Анализ основных показателей объема и качества работы бюджетных организаций различных сфер
2.1 Основные показатели работы стационарных медицинских учреждений
В процессе анализа используются следующие источники информации:
- медицинская карта стационарного больного;
- ведомость движения больных и коечного фонда;
- журнал (книга) учета приема больных и отказа в госпитализации.
При развитии учреждений здравоохранения проводится изучение потребностей населения в госпитализации. Объективные данные о потребностях населения в госпитализации могут быть получены при условии полного учета всех нуждающихся в ней.
В процессе анализа состояния и развития больничной сети в пределах отдельного учреждения прежде всего устанавливается мощность учреждения, ее изменение и характер медицинской помощи. Мощности больницы измеряется количеством развернутых больничных коек. Развернутой считается надлежащим образом оборудованная и готовая к приему больных койка (в т.ч. оснащенная необходимым оборудованием, обеспеченная соответствующим медицинским персоналом). Приставные койки не считаются действующими и в состав развернутых не включаются. Основным фактором, определяющим потребность в больничной сети, является контингент (численность обслуживаемого населения). В процессе анализа сети необходимо дать оценку степени освоения сметного коечного фонда и определить факторы отклонения фактического среднегодового количества коек от плана.
Необходимо проанализировать обоснованность роста коечного фонда с учетом соблюдения установленных нормативов обслуживания населения (число дней функционирования койки, средняя продолжительность пребывания больного на излечении в днях, уровень госпитализации).
Для оценки использования коечного фонда больницы применяются следующие показатели: среднее число дней работы койки в году, средняя длительность пребывания больного в стационаре, оборот койки и среднее время ее простоя.
;
;
;
Оборот койки характеризует численность больных, которые в среднем пользовались одной больничной койкой на протяжении отчетного периода. Его величина также может определяться делением среднего числа дней работы больничной койки на протяжении года на среднюю продолжительность пребывания больного на лечении.
Оборачиваемость койки — обобщающий показатель использования коечного фонда. В нем находит отражение продолжительность и интенсивность функционирования больничных коек.
Под прострем койки понимается среднее число дней незанятости койки от момента выписки больного, прошедшего лечение до поступления нового больного. Данный показатель используется реже, чем остальные.
Полнота удовлетворения потребностей населения в услугах учреждений здравоохранения в значительной степени зависит от уровня организации их работы и качества оказываемых услуг. В здравоохранении между ними наблюдается особенно тесная связь и зависимость, но при этом каждый из них имеет самостоятельное для анализа содержание и значение.
В качестве показателей оценки организации используют сезонность, ритмичность, сроки и обоснованность госпитализации.
Признаком надлежащей организации работы в больнице является отсутствие колебаний в госпитализации по месяцам года. Для обеспечения рационального использования коечного фонда в период спада заболеваемости следует организовать лечение больных с хроническими заболеваниями. Это позволяет сохранить резерв коечного фонда на период вспышки острых заболеваний.
Ритмичность госпитализации изучается по данным о распределении поступивших больных на лечение по дням недели. Значительным резервом повышения уровня использования коечного фонда, более полного удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи и повышения его эффективности является ускорение сроков госпитализации больных и устранение случаев необоснованной госпитализаций.
Качество медицинского обслуживания в больничных учреждениях может характеризоваться продолжительностью лечения и исходом лечения. Продолжительность лечения характеризуется средней длительностью лечения.
О качестве обслуживания населения больничными учреждениями можно судить по данным об отказе от госпитализации и ее повторности. Отказ от госпитализации свидетельствует о недостатках в организации работы и о ненадлежащей связи больницы с амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения.
Показатель повторной госпитализации должен быть тщательно проанализирован, так как повторная госпитализация в значительной степени обусловлена характером самого заболевания, свойственной некоторым формам заболеваний, цикличностью и качеством оказанной помощи.
Завершающим этапом оценки качества медицинского обслуживания в больнице является характеристика конечных результатов лечебного процесса. Они отражаются в показателях выбытия больных в связи с:
выздоровлением (улучшением здоровья);
наступлением летального исхода;
без ухудшения состояния здоровья.
2.2 Основные показатели работы амбулаторно-поликлинических учреждений
В деятельности поликлиник реализуется наиболее массовый и общедоступный вид медицинского обслуживания населения.
В ходе осуществления анализа необходимо:
- охарактеризовать состояние поликлинической сети;
- выявить соответствие пропускной способности поликлиники потребностям населения в амбулаторной медицинской помощи;
- определить пути расширения пропускной способности амбулаторий и поликлиник;
- изучить выполнение плана по объему лечебно-диагностической работы и мероприятий по профилактике заболеваний и их результатов;
- оценить уровень обеспеченности населения поликлинической медицинской помощью и соблюдения , установленных нормативов;
- дать оценку уровня организации и качества амбулаторно-поликлинического обслуживания населения.
Источниками информации для анализа работы амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения являются:
- отчет организации, оказывающей медицинские услуги населению (1-здрав/медорганизация);
- медицинская карта амбулаторного больного,
- карта диспансерного наблюдения;
- нормативы амбулаторного обслуживания населения (количество врачебных посещений на одного жителя в год, численность населения на один терапевтический участок и др.).
Состояние амбулаторно-поликлинической сети характеризуется пропускной способностью амбулаторий и поликлиник. Основным ее показателем является мощность, измеряемая количеством врачебных посещений в смену. Это расчетная величина. Необходимо различать располагаемую (или фактическую) и необходимую мощность.
Располагаемая мощность поликлиники или амбулатории (Мр) зависит от наличия площади кабинетов по приему больных (S) и установленной нормы рабочей площади на одно врачебное посещение в смену (W). Для городских поликлиник размер установлен 6,8-7,0 м2. Располагаемая мощность характеризует возможности поликлиники по удовлетворению потребностей населения во внебольничной медицинской помощи. Ее расчет проводится по формуле:
Необходимая мощность поликлиники (Мн), характеризующая потребность населения района обслуживания в медицинской помощи, зависит от численности населения (Н) и установленных нормативов обслуживания населения. К ним относятся число дней работы поликлиники (Д); сменность ее работы (С); число врачебных посещения в расчете на одного жителя (П). Необходимая мощность поликлиники рассчитывается по формуле:
В процессе анализа состояния поликлинической сети необходимо прежде всего определить изменение мощности поликлиники за ряд лет и дать характеристику соответствия их располагаемой мощности потребностям района. Показателем состояния сети амбулаторно-поликлинического обслуживания населения является также уровень врачебной функции поликлиники. Он характеризует возможности учреждения по обслуживанию населения с учетом режима работы. Поэтому различают суточную (Фвс) и годовую (Фвг) врачебные функции поликлиники, которые рассчитываются соответственно по формулам:
Фвс = Мр х С; Фвг = Мр х С х Д.
На изменение врачебной функции поликлиники влияют полнота использования установленного режима работы поликлиники и ее мощность.
Обобщающим показателем состояния амбулаторно-поликлинической сети является степень обеспеченности населения услугами поликлиники (измеряется количеством посещений в расчете на одного жителя в год).
Основными показателями, характеризующими объем работы учреждения в данном случае, являются количество врачебных посещений и количество лиц, обратившихся в поликлинику по поводу оказания им медицинской помощи.
В процессе анализа оценивается выполнение плана по количеству врачебных посещений в целом по поликлинике, по ее структурным подразделениям и по отдельным врачебным специальностям, а также по уровню посещаемости.
Также устанавливается количество лиц, обратившихся за оказанием медицинской помощи, и их удельный вес в общей численности жителей района обслуживания. Сравнение их фактического уровня с данными предыдущих периодов позволяет сделать вывод о состоянии здоровья населения и его обращаемости за медицинской помощью.
В системе мероприятий по профилактике заболеваний важное место занимает диспансеризация населения. Для характеристики работы учреждений в области диспансеризации используются такие показатели как количество лиц, состоящих на диспансерном учете, и удельный вес в общей численности населения. В процесс анализа устанавливаются их изменения по сравнению предшествующим периодом, выявляются движение диспансерных больных и эффективность диспансеризации, которая характеризуется количеством больных, снятых с учета в течение года в связи с выздоровлением, и их удельным весом в общей численности на начало года.
Основным показателем уровня организации работы поликлиники является ритмичность посещений. Она измеряется удельным весом врачебных посещений за каждый день недели в общем их количестве за неделю. При изучении работы поликлиники важно обратить внимание также на качество обслуживания населения. Оно характеризуется уровнем участковости раздельно при первичных и повторных посещениях и на дому. Уровень участковости определяется отношением числа врачебных посещений больными поликлиники или врачами больных на дому своего терапевтического участка к общему количеству врачебных посещений.
2.3 Анализ основных показателей учреждений дошкольного образования
К основным его задачам анализа показателей учреждений дошкольного образования относятся оценка состояния и развития сети, характеристика уровня обеспеченности населения услугами. В качестве источников информации служат данные первичного учета (книга записи приема детей, их личные дела, ведомость учета пребывания детей в детском дошкольном учреждении и др.).
Обобщающим показателем состояния сети учреждений дошкольного образования является уровень обеспеченности населения их услугами, измеряемый удельным весом количества детей, пользующихся их услугами, в общей численности детского населения и количеством детских мест в расчете на 100 работающих женщин в возрасте 18-44 лет.
Состояние сети учреждений дошкольного образования определяет объем их работы, для измерения которого используется система взаимосвязанных показателей. К ним относятся численность детей, количество детских групп и количество дней посещения детьми детских дошкольных учреждений (дето-дни). Количество детей характеризует объем услуг и полноту использования мощности учреждения, дето-дни являются показателем объема непосредственной работы по воспитанию детей. Показатель количество детских групп используется для оценки укомплектованности учреждения и служит единицей измерения расходов на содержание.
Успешное решение задач по оказанию услуг населению по уходу и воспитанию детей зависит от уровня организации работы учреждений дошкольного образования и использования их мощности. Он характеризуется наполняемостью детских групп, определяемой средним количеством в ней детей, и укомплектованностью детских мест. Мощность характеризуется уровнем укомплектованности детских мест, который измеряется отношением численности детей к количеству детских мест.
В процессе анализа работы детских дошкольных учреждений необходимо также дать оценку интенсивности их работы. Для этого определяется средняя занятость детского места на протяжении года (отношение числа дней пребывания детей в учреждении к количеству детских мест).
2.4 Анализ основных показателей сети учреждений общего среднего образования
В системе образования важную роль играют средние общеобразовательные школы, которые занимаются обучением и воспитанием детей в возрасте от 6 до 17 лет.
В ходе анализа изучается объем работы школы с использованием таких показателей, как количество учащихся (школьный контингент), учебных классов, их наполняемость. Все эти показатели тесно связаны между собой и находят отражение в обобщенном показателе объема работы — количестве часов учебной нагрузки.
Объем учебной нагрузки характеризует затраты труда учителей по обучению школьников основам наук в учебное время. Учебная нагрузка (в часах) по каждому предмету и классу регулируется установленными учебными программами и планами. На ее объем в целом по школе влияют количество и состав учебных классов, количество часов учебной работы согласно учебному плану в расчете на класс.
Ведущим показателем оценки объема работы школы является контингент учащихся, выступающий в качестве базы для расчета количества классов, их наполняемости и учебной нагрузки, т.е. показателей, обеспечивающих увязку объема работы школы с расходами бюджета на образование и состоянием сети.
Недовыполнение плана по числу учащихся приводит к снижению установленной планом наполняемости, а перевыполнение, наоборот, — к увеличению. При таком положении с учетом данных статистической отчетности или оперативных данных о количестве классов и учащихся по каждому классу необходимо проанализировать правильность комплектования классов, которые можно объединить при условии соблюдения норм наполняемости или расформировать какой-либо класс с переводом его учащихся в другие, но не в ущерб качеству обучения.
По сельским школам необходимо периодически рассматривать вопрос о возможности закрытия начальных школ и перевода учащихся в более крупные школы. Закрытие может состояться лишь тогда, когда созданы условия (имеются крупные школы) и организована бесплатная доставка учащихся от места жительства к учебному заведению и обратно или проживание учащихся в интернате при средней школе.
Рациональное размещение сети школ оказывает большое влияние на уровень наполняемости классов учащимися. Показатель наполняемости классов свидетельствует о среднем числе учащихся в одном классе и исчисляется делением числа учащихся на количество классов по отдельным школам района, области, страны по группам классов: 1-4, 5-9, 10-11, а также в целом по 1-11 классам. На уровень наполняемости классов влияют и многие другие факторы, такие как установленная предельная наполняемость класса, уровень развития сети интернатов при школах, организация бесплатной поставки учащихся к школе и обратно, обеспеченность населенного пункта или микрорайона школами, рациональное размещение школ на территории района или города, количество языков, на которых ведется обучение в школах, и др.
Количество излишних (или недостающих) классов, содержащихся в результате несоблюдения установленной по плану наполняемости, определяется вычитанием из фактического числа классов, полученного делением фактического числа учащихся на плановую наполняемость класса.
Кроме того, изучается движение школьного контингента: изменение (уменьшение или рост); наполнение и отсев.
Основная задача анализа движения учащихся школы состоит в выявлении причин их отсева. К ним могут относиться: перевод части школьников в другие школы; длительная болезнь; поступление на работу; исключение (в редких случаях) и некоторые другие.
Конечные результаты работы школы характеризуются: полнотой выпуска учащихся из 9 и 11-х классов и перевода из класса в класс. Они зависят от уровня работы педагогического коллектива школы, главными показателями которого являются: полнота выполнения учебных программ; надлежащее качество уроков; высокий уровень знаний учащихся; уровень внеурочной работы учителей.
Положительное влияние на повышение уровня наполняемости школ и классов учащимися оказывает организация групп продленного дня. В связи с необходимо анализировать показатели, характеризующие их работу.
2.5 Анализ основных показателей учреждений высшего образования
Объем учебной работы учреждений высшего образования (далее УВО) оценивается рядом показателей. К ним относятся прием и отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, а также их среднегодовая численность. Каждый из этих показателей имеет определенное учетно-аналитическое значение. Прием учащихся в УВО характеризует задание (заказ) на подготовку специалистов. При помощи такого показателя, как выпуск специалистов, работа УВО увязывается с потребностью народного хозяйства в специалистах. Отсев представляет собой сокращение численности студентов за период их обучения, причинами которого могут быть неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины, собственное желание и др.
Обобщающим показателем результатов работы УВО по подготовке специалистов является коэффициент выпуска студентов (отношение количества принятых на 1 курс к количеству студентов, успешно закончивших обучение). На его уровень влияет отсев учащихся. При наличии отклонений от плана выпуска устанавливаются специальности, по которым не удовлетворена потребность страны в специалистах, а также конкретные причины этого.
При анализе работы УВО повышается значение оценки качества подготовки специалистов. При этом принимается во внимание, что признаков, определяющих ее качество, очень много. Это и состояние материально-технической базы, и результаты методической и научной работы профессорско-преподавательского персонала, и организация учебного процесса. Однако на практике для оценки качества подготовки специалистов ограничиваются использованием частных показателей, характеризующих конечные результаты отдельных этапов учебного процесса и условия работы. Они подразделяются на педагогические и экономические. Педагогические показатели качества подготовки специалистов характеризуют уровень успеваемости студентов по установленной системе (например, десятибалльной). К числу основных экономических показателей качества работы относятся размер учебной площади в расчете на одного преподавателя и затраты на подготовку специалиста. В процессе анализа их значения сравниваются с аналогичными показателями предыдущих периодов данного УВО и других УВО, сопоставимых по функциональной направленности.
2.6 Анализ объемов работы научно-исследовательских институтов
Результатами деятельности научных учреждений являются законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в договоре, и принятые заказчиком.
Анализ работы научного учреждения проводится по данным: Отчета о выполнении объема по научно-исследовательским работам, Отчета об исполнении бюджетной сметы (ф. 2), Отчета об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей походы деятельности бюджетной организации (ф. 4).
Кроме того, в процессе анализа используются плановая, учетная, внеучетная и научно-техническая информация: договоры на выполнение НИР, технические задания на темы, калькуляции сметной стоимости НИР, акты приемки работ заказчиком, акты внедрения работ, научно-технические отчеты по теме, заявки на получение авторских свидетельств, патентов, лицензий и др.
Для характеристики объема работы научного учреждения используется система показателей: общий объем выполненных в отчетном периоде научных работ, в том числе выполненных собственными силами и сторонними организациями; объем законченных работ; номенклатура работ и незавершенное научное производство. Они отражаются в сметой стоимости в денежном выражении по договорным ценам и в натуральном выражении по количеству тем. В процессе анализа объема НИР выявляются отклонения и степень изменения показателей. На изменение объема работ, выполняемых собственными силами научного учреждения, воздействуют такие факторы, как обеспеченность трудовыми, материальными и другими ресурсами. Однако в связи с преобладанием в итогах работы результатов творческого труда основными факторами выступают изменения численности работников и уровня производительности их труда.
В процессе анализа раздельно изучаются объем выполненных в отчетном периоде, законченных и переходящих работ. Изучение начинается с оценки выполнения плана по номенклатуре (по количеству тем и в денежном выражении). В процессе анализа необходимо рассмотреть перечень прекращенных работ и по каждой из них установить полную сметную стоимость на период прекращения, а также их удельный вес в объеме выполненных работ и законченных работ. Изучается состав тематического плана работ. Фактически работы могут выполняться и сверх плана. В этом случае изучается целесообразность их проведения.
Законченные работы группируются по характеру конечных результатов. Среди работ с законченной тематикой выделяются работы с отрицательными результатами, поэтому необходимо установить степень полезности такой работы. Если полученный отрицательный результат может быть использован при выполнении другой работы или исключает ошибки при выборе путей дальнейшего исследования, такая работа признается полезной.
Важной задачей анализа является проверка соблюдения сроков выполнения исследований. С этой целью устанавливается объем (по количеству тем и сметной стоимости) и удельный вес работ, законченных в срок, досрочно и с нарушением срока. Кроме того, темы группируются по продолжительности проведения исследований и определяется их средний уровень. В процессе анализа значения показателей продолжительности исполнения НИР сопоставляются с аналогичными данными предыдущих периодов и других организаций. В процессе анализа все законченные работы группируются по сметной стоимости и устанавливается их средняя стоимость.
Переходящая тематика научных работ является одним из основных элементов научного незавершенного производства. В процессе анализа определяется выполнение плана по объему выполненных работ по каждой незаконченной теме и в целом по научному учреждению. Кроме того, устанавливается степень их готовности по плану и фактически на определенную дату.
Заключительным этапом научного исследования является внедрение полученных результатов. Для оценки выполнения плана внедрения применяются: в качестве абсолютных показателей - количество внедренных в производство тем и их сметная стоимость, в качестве относительных – коэффициент внедрения (отношение объема внедрения к объему законченных в отчетном году работ). Также могут быть использованы такие показатели как количество патентов, публикаций, актов о внедрении и т.п.
В процессе анализа изучаются соответствие плановой и фактической загрузки отдельных структурных подразделений (отделов, лабораторий, групп) их пропускной возможности, стабильность выполнения плана работ на протяжении года, а также равномерность завершения и сдачи этапов или тем заказчику.
Загрузка отдельных подразделений научного учреждения (групп специалистов) определяется их штатными возможностями, полнотой укомплектованности штатов и уровнем использования располагаемого фонда рабочего времени. Плановая и фактическая степень загрузки подразделений учреждения рассчитывается как отношение их пропускной способности к трудоемкости программы работ соответственно по плану и фактически Соотношение между пропускной возможностью подразделений учреждения и объемами работ (по плану и фактически) характеризует их недогрузку или перегрузку.