рассмотрение Президента для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении.

Статья 121 раздела «Местное управление и самоуправление» наделяет местные Советы депутатов исключительной компетенци­ей по утверждению местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также по установлению местных налогов и сборов в соответствии с законом.

Эти положения получили развитие в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

4.3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, его структура и содержание основных разделов

Бюджетный кодекс Республики Беларусь был .принят в 2008 г. и вступил в силу с 1 января 2009 г., а отдельные его статьи — с 1 января 2010 г. До этого события положения в области бюджетных отношений развивались и закреплялись в рамках законов Республики Беларусь, например, в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г. № 2347-XII (в последние годы — в редакции Закона от 26 декабря 2007 г. № 303-З).

Согласно Кодексу, бюджетные отношения — это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при сос­тавлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении. Кроме того, бюджетные отношения возникают при определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, ведении контроля за исполнением бюджетов, применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Осо­бую группу составляют межбюджетные отношения.

Бюджетный кодекс состоит из Обшей и Особенной частей, структурированных на 11 разделов, 27 глав и 149 статей Общая часть включает пять разделов:

I. Общие положения.

II. Бюджетная система Республики Беларусь. Государственные внебюджетные фонды.

III. Доходы и расходы бюджетов.

IV. Сбалансированность бюджетов.

V. Межбюджетные отношения.

Особенная часть включает шесть разделов:

VI. Участники бюджетного процесса и их полномочия.

VII. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов.

VIII. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов.

IX. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов.

X. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение.

XI. Заключительные положения.

В составе разделов Бюджетного кодекса Республики Беларусь выделяют 27 глав:

ГЛАВА 1. Основные положения

ГЛАВА 2. Бюджетное законодательство

ГЛАВА 3. Бюджетная система Республики Беларусь. Консолидированные бюджеты

ГЛАВА 4.Бюджетная классификация Республики Беларусь

ГЛАВА 5. Государственные внебюджетные фонды

ГЛАВА 6. Доходы бюджетов

ГЛАВА 7. Расходы бюджетов

ГЛАВА 8. Дефицит республиканского бюджета, местных бюджетов, его утверждение

ГЛАВА 9. Заимствования

ГЛАВА 10. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь

ГЛАВА 11. Общие положения

ГЛАВА 12. Межбюджетные трансферты

ГЛАВА 13. Общие положения

ГЛАВА 14. Распорядители и получатели бюджетных средств

ГЛАВА 15. Основы составления проектов республиканского бюджета и местных бюджетов

ГЛАВА 16. Составление проекта республиканского бюджета

ГЛАВА 17. Составление проектов местных бюджетов

ГЛАВА 18. Основы рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и местных бюджетов

ГЛАВА 19. Порядок рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и местных бюджетов

ГЛАВА 20. Основы исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов

ГЛАВА 21. Исполнение республиканского бюджета

ГЛАВА 21*. Исполнение судебных постановлений за счёт средств бюджетов ГЛАВА 22. Внесение изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год, уточнение отдельных показателей республиканского бюджета

ГЛАВА 23. Подготовка и рассмотрение проекта закона об утверждении отчёта об исполнении республиканского бюджета за отчётный год

ГЛАВА 24. Исполнение местных бюджетов

ГЛАВА 25. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства

ГЛАВА 26. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

ГЛАВА 27. Заключительные положения

Следует оговориться, что если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Бюджетным кодексом и иными законодательными актами, то применяются правила международных договоров.

Благодаря введению Бюджетного кодекса удалось решить ряд вопросов:

· пересмотреть понятийный аппарат, упорядочить бюджетную терминологию;

· уточнить принципы организации бюджетной системы Республики Беларусь;

· определить состав бюджетной классификации, включив в неё программную классификацию расходов бюджета, что позволило осуществить переход к составлению бюджетов по программно-целевому методу;

· разграничить (на постоянной основе) доходы между бюджетами отдельных уровней бюджетной системы;

· разграничить расходы между бюджетами отдельных уровней бюджетной системы соответственно полномочиям и бюджетным обязательствам как Республики Беларусь в целом, так и её административно-территориальных единиц;

· выделить в специальный раздел вопросы межбюджетных отношений; зафиксировать принципы межбюджетных отношений; определить формы межбюджетных трансфертов, а также методику расчёта их объёма и условия предоставления;

· регламентировать процедуры заимствований, предоставления государственных кредитов, обслуживания и погашения долга органов местного управления и самоуправления;

· унифицировать бюджетное законодательство Республики Беларусь и других участников таких межгосударственных образований, как ЕврАзЭС, Союзное государство Беларуси и России.

Тема 5. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и ее построение.

2. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь

3. Республиканский бюджет и местные бюджеты

1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и ее построение.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь дает следующее определение бюджетной системы: «Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь».

В бюджетной системе присутствуют бюджеты различных видов и уровней.

Республика Беларусь — унитарное государство с двухуровневой бюджетной системой которая включает республиканский бюджет и местные(областные, районные, городские, сельские и поселковые) бюджеты. Соответственно, консолидированный бюджет республики состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

Так, в соответствии со ст. 1 Конституции "Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство" и имеет двухуровневую бюджетную систему:

– первый уровень – республиканский бюджет, который является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов управления и обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение;

– второй уровень – местные бюджеты, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Все бюджеты Республики Беларусь существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска) (рис.).

 
  Учебная программа по специальности - student2.ru

Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в общий бюджет региона, государства в целом. Такой бюджет носит название консолидированного бюджета.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь под консолидированным бюджетом понимает свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организаций.

Необходимо отметить, что консолидированный бюджет выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом. Консолидированный бюджет позволяет оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения соответствия бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчетов финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

Таким образом, названные бюджеты являются некой чисто учетной категорией и используются финансовыми органами с целью бюджетного планирования и мониторинга ситуации в сфере бюджетной деятельности. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

2.Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь

3.

До 2009 г. бюджетная система Республики Беларусь основывалась на принципах единства, полноты, самостоятельности, реальности и гласности. С введением Бюджетного кодекса принципы были унифицированы в соответствии с российскими и в настоящее время законодательно закреплены в следующем составе:

1. единства;

2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности бюджетов;

6. эффективности использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8. достоверности бюджетов;

9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;

10. ответственности участников бюджетного процесса.

1. Принцип единства означает, что бюджетная система Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

6. Принцип эффективности использованиябюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

− расходов государственных целевых бюджетных фондов;

− целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

− государственных займов;

− добровольных взносов;

− средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

− средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

− средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

− иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

3.Республиканский бюджет и местные бюджеты

Республиканский бюджет выполняет особую роль в финансовом обеспечении реализации государством его функций. Ряд государственных расходов в силу их объема, значимости, условий финансирования и других причин могут обеспечиваться только из республиканского бюджета.

Речь идет прежде всего о расходах на национальную оборону, международную деятельность, обслуживание государственного долга, взносах в международные организации, расходах на обеспечение деятельности государственных органов общего назначения, судебной власти, правоохранительной деятельности, органов госбезопасности, а также расходах по финансированию ряда важнейших государственных программ и учреждений, состоящих на финансировании республиканского бюджета.

В связи с особым статусом республиканского бюджета его доходная часть формируется из наиболее значимых и регулярно поступающих источников, таких как налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль и другие.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных (за- крепленных) доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых местными Советами, дотаций, субвенций из республиканского бюджета. Минимальный размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, ин

Наши рекомендации