Задачи, функции и методы анализа внешнеэкономической деятельности предприятия

Для того чтобы разобраться в задачах, функциях и методах внешнеэкономической деятельности необходимо определить возможные субъекты и объекты этой деятельности. Внешнеэкономическую деятельность может проводить как отдельное предприятие (экспорт и импорт, деловые партнеры и т.д.), так и страны и их регионы. Соответственно взаимодействовать они могут с любыми по размерам и классификации хозяйственными субъектами безо всяких ограничений кроме предусмотренных законодательством.

Зачастую внешнеэкономическая деятельность предприятия влечет за собой дополнительные издержки в виде: транспортных расходов, дополнительных расходов на связь, юридические услуги и т.д. С другой стороны, внешнеэкономическая деятельность позволяет выходить на новые рынки сбыта, получать доступ к новым технологиям, заручаться поддержкой известных брендов, вкладывать инвестиции в более рентабельные активы и т.д.

Многие предприятия, впервые использующие внешнеторговые или внешнеэкономические связи, не используют предварительный анализ, предпочитая ориентироваться на приблизительные прогнозы и оценки основных показателей. Это в корне неверно, так как только специалисты способны разобраться в юридических тонкостях разногласий между законодательствами разных стран и определить их последствия, рассчитать возможные временные лаги, средние разницы курсов валют, определить риски и в итого определить выгодность сотрудничества с тем или иным экономическим субъектом.

Всё чаще приходится слышать о том, что активизируется внешнеэкономическая деятельностьроссийских предпринимателей. В свете расширения их бизнес-интересов в другие страны, внешнеэкономическая деятельность стала одним из ведущих аспектов работы различных юридических фирм, которыми контролируется таможенное оформление, импортные операции и прочие, требующие правового сопровождения, некоторые сложные моменты внешнеэкономической деятельности.

Полезным, в ходе внешнеэкономической деятельности, является проведение небольшого расследования в отношении партнёров: их состоятельности, наличия "подмоченной" репутации, причём, не только в плане внешнеэкономической деятельности. Ценны также маркетинговые исследования рынка, по результатам которых выстраивается политика внешнеэкономической деятельности предприятия.

Основной задачей внешнеэкономической деятельности безусловно является получение (увеличение) прибыли предприятием или другим субъектом внешнеэкономических отношений. Именно для выполнения этой задачи предприятие и решается на гораздо большие риски связанные с выходом на новые рынки и сотрудничеством с новыми фирмами.

Незаменима помощь юристов при разработке договорной базы в процессе внешнеэкономической деятельности. При этом обеспечивается чёткое следование букве закона, учитываются пожелания клиента, предупреждаются возможные проблемы, возникающие в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности.

В связи с большим вниманием, которое уделяется сегодня внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности, возникает потребность в анализе процессов международной торговли и факторов, влияющих на конечный результат для каждой из сторон. Поэтому проблема анализа внешнеэкономической деятельности занимает первостепенное значение в вопросах выживания фирмы на международном рынке и повышения эффективности ее деятельности.

Для решения данной проблемы были изучены существующие системы приемов и методов экономического анализа внешнеэкономической деятельности.

Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия производится путем расчета различных показателей экономической эффективности.

Эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия характеризуется прибыльностью всех его подразделений, ориентированных на экспорт, на данном уровне могут рассчитываться следующие показатели:

1. Общая прибыль на денежную единицу экспортного оборота (ОП):

ОП=БП/ПЭ;

2. Чистая прибыль на денежную единицу экспортного оборота (ЧП):

ЧП =ОЧП/ПЭ;

3. Рентабельность экспорта к затратам на экспорт (РЭЗ):

РЭЗ=ПЭ/ЗЭ;

4. В случае возможности идентификации части активов (АЭ) и собственного капитала (СК), задействованных в производстве и реализации экспортной продукции, возможно использование анализа Du Pont: ОЧП/ПЭ×ПЭ/АЭ×АЭ/СК=ОЧП/СК;

где БП – базовая прибыль от экспорта продукции;

ПЭ – объем продаж по экспорту;

ОЧП – объем чистой прибыли от экспорта продукции;

ЗЭ – объем затрат по экспорту.

Для принятия правильных управленческих решений целесообразно рассчитывать показатели экономической эффективности экспорта и импорта: Ээф.экс.= Ов.ф. + Вр. – Зэкс.;

Эимп.= Цр. – Зимп.;

где Ээф.экс.– экономический эффект экспорта;

Ов.ф. – валютная выручка предприятия (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству), рассчитываемая путем ее пересчета в рубли по курсу на дату поступления валюты;

Вр. – выручка в рублях от обязательной продажи валютной выручки ЦБ РФ;

Зэкс. – полные затраты предприятия на экспорт;

Эимп.– экономический эффект импорта;

Цр. – цена реализации импортных товаров на внутреннем рынке;

Зимп. – затраты на импорт товаров.

Существует целый набор других показателей эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, которые руководители и специалисты могут самостоятельно выбирать для расчета, исходя из того, какой показатель наиболее полно характеризует основные процессы и результаты внешнеэкономической деятельности. Не следует также забывать и о внешних факторах, которые способны существенно повлиять на основные экономические показатели финансовой отчетности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия подвержена различным рискам, таким как валютный риск, дебиторский риск, риск неисполнения договора и другие. Даже финансово устойчивая организация может столкнуться с проблемой страхования рисков в связи со снижением доходов из-за изменения курса валюты. Для снижения валютного риска, как правило, используются формы получения кредитов в разных валютах, а также форвардные контракты; страхование валютного риска (передача всего риска страховой организации); работа с несколькими видами валюты (диверсификация); валютные опционы, фьючерсы. Также при долгосрочном сотрудничестве может устанавливаться договорной курс валюты (по соглашению обеих сторон), который не будет зависеть от перепадов курса валюты установленным центральным банком. Это также позволяет избежать валютных рисков.

Стоит отметить, что снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте повышает эффективность экспортной операции, а для импорта наоборот. Так же, валютные поступления для предприятия выгодны в более сильной иностранной валюте, а платежи эффективнее осуществлять в слабеющей, что увеличивает общий финансовый результат организации.

Естественно, что необходимо анализировать прошедшие периоды внешнеэкономической деятельности с целью улучшения дальнейшего финансового состояния предприятия. В том числе необходимо рассматривать показатели приведенные выше в динамике, выявлять закономерности экономических подъемов и спадов и выстраивать экономическую политику в соответствии с полученными данными. Также следует реструктурировать весь товарооборот с целью выявления наиболее прибыльных и убыточных статей, чтобы в последствии либо менять процентный баланс в сторону наиболее выгодной продукции, либо вообще избавляться от неприбыльных отраслей деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность предполагает постоянное анализирование информации сложившейся не только на рынках, с которыми непосредственно связана деятельность предприятия или субъекта внешнеэкономической деятельности, но и на других мировых рынках с целью поиска новых партнеров и новых рынков сбыта.

Даже само по себе развитие внешнеэкономических отношений во всем мире влечет за собой огромные выгоду их участникам. В частности, торговые барьеры (такие как пошлины, налоги, импортные и экспортные квоты, нетарифные барьеры и т.д.) в связи с постоянно возрастающими потоками товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности различных субъектов экономической деятельности имеют постоянную тенденцию к снижению.

Сложившаяся тенденция на мировых рынках наглядно демонстрирует, что количество компаний, использующих внешнеэкономические отношения с каждым годом существенно увеличивается, что ведет к еще более тесным взаимодействиям рынков различных стран друг с другом. И те субъекты хозяйственных отношений, которые не используют внешнеэкономическую деятельность рискуют не выдержать конкуренции с более экономически активными предприятиями.

Наши рекомендации