Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Нормативно-правовой базой учета внешнеэкономической деятельности являются:

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Таможенный кодекс РФ;

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

- Федеральный закон от 21 мая 1993года № 5003-I «О таможенном тарифе»;

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н;

- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участи в совместной деятельности (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 105н и др. ПБУ;

- Положения и указания Центрального банка России.

На базе вышеуказанных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

1.3. Таможенные процедуры, их состав и содержание

Систему управления таможенным делом в РФ осуществляют Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления и таможни.

Перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в зависимости от целей их перемещения должны соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым действующим законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Применение к ним соответствующих требований определяется конкретными таможенными процедурами.

В их основе лежит перечень конкретных требований и условий, устанавливаемых в отношении товаров и транспортных средств, исходя из их статуса, целей перемещения, уплаты таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений.

Заявленная декларантом таможенная процедура предусматривает, что перемещаемые товары и транспортные средства должны пройти таможенное оформление, называемое нередко как «таможенную очистку».

Таможенное оформление осуществляется таможенным органом и предусматривает совершение необходимых таможенных операций в объеме, предусмотренном Таможенным кодексом ТС. С этой целью товар и (или) транспортные средства должны быть помещены в зону таможенного контроля, обеспечивающую проведение необходимых таможенных процедур в зависимости от их вида и категорий лиц, перемещающих эти товары и транспортные средства.

Как правило, зоной таможенного контроля является место нахождения таможенного органа. Однако это не исключает ситуации, когда по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции, являющиеся составной частью таможенного оформления, могут совершаться в других местах с разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного.

Декларант должен предъявить работнику таможни:

– контракт, подтверждающий его правомочия на осуществление соответствующей внешнеторговой операции;

– лицензию, а в определенных законодательством случаях и разрешение на квоту, объемы перемещаемых грузов, сертификаты и (или) другие документы, подтверждающие соблюдение определенных ограничений, установленных согласно законодательству РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами. Допускается в определенных случаях предоставление указанных документов после выпуска товаров;

– необходимую товаросопроводительную документацию.

Перечень ее зависит, прежде всего, от вида транспорта перевозимого груза. Причем в целях государственного регулирования ВЭД законодательством четко определено, что таможенным перевозчиком может быть как иностранное, так и российское лицо.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

Основные

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

Экономические

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

Завершающие

9) реимпорт;

10) реэкспорт;

11) уничтожение;

12) отказ в пользу государства;

Специальне

13) временный вывоз;

14)беспошлинная торговля;

15)свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Основными таможенными процедурамиявляются:

Выпуск для внутреннего потребления – это импорт товаров. При помещении их под данную процедуру они не подлежат вывозу с таможенной территории РФ.

Экспорт – таможенная процедура, содержание которой определяет нахождение товаров и транспортных средств в свободном обращении на таможенной территории ТС, которые вывозятся с нее без обязательства об обратном ввозе.

Международный таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, при которой товары, ввезенные на таможенную территорию ТС под таможенным контролем, в дальнейшем перемещаются по ней и вывозятся с данной территории при соблюдении определенных условий перемещения.

Экономические таможенные процедурыимеют свою специфику.Их применение связано с соблюдением как определенного срока, наличия условий, дающих основание помещения товаров под соответствующий таможенные прцедуры, замены их другими аналогичными товарами, так и возможности полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и других налогов.

Завершающие таможенные процедуры. Специфика их состоит в том, что некоторые из них (реимпорт, реэкспорт) ранее уже проходили таможенное оформление; другие (уничтожение, отказ в пользу государства) отнесены к таковым по той причине, что не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом или безвозмездно переданы в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним запретов и ограничений государственного характера.

Специальные таможенные процедуры предусматривают перечень как четко обозначенных таможенных процедур, с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, и без применения запретов и ограничений экономического характера.

По итогам таможенного контроля в грузовой таможенной декларации в графах Д «Таможенный контроль и «С» (добавочного листа) проставляются отметки, о принятом решении таможенного органа, например, «Выпуск разрешен».

Проставление времени окончания таможенного оформления в ГТД нормативными документами Федеральной таможенной службы РФ не предусмотрено. Как известно, в соответствии с таможенным законодательством данное время не должно превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации.

Наши рекомендации