Система органов государственного и муниципального фин контроля и их полномочия
К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:
o представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;
o в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;
o органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;
o государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
o банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.
Полномочия счетной палаты:
· аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
· экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
· экспертизе государственных (муниципальных) программ;
· анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
· подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
10. Источники бюджетного законодательства РФ. основные положения ФЗ о федер бюджете на очередной фин год и плановый период
Основным источником бюджетного права является БК РФ. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации», а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций.
Основные положения ФЗ:
· Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
· Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
· Статья 3. Индексация ставок отдельных видов платежей на 2013 год
· Статья 4. Главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета
· Статья 5. Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2013 году
· Статья 6. Особенности использования средств, получаемых федеральными казенными учреждениями и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги"
· Статья 7. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
· Статья 8. Особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений
· Статья 9. Особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения
· Статья 10. Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения
· Статья 11. Взносы в уставные капиталы
· Статья 12. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура
· Статья 13. Предоставление бюджетных кредитов в 2013 году
· Статья 14. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов
· Статья 15. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, государственный внутренний долг Российской Федерации и предоставление государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации
· Статья 16. Государственные внешние заимствования Российской Федерации, государственный внешний долг Российской Федерации и предоставление государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
· Статья 17. Компенсационные выплаты по сбережениям граждан
· Статья 18. Реструктуризация денежных обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией
· Статья 19. Особенности списания в 2013 году отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом
· Статья 20. Отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета
· Статья 21. Организации, выполняющие в 2013 году функции агентов Правительства Российской Федерации
· Статья 22. Особенности обслуживания в 2013 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса
· Статья 23. Особенности исполнения в 2013 году бюджета города Байконура
· Статья 24. Особенности исполнения федерального бюджета в 2013 году
Понятие бюджета и его виды
Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет— важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
1.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
2.бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
3.бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.