Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий.

Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий.

Естественные препятствия на водном маршруте

Перекат

Сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу. Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находится гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость течения наибольшая.

В перекатах могут быть один или несколько проходов. Перекаты могут потребовать проводки.

Порог

Участок русла реки с резким возрастанием уклона и скорости течения. Пороги образуются в местах пересечения рекой скалистых гряд, морен, скоплений валунов, продуктов горных обвалов и селей, последствий человеческой деятельности, например взрывных работ при прокладке дорог (искусственные или взрывные пороги).

Характерными элементами порога являются водосливы, водяные ямы, или бочки, и стоячие волны.

Порог одноступенчатый, если сливы идут на расстоянии, не превышающим длину судна. Порог многоступенчатый, если судно между сливами может свободно осуществить траверс струи. Если между сливами можно осуществить чалку плота, то это разные пороги.

Водосливы

Делятся на водопадный (угол падения более 45°), водоскаты (угол падения около 45°) и просто сливы (угол падения менее 45°). За сливами образуются дорожки стоячих волн. Крутые сливы, водоскаты и водопады образуют обычно сразу за сливом водяную яму, или бочку: область обратного течения по поверхности, а за ней систему стоячих волн.

Слив может быть единым или разделенным островками или камнями на несколько проток, могут быть каскады сливов. Слив бывает также прямой, косой, винтовой.

Стоячие волны, или валы

Образуются при встрече воды с неоднородностями в сечении русла. Они неподвижны относительно берегов, их высота доходит до нескольких метров и зависит от расхода воды в реке, скорости течения, глубины реки и рельефа дна.

Стоячие волны могут быть прямыми и косыми. Прямые образуются при встрече с неровностями дна, а косые – при огибании неровностей берега или при впадении притоков. Длина стоячей волны сравнивается с длиной судна: короткие (скат меньше половины судна), длинные (больше или равен длине судна).

Бочки (водяные ямы)

Образуются за очень мощными и крутыми сливами. Они характеризуются сильным обратным течением воды на поверхности. Бочку можно считать малой, если ее размер меньше половины длины судна, и большой - если больше.

Вода в бочках часто содержит много воздуха, поэтому имеет меньший удельный вес и хуже держит судно. Вода из бочки выходит наружу, как правило, достаточно далеко за её границами, проходя предварительно внизу придонной струей. Пример: учебный ролик «Бочка» + фото «что делает бочка»

Шивера

Каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшими глубинами и беспорядочно разбросанными в русле подводными и выступающими из воды камнями.

На шиверах из-за высокой скорости течения в потоке возникают стоячие волны, обратные течения, иногда водяные ямы (бочки). В отличие от порогов шиверы не имеют чистых мощных сливов, в шивере сливы локальны, плохо прослеживается связь последовательных сливов друг с другом, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды - струю. Протяженность шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Шиверами часто начинаются и заканчиваются пороги.

Прижим

Прижимы образуются на очень крутых поворотах, так как на поворотах стрежень потока располагается близко к внешнему берегу поворота, на него наваливается значительная масса воды, и непосредственно у берега создаются различные распределения скоростей поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крут, у самого берега образуются отбойные валы. При высокой водности реки, но на менее крутом повороте, а также при отрицательной крутизне берега под водой отбойный вал может не возникать. Прижимы с отбойным валом легко распознаются на реке по отбойному валу, прижимы без отбойного вала распознать гораздо сложнее, а подсос к берегу в них гораздо сильнее.

Уловы, суводи

На реках с быстрым течением могут образоваться противотоки в плоскостях, параллельных дну реки - уловы. Возникновение их связано с отрывом течения от берега по тем или иным причинам (выступ берега, впадение притока и т. п.). Уловы создаются у прижимов, вблизи перекатов, при резких расширениях русла, на отмелях и при резких ускорениях отдельных частей потока (струй), например при слиянии двух проток. Из улова бывает иногда трудно выбраться, так как нужно успеть уйти из струи, образующей улов, пересекая ее за короткое время.

На границе противоположных течений или течений с разными скоростями (то есть при выходе из суводи или при заходе в нее) возникает резкая разница в скоростях и направлениях потоков воды, действующих на судно, при этом толщина границы между слоями воды от 30 см до метра. Такая граница особо опасна для однокорпусных судов.

Расческа

Поваленное или нависающее над водой дерево. Последствием попадания под расческу может быть легкий испуг, а может быть и потеря судна. Особенно опасны такие деревья для судов со сравнительно высоко расположенными гребцами - плотов и катамаранов.

Авал или залом

Характерные препятствия, свойственные равнинным рекам таежной зоны и горно-таежным рекам, образуются стволами деревьев, нанесенными на мель или остров, на вход в малую протоку, на внешний берег поворота реки. В половодье завалы сносит, но на спаде воды они вновь возникают, возникают и во время летних паводков, а на малых и узких таежных речках они могут существовать и увеличиваться годами (Танковый брод на Уксуне существует 70 лет, завал перед Кечу на Шавле). Завал - очень опасное препятствие, его трудно распознать, так как издали он кажется частью берега, либо неожиданно судно выскакивает на него из-за поворота.

Усложнять препятствия могут и формы рельефа, сами по себе препятствиями в водном туризме не являющиеся (каньонные берега). Фото – проводка завала

Мост

Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опоpax, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных железобетонных мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встретиться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом. Низкие мосты в паводок представляют такую же опасность как завал.

Плотина

В основном встречаются плотины двух типов - современные железобетонные действующие и старинные каменно-деревянные мельничные или регулирующие расход для лесосплава. Плотины второго типа находятся в различных стадиях разрушения и представляют собой водосливы различной крутизны и высоты, в разной степени засоренные. Часто эти водосливы проходимы, а иногда полностью завалены либо слишком узки. Железобетонные плотины требуют обноса.

Закол

Изгороди из деревянных кольев, вбитых в дно реки, перегораживающие всю реку. В заколах имеются узкие ворота, куда устанавливаются верши для ловли рыбы. Заколы в большинстве случаев встречаются на небольших реках в виде остатков, но колья могут представлять опасность для оболочки судов. Фото «Заколы»

Трос

Представляют опасность для туристских судов нависающие над водой тросы паромных переправ. Обычно эти тросы высоко подняты над водой у берегов реки, где и следует проходить под ними. Очень важно вовремя заметить этот трос.

5) Молевой сплав:

Запрещён, все же туристу, может быть, придется с ним столкнуться. Во время сплава туристам выходить на реку нельзя. Молевой сплав начинается обычно сразу за половодьем. На малых реках он заканчивается быстро, на средних реках может затянуться до середины, а на больших - до конца лета. Реки, по которым много лет проводился молевой сплав леса, обычно засорены топляком - бревнами, один конец которого лежит на дне реки, а другой конец неглубоко под поверхностью воды.

Запань

На реках, где проводится молевой сплав леса, все лето стоят запани - системы из узких, в несколько бревен плотиков, удерживаемых стальными тросами и перегораживающих отдельные протоки реки с целью направления сплавляемого леса в основное русло. Бывают и накопительные запани, перегораживающие все русло с целью накопления леса для сплачивания или перевалки на берег. Как препятствие запань аналогична завалу - под нее уходит затягивающее течение, а пройти нельзя.

Запань можно пройти под высоким берегом, где трос поднят высоко над водой, а бревна не доходят до берега. Можно также, находясь на запани, развести временно или притопить звенья запани. У накопительных запаней обычно всегда много леса, поэтому их необходимо обносить.

Ряжевые стенки

На малых сплавных реках (особенно характерно это для рек европейского Севера и Карпат) часто встречаются ряжевые стенки - стенки из бревен, расположенные на вогнутых внешних берегах поворотов русла, удерживаемые изнутри бревенчатыми клетками с камнями. Ряжевая стенка как препятствие аналогична прижиму, но из нее часто торчат отщепы от бревен, металлические скобы, скрепляющие бревна. Фото – ряжи_3

К последнему типу искусственных препятствий следует отнести общую захламленность русла самыми различными, в том числе острыми, предметами в пределах населенных пунктов (холодильники, панцирные кровати, печки, шины, автомобили и т.п.). на некоторых реках встречаются препятствия типа водозаборный насос на тросиках.

Бобровые плотины

Отдельные препятствия, требующие исключительно обноса. Могут встречаться не только на спокойных участках, как это принято считать, но и на участках быстротока, где бобрам нужны мосты для перехода с берега на берег, чтобы их не сносило течением

Ориентиры препятствий

Ориентиры препятствий заранее изучаются по лоциям, техническим описаниям. Про чёткое расположение препятствия можно сделать выводы по картам, по спутниковым снимкам.

На ряде маршрутов препятствия локальны, чалка перед ними не составляет проблем, обычно в такой ситуации идентифицировать препятствие легко по километражу, береговым ориентирам, шуму воды, изменению динамики потока, техногенным ориентирам и т.п.

Сложнее идентифицировать препятствия нелокального характера на реках с постоянным быстрым течением, шумом воды, частыми поворотами. На таких реках иногда даже для идентификации препятствия требуется береговая разведка (линия движения, завалы, непроходы, установка промежуточных ориентиров для мест чалки и наибольшей опасности, установка страховки, фото).

Тактика прохождения шивер

Шиверы относятся к протяженным препятствиям, и это определяет тактику их прохождения. Это означает, что его нельзя просто выйти и посмотреть от начала и до конца, заранее выбрать и запомнить линию движения.

Поэтому простые, несложные шиверы до 3 к.с. опытные экипажи идут с ходу, страхуя друг друга. При этом расстояние между судами должно быть от 30 до 50 метров, чтобы суда могли взаимно страховать друг друга и чтобы у идущего сзади судна была возможность для маневра. Больше 50 м – это значит, что можно не увидеть, что что-то произошло с товарищами.

В таких ситуациях, как правило, впереди идет более опытный экипаж, если в составе есть К-4 и К-2, то вначале идет К-4.

Если шиверы более сложные, могут быть неожиданные завалы или локальные усложнения фона прижимами, отдельными сливами, то применяется метод беглой береговой разведки и системы промежуточных чалок с сигнальщиками. Соответственно, экипажи-разведчики последовательно меняются, продвигаясь вперед от чалки к чалке. Это позволяет организовать и береговую страховку при чалке или в местах усложнения фона, и фото-видеосъемку. Участки между чалками проходятся остальной группой со взаимостраховкой. Послед чалки второго судна экипаж второго судна страхует остальные суда на чалке, экипаж первого судна уходит в разведку, а предыдущие разведчики идут к своему судну для прохождения участка.

Шиверы чаще, чем пороги, идутся с вещами, поэтому авария в шивере может иметь более плачевные для всей группы последствия. Группа должна оценивать свои способности по управлению гружеными судами в шиверах такой сложности, которые они собираются преодолеть в рамках маршрута. Обнести шиверу, в связи с ее протяженностью, практически невозможно. А проводка – очень медленное и утомительное занятие. Могут быть обнесены или проведены только отдельные самые криминальные по сложности или наличию завалов из деревьев и камней участки шивер, для чего и нужна беглая береговая разведка.

Даны схемы порогов и условные обозначения к ним. Нарисовать и расписать манёвры судов, необходимые для преодоления этих препятствий. Какие управляющие гребки совершает экипаж К4 при выполнении этих манёвров.

Условные обозначения

Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Берег
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Скальный берег
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Надводный камень
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Обливной камень
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Полуобливной камень
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Острый полуобливной камень ("зуб")
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Пенный котел, бочка после слива
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Пологий слив
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Водопадный слив
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Стоячие валы
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Прижим
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Прижим с отбойным валом
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Улов
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru Линия движения

Схемы порогов

Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru
Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий. - student2.ru

Техника водного туризма. Преодоление естественных и искусственных препятствий.

Наши рекомендации