На тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

Научный руководитель: к.э.н., доцент Знаменский Владимир Всеволодович ____________

(подпись)

Рецензент: к.э.н., доцент Петракова Наталия Геннадьевна ____________

(подпись)

Москва

Содержание

Введение. 3

1. Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков

в условиях мирового финансового кризиса. 7

1.1. Состояние экономики Российской Федерации. 7

1.2. Обзор банковской системы Российской Федерации. 17

1.3. Классификация направлений деятельности коммерческих банков.

Основные особенности рисков банковского сектора и их распределение

по степени влияния. 24

1.4. Выбор методики оценки финансового состояния коммерческого банка. 32

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка

ОАО «Альфа-Банк» (2006–2008) 36

2.1. Общая характеристика банка. Анализ основных показателей

деятельности ОАО «Альфа-Банк». 36

2.2. Анализ структуры и динамики доходов, расходов и прибыли

ОАО «Альфа‑Банк». 45

2.3. Анализ структуры и динамики активов и пассивов ОАО «Альфа-Банк».

Анализ коммерческой эффективности (прибыльности) основных

операций банка. 55

3. Меры по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого

банка ОАО «Альфа-Банк». 64

3.1. Расширение консалтинговой деятельности банка. 64

3.2. Оптимизация политики банка по управлению ценными бумагами

и активами в иностранной валюте. 71

3.3. Диверсификация набора инструментов привлечения средств

юридических и физических лиц. 76

Заключение. 80

Список использованной литературы.. 83

Приложения. 90


Введение

Российский банковский сектор проходит через один из самых сложных периодов в новейшей истории своего развития. Под воздействием углублявшегося глобального кризиса в конце 2008 и начале 2009 года возникала серьёзная угроза устойчивости финансово-кредитной системы Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и Банк России приняли ряд оперативных масштабных мер, направленных на восстановление устойчивости банковского сектора и поддержку его ликвидности. Для укрепления капитальной базы были введены новые инструменты предоставления ликвидности; значительные средства размещали в банках государственные корпорации и федеральный бюджет.

Крупнейшим банкам за счёт государства были предоставлены субординированные кредиты. Активную роль в процессах предупреждения банкротства и финансового оздоровления проблемных банков
с формированием соответствующей законодательной базы совместно с Банком России сыграло Агентство по страхованию вкладов [53].

Указанные меры, а также антикризисные усилия самих кредитных организаций позволили преодолеть наиболее острую фазу кризиса. Банковский сектор продолжил выполнять свои основные функции и обеспечивать бесперебойное осуществление расчётов в экономике, в том числе с бюджетами всех уровней.

В более жёстких условиях кризиса проявились риски, прежде всего кредитные, накопленные банками в период роста экономики и банковского бизнеса на фоне благоприятной конъюнктуры в предшествующие годы.

В такой ситуации российские банки стремятся развивать менее рисковые сегменты деятельности, не связанные с кредитованием. Крупные банки, такие как ВТБ и МДМ Банк, уже заявили о том, что в ближайшее время будут уделять приоритетное внимание некредитным направлениям своей деятельности.

Данные тенденции на российском рынке банковских услуг определили выбор темы настоящей дипломной работы. Таким образом, актуальность работы обусловлена возрастанием роли и значения некредитной деятельности банков, повышением интереса к операциям на рынке ценных бумаг, валютном рынке, в сфере консультационных и информационных услуг.

Кроме того, в научных исследованиях последних лет проявляется недостаточная степень разработанности темы совершенствования некредитной деятельности коммерческих банков. Выражения «некредитные операции», «некредитные банковские услуги», «некредитные направления» и аналогичные употребляются менее чем в 750 российских источниках (среди которых отмечаются публикации Дипломатической академии МИД России и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ), в то время как частотность соответствующих выражений, относящихся к кредитованию, в 120 тысяч раз выше. Это подтверждает необходимость изучения проблем некредитного сегмента банковской деятельности в современных социально-экономических условиях.

Цель настоящей дипломной работы состоит в разработке мер
по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого банка
на основе исследования кредитной системы России и конкретного объекта — ОАО «Альфа-Банк».

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач работы:

— исследовать влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации и её кредитно-финансовую систему;

— проанализировать финансово-хозяйственную деятельность коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк» и выявить проблемы некредитного сегмента в современных экономических условиях;

— разработать меры по совершенствованию соответствующей деятельности ОАО «Альфа-Банк» и определить эффективность предлагаемых мер.

Структура дипломной работы построена в соответствии с её общим замыслом и основными задачами. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 90 страницах, содержит 17 таблиц, 18 рисунков и 8 приложений. Список использованных источников включает в себя 70 наименований.

Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается цель и задачи работы, структура работы, описывается ожидаемый экономический эффект.

В первой главе даётся подробный аналитический обзор состояния экономики Российской Федерации, рассматривается динамика валового внутреннего продукта, федерального и частного долга, чистых потоков капитала и основных показателей инвестиционной деятельности. Предлагается детальный обзор банковской системы России, исследуются особенности рисков банковского сектора и их распределение по степени влияния, изучаются изменения форм отчётности российских банков и предлагается собственная методика оценки финансового состояния банков.

Во второй главе проводится глубокий структурно-динамический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Альфа-Банк»
за 2006–2008 годы, выявляются проблемы некредитного сегмента, даётся оценка коммерческой эффективности (прибыльности) основных операций банка, составляется прогноз его финансовых результатов по итогам 2009 года.

В третьей главе разрабатывается комплекс мер по совершенствованию различных направлений некредитной деятельности ОАО «Альфа-Банк»,
а также оценивается эффективность предлагаемых мер.

В заключении обобщается анализ выполненной работы, даётся краткая характеристика объекта исследования и выявленных в ходе анализа проблем, излагается суть разработанных мер по решению проблем, обосновывается эффективность проектных решений.

Информационной базой исследования послужила бухгалтерская (финансовая) отчётность и другие данные ОАО «Альфа-Банк». Также были использованы научные статьи и монографии по проблемам совершенствования деятельности банков, экономико-статистические материалы, нормативно-правовые документы и интернет-ресурсы. Особое внимание было уделено докладам, аналитическим и справочным материалам международных финансовых организаций.

Научная новизна работы заключается в разработке и внедрении авторской методики оценки финансового состояния коммерческого банка, а также
в рассмотрении новых путей совершенствования банковской деятельности, пока не характерных для российского рынка банковских услуг.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведённый в процессе исследования анализ, полученные результаты и выводы доведены до уровня обоснованных рекомендаций и могут быть использованы в банковской деятельности.

По теме дипломной работы опубликовано две статьи общим объёмом 0,9 п. л.: «Портфельное инвестирование в условиях нестабильности на мировых фондовых рынках» [26] и «Проблемы обеспечения информационной безопасности российских кредитных организаций и пути их решения» [22], последняя — в рецензируемом издании. Также принята к опубликованию одна статья объёмом 0,3 п. л.: «Обеспечение сопоставимости данных при проведении стресс-тестирования коммерческого банка в условиях меняющихся форм отчётности». Апробация результатов исследования проводилась
на межвузовской научно-практической конференции «Финансовый кризис и проблемы роста российской экономики» (Москва, 2009).

Пример карты проблемного анализа программно-аппаратного комплекса банка

Выявленные проблемы Ожидаемые последствия, степень риска и рекомендации по устранению
Банкоматы не принимают купюры номиналом 5000 рублей Банк ограничивает для себя доступ к рублёвой ликвидности — 6% общего количества банкнот, 41% общей суммы наличной денежной массы в обращении. Степень риска: высокая. Решение: модернизация банкоматов.
Терминалы доставки наличных (TCD) в операционных кассах не выдают купюры номиналом 5000 рублей В случае выдачи крупных сумм система рекомендует пользоваться купюрами номиналом 500 рублей, на пересчёт которых банковский специалист потратит дополнительное время. Степень риска: средняя. Решение: обновление программного обеспечения.
Отдельные недостатки системы платежей физических лиц При проведении платёжной квитанции много времени у опера-ционистов занимает поиск подходящего назначения платежа, так как список возможных вариантов сортируется нестандарт-ным образом. Степень риска: средняя. Решение: внедрение инкрементальных подсказок (варианты, рекомендуемые системой, уточняются по мере ввода значимых слов).
Форма для заполнения занимает лишь треть экрана системы платежей (две трети — фон и логотип банка), что снижает эффективность деятельности операционистов. Степень риска: низкая. Решение: обновление программного обеспечения.
До 40% рабочего времени специалистов занимает работа с документами в отсутствие клиентов Значительную часть работы специалистов по обслуживанию юридических лиц составляет ручная проверка результатов сканирования платёжных поручений. Степень риска: высокая. Решение: автоматизация процессов (технология BiPrint).

Главным преимуществом межбанковского консалтинга в сфере IT является широкий круг целевых клиентов, в число которых входят не только крупные банки, занимающиеся поиском возможностей для снижения затрат, но и кредитные организации средней величины, совершенствующие свою информационную инфраструктуру, а также малые банки, не имеющие возможности содержать собственные IT-службы.

По нашим оценкам, ёмкость рынка таких услуг достигает 600–900 млн рублей, поэтому расширение консалтинговой деятельности может привести к увеличению стабильных ежегодных доходов Альфа-Банка от соответствующих операций не менее чем в 3 раза, а также будет способствовать улучшению показателей рентабельности банка (ожидаемый прирост рентабельности активов — 0,2 процентных пункта).

Заключение

Мировой финансовый кризис оказал на российский финансовый сектор значительное негативное влияние, создав огромную нагрузку на финансовые учреждения. Тем не менее, принятые государством меры во многом оказались успешными: удалось предотвратить системный банковский дисбаланс, облегчить ситуацию с ликвидностью и вернуть доверие вкладчиков.

Однако кризис продемонстрировал наличие множества недостатков. Российские банки находятся в сильной зависимости от иностранных источников финансирования. Рост просроченной задолженности вызывает беспокойство и у корпораций, и у банков, особенно с учётом того, что реорганизация предприятий в 95% случаев заканчивается их ликвидацией.
В период, когда банки нуждались в дополнительном капитале, стоимость ценных бумаг, как на российских, так и на зарубежных рынках, упала. Банкиры столкнулись с перспективой привлечения капитала в условиях, когда цены
на акции оставались на крайне низком, по историческим меркам, уровне.

Теперь, когда кризис ослабевает и начинается свёртывание полномасштабной программы антикризисных мер, появляется необходимость разработки более сбалансированной модели развития, оптимально сочетающей цели поддержания экономического роста и сохранения финансовой устойчивости банковского сектора. Пруденциальное регулирование и банковский надзор необходимо усовершенствовать в соответствии
с международной практикой, особенно в том, что касается консолидированного надзора за крупными финансовыми группами. Управление операционными рисками и другие формы корпоративного менеджмента также должны быть приведены в соответствие с международными стандартами.

В дополнение к реформированию банковского сектора необходимо усовершенствовать инфраструктуру рынков капитала. Нужно укрепить расчётно-депозитарные организации и ввести более строгий надзор
за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Для того чтобы российские рынки капитала дополняли работу частных банков, необходимо углубление рынков краткосрочных инструментов, включая векселя.
Это позволит расширить набор инструментов финансового рынка, используемых для осуществления инвестиций [69].

В современных условиях возрастающей конкуренции на рынке Альфа-Банку удаётся сохранять позиции первого частного банка благодаря своевременной оптимизации и адаптации собственных направлений деятельности
к меняющимся параметрам операционной среды. Одним из главных преимуществ Альфа-Банк является то, что он уделяет внимание как кредитному, так и некредитному сегменту своей деятельности.

Несмотря на это, проведённый факторный анализ финансово-хозяйственной деятельности Альфа-Банка, его основных показателей и результатов, позволил выявить целый ряд проблем, оказывающих негативное влияние на уровень рентабельности банка.

Ежегодное снижение рентабельности активов банка обусловлено опережающими темпами роста суммарных расходов по сравнению с доходами, а также сокращением доли активов, приносящих прямой доход. В свою очередь, это связано с нестабильностью получаемых доходов от операций
с ценными бумагами, убыточностью операций с иностранной валютой, отсутствием устойчивой доходной базы для формирования прочих операционных доходов банка. Отрицательный эффект данных обстоятельств усиливается невозможностью привлечения достаточного объёма средств юридических и физических лиц: банк вынужден использовать более дорогие источники, генерирующие относительно высокие процентные выплаты.

Мы полагаем, что для решения данных проблем Альфа-Банку необходимо принять следующие меры:

1) расширить набор предоставляемых консультационных и информационных услуг, дополнив его межбанковским консалтингом
в сфере информационных технологий, информационной безопасности и связанных вопросов;

2) применять активный подход к управлению портфелем ценных бумаг, уделить внимание развитию его торговой составляющей, скорректировать набор применяемых фондовых инструментов и инвестиционных стратегий;

3) оптимизировать политику в области управления активами в иностранной валюте, расширить круг валют, используемых для инвестиций;

4) диверсифицировать набор инструментов привлечения средств путём осуществления выпуска депозитных и сберегательных сертификатов, сосредоточить внимание на продвижении собственных векселей;

5) скорректировать минимальный порог (сумму) открываемых депозитов.

Реализация предлагаемых мер позволит Альфа-Банку существенно увеличить объём стабильных доходов, а также приведёт к улучшению показателей рентабельности. По нашим расчётам, в результате применения перечисленных мер прирост рентабельности активов банка, при прочих равных условиях, составит не менее 0,5 процентного пункта, а прирост рентабельности собственного капитала — не менее 6 процентных пунктов.

Таким образом, задачи, поставленные в настоящей дипломной работе, решены, а цель достигнута.

Дипломная работа выполнена мной самостоятельно; все использованные в ней материалы и концепции из опубликованной литературы и других источников достоверны и отмечены соответствующими ссылками.

Отпечатано в __________ экземпляре.

Библиография: __________ наименований.

«____» ____________ __________

(дата)

_____________________ _____________________________________________

(подпись) (ФИО)

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 15.02.2010)
«О банках и банковской деятельности».

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 № 302-П; ред. от 11.12.2009).

4. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У (ред. от 31.08.2007) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

5. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У (ред. от 15.09.2009) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

6. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У (ред. от 27.10.2009) «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания её достаточной для участия в системе страхования вкладов».

7. Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 № 1390-У (ред. от 30.11.2004) «О порядке информирования кредитными организациями Центрального банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности интернет-технологий».

8. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

9. Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (СТО БР ИББС-1.0-2008).

10. Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аудит информационной безопасности» (СТО БР ИББС-1.1-2007).

11. Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям стандарта СТО БР ИББС-1.0-2008» (СТО БР ИББС-1.2-2009).

12. Рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методические рекомендации по документации
в области обеспечения информационной безопасности в соответствии
с требованиями СТО БР ИББС-1.0» (РС БР ИББС-2.0-2007).

13. Рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системе Российской Федерации требованиям стандарта СТО БР ИББС-1.0» (РС БР ИББС-2.1-2007).

14. Рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности» (РС БР ИББС-2.2-2009).

15. Проект Рекомендаций в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» (РС БР ИББС-2.3-20хх).

16. Проект Рекомендаций в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» (РС БР ИББС-2.4-20хх).

17. Письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях».

18. Горюнов В. Н. О методике анализа финансового состояния банка (утв. ЦБ РФ 04.09.2000; ред. от 14.12.2006).

19. Мустафин Т. А. Влияние глобализации мировой экономики
на международную деятельность банков: Дис. … канд. экон. наук. — М.: Дипломатическая академия МИД Российской Федерации, 2008. — 185 с.

20. Воробьёв Е. Анализ рынка долговых инструментов: обзор эмитентов сектора «Банки» // КИТФинанс, 2008. http://subscribe.web-invest.ru/?f=2895.

21. Зверев В. А. Возможные действия инвестора на нестабильном фондовом рынке // Ценные бумаги. — 2008. — №8. http://www.gaap.ru/magazines/ securities/8/2008.

22. Знаменский В. В., Торцов Н. А., Покидько Е. В. Проблемы обеспечения информационной безопасности российских кредитных организаций и пути их решения // Экономика Право Лингвистика: Межвузовский научно-практический сборник. — М.: Объединённая академия образовательных учреждений, 2009. — № 20. — С. 3–7.

23. Пещанская И. В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 320 с.

24. Романова Е., Трофимова Е. Оценка страновых рисков банковского сектора Российской Федерации // Standard & Poor’s, 2009. http://www.standardandpoors.ru/article.php?pubid=5593.

25. Серьгина Е. Виртуальная угроза // РБК daily, 2009. http://www.rbcdaily.ru/ 2009/09/04/media/429489.

26. Торцов Н. А. Портфельное инвестирование в условиях нестабильности
на мировых фондовых рынках // Финансовый кризис и проблемы роста российской экономики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (29 апреля 2009 г.). — М.: НОУ ВПО «МИБД», НОУ ВПО «ИГиТМ», 2009. — С. 50–54.

27. Трофимова Е., Гилл Ф., Сикс Ж.-М. Standard & Poor’s комментирует ситуацию в банковском секторе России и недавнее снижение инфляции в стране // Standard & Poor’s, 2010. http://www.standardandpoors.ru/ article.php?pubid=5948.

28. Альфа-Банк: Годовой отчёт 2006 // ОАО «Альфа-Банк», 2007. http://alfabank.ru/f/1/about/annual_report/annual_report_2006.pdf.

29. Альфа-Банк: Годовой отчёт 2007 // ОАО «Альфа-Банк», 2008. http://alfabank.ru/f/1/about/annual_report/annual_report_2007.pdf.

30. Альфа-Банк: Годовой отчёт 2008 // ОАО «Альфа-Банк», 2009. http://alfabank.ru/f/1/about/annual_report/annual_report_2008.pdf.

31. Архив итогов торгов и сделок по ценным бумагам // Фондовая биржа РТС, 2010. http://www.rts.ru/s272.

32. Бюллетень банковской статистики // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/ publ/main.asp?Prtid=BBS.

33. Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран // Федеральная служба государственной статистики, 2010. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/32.htm.

34. Внешний государственный долг Российской Федерации: структура долга // Министерство финансов Российской Федерации, 2010. http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure.

35. Внешний долг Российской Федерации // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_09.htm&pid=svs&sid=vdRF.

36. Внутренний государственный долг Российской Федерации: структура долга // Министерство финансов Российской Федерации, 2010. http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/internal/structure.

37. Инвестиции в России: статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики, 2008. http://www.gks.ru.

38. Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2007 году // Банк России, 2008. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/print.asp?file=stress_inf_07.htm.

39. Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году // Банк России, 2009. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/print.asp?file=stress_inf_08.htm.

40. ИТ в банках и страховых компаниях 2008: Обзор // CNews Analytics, 2008. http://www.cnews.ru/reviews/free/banks2008.

41. ИТ в банках и страховых компаниях 2009: Обзор // CNews Analytics, 2009. http://www.cnews.ru/reviews/free/banks2009.

42. Макроэкономическая статистика: сводные данные по процентным ставкам // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=cdps.

43. Методика (алгоритмы) расчёта показателей финансовой устойчивости банка // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/ formul_m.pdf.

44. Обзор банковского сектора Российской Федерации: аналитические показатели // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system.

45. О снижении ставки рефинансирования и процентных ставок по отдельным операциям Банка России // Департамент внешних и общественных связей Банка России, 2010. http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/if/100326_113124-refin-1.htm.

46. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов // Банк России, 2009. http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2010(2011-2012).pdf.

47. Основные показатели инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики, 2010. http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/ces/.exp/7_0_8R9/.miid/null/.exps/false/.def/false/.scr/Home/_s.7_0_A/7_0_92T/_th/J_0_LV/_s.7_0_A/7_0_92T/_me/7_0_86N-7_0_8R9-7_0_7UL-7_0_7UJ-7_0_A#7_0_8R9.

48. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. экон. наук, профессор В. В. Круглов. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 432 с.

49. Открытое акционерное общество «Альфа-Банк»: форма 101 и форма 102 // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id= 450000036.

50. Подходы к организации стресс-тестирования в кредитных организациях (на основе обзора международной финансовой практики) // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/print.asp?file=stress.htm.

51. Прогнозы и рекомендации профессиональных участников по российским акциям // РБК, 2010. http://consensus.rbc.ru/shares.

52. Прогнозы курсов валют // РБК, 2010. http://consensus.rbc.ru/forex.

53. Рекомендации XVIII Международного банковского конгресса (МБК-2009) «Рост и устойчивость банковской системы: поиск оптимума» // Банк России, 2009. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/MBK-09.pdf.

54. Сводная статистическая информация по крупнейшим банкам // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/svst01012010.pdf.

55. Словарь по экономике и финансам // Глоссарий.ру, 2010. http://slovari.yandex.ru/dict/glossary.

56. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики
в 2009 году // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/analytics/ print.asp?file=09-IV.htm.

57. Справочник по кредитным организациям // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/credit.

58. Ставка рефинансирования // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/ print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm.

59. Стандарты информационной безопасности в кредитно-финансовой сфере // ABISS, 2010. http://www.abiss.ru.

60. Управление операционным риском в кредитной организации: Анкета // Банк России, 2006. http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/form.pdf.

61. Чистый ввоз/вывоз капитала (по данным платёжного баланса Российской Федерации) // Банк России, 2010. http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx? file=credit_statistics/capital.htm.

62. Экспорт данных // РБК, 2010. http://export.rbc.ru.

63. Alfa-Bank at a glance: Fact Sheet // Alfa-Bank, 2010. http://alfabank.com/ investor/fact_sheet.

64. Alfa-Bank: IFRS reviewed report 1H 2009 // Alfa-Bank, 2009. http://alfabank.com/f/1/investor/financial_reports/financial_statements_ifrs/ab_
IFRS_reviewed_report_1H_2009.pdf.

65. Basel II: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards // Bank for International Settlements, 2006. http://www.bis.org/ publ/bcbs128.pdf.

66. Results from the 2008 Loss Data Collection Exercise for Operational Risk // Bank for International Settlements, 2009. http://www.bis.org/publ/bcbs160a.pdf.

67. Russian Economic Report #19: From Crisis to Recovery (June 2009) //
The World Bank, 2009. http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIAN FEDERATION/Resources/305499-1245838520910/rer19-eng.pdf.

68. Russian Economic Report #20: From Rebound to Recovery? (November 2009) // The World Bank, 2009. http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIAN FEDERATION/Resources/305499-1245838520910/rer20fulltext_eng.pdf.

69. Russian Economic Report #21: Jobless Recovery for Russia? (March 2010) // The World Bank, 2010. http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDE RATION/Resources/305499-1245838520910/6238985-1269435660465/RER21-eng.pdf.

70. Thomson Reuters, 2010. http://www.thomsonreuters.com.

Приложения

[1] Динамические резервы — общие резервы на возможные потери, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы накапливаются при подъёме и подлежат расходованию во время спада экономики [46].

[2] Эквайринг — осуществление расчётов с предприятиями торговли и сферы обслуживания по операциям, совершаемым с использованием платёжных карт.

[3] Дериватив — производный финансовый инструмент, цены или условия которого основаны на соответствующих параметрах другого инструмента, который является базовым. Стоимость дериватива меняется вслед за колебанием «базисной» переменной: процентной ставки, цены товара или ценной бумаги, обменного курса, индекса цен, кредитного рейтинга и так далее.

[4] Стресс-тестирование — один из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь банков в случае возможных спадов в экономике. Стресс‑тестирование может быть определено как оценка воздействия на финансовое состояние кредитной организации ряда заданных изменений в факторах риска, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям [50].

[5] По московскому региону приведённые показатели несколько выше (на 1–4%).

[6] Это явилось одной из причин утверждения специального стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0 «Обеспечения информационной безопасности организаций банковской системы РФ», его последующих версий и дополнений. Кроме того, на территории Российской Федерации было создано сообщество ABISS (Association for Banking Information Security Standards), деятельность которого направлена на развитие и продвижение стандартов, положений и методических указаний ЦБ РФ. Цель сообщества — способствовать широкому практическому применению единых стандартов и повышению уровня информационной безопасности организаций финансового сектора [59].

[7] С 1 января 2010 года применяется Указание ЦБ РФ от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» [8].

[8] Под «оригинальной» понимается комбинация двух методик ЦБ РФ — анализа финансового состояния банков (2000–2006) и оценки финансовой устойчивости банков в целях признания её достаточной для участия в системе страхования вкладов (2004–2009). Вторая методика подробно описана в Указании ЦБ РФ от 16 января 2004 года № 1379-У [6, 43].

на тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

Научный руководитель: к.э.н., доцент Знаменский Владимир Всеволодович ____________

(подпись)

Рецензент: к.э.н., доцент Петракова Наталия Геннадьевна ____________

(подпись)

Москва

Содержание

Введение. 3

1. Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков

в условиях мирового финансового кризиса. 7

1.1. Состояние экономики Российской Федерации. 7

1.2. Обзор банковской системы Российской Федерации. 17

1.3. Классификация направлений деятельности коммерческих банков.

Основные особенности рисков банковского сектора и их распределение

по степени влияния. 24

1.4. Выбор методики оценки финансового состояния коммерческого банка. 32

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка

ОАО «Альфа-Банк» (2006–2008) 36

2.1. Общая характеристика банка. Анализ основных показателей

деятельности ОАО «Альфа-Банк». 36

2.2. Анализ структуры и динамики доходов, расходов и прибыли

ОАО «Альфа‑Банк». 45

2.3. Анализ структуры и динамики активов и пассивов ОАО «Альфа-Банк».

Анализ коммерческой эффективности (прибыльности) основных

операций банка. 55

3. Меры по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого

банка ОАО «Альфа-Банк». 64

3.1. Расширение консалтинговой деятельности банка. 64

3.2. Оптимизация политики банка по управлению ценными бумагами

и активами в иностранной валюте. 71

3.3. Диверсификация набора инструментов привлечения средств

юридических и физических лиц. 76

Заключение. 80

Список использованной литературы.. 83

Приложения. 90


Введение

Российский банковский сектор проходит через один из самых сложных периодов в новейшей истории своего развития. Под воздействием углублявшегося глобального кризиса в конце 2008 и начале 2009 года возникала серьёзная угроза устойчивости финансово-кредитной системы Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и Банк России приняли ряд оперативных масштабных мер, направленных на восстановление устойчивости банковского сектора и поддержку его ликвидности. Для укрепления капитальной базы были введены новые инструменты предоставления ликвидности; значительные средства размещали в банках государственные корпорации и федеральный бюджет.

Крупнейшим банкам за счёт государства были предоставлены субординированные кредиты. Активную роль в процессах предупреждения банкротства и финансового оздоровления проблемных банков
с формированием соответствующей законодательной базы совместно с Банком России сыграло Агентство по страхованию вкладов [53].

Указанные меры, а также антикризисные усилия самих кредитных организаций позволили преодолеть наиболее острую фазу кризиса. Банковский сектор продолжил выполнять свои основные функции и обеспечивать бесперебойное осуществление расчётов в экономике, в том числе с бюджетами всех уровней.

В более жёстких условиях кризиса проявились риски, прежде всего кредитные, накопленные банками в период роста экономики и банковского бизнеса на фоне благоприятной конъюнктуры в предшествующие годы.

В такой ситуации российские банки стремятся развивать менее рисковые сегменты деятельности, не связанные с кредитованием. Крупные банки, такие как ВТБ и МДМ Банк, уже заявили о том, что в ближайшее время будут уделять приоритетное внимание некредитным направлениям своей деятельности.

Данные тенденции на российском рынке банковских услуг определили выбор темы настоящей дипломной работы. Таким образом, актуальность работы обусловлена возрастанием роли и значения некредитной деятельности банков, повышением интереса к операциям на рынке ценных бумаг, валютном рынке, в сфере консультационных и информационных услуг.

Кроме того, в научных исследованиях последних лет проявляется недостаточная степень разработанности темы совершенствования некредитной деятельности коммерческих банков. Выражения «некредитные операции», «некредитные банковские услуги», «некредитные направления» и аналогичные употребляются менее чем в 750 российских источниках (среди которых отмечаются публикации Дипломатической академии МИД России и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ), в то время как частотность соответствующих выражений, относящихся к кредитованию, в 120 тысяч раз выше. Это подтверждает необходимость изучения проблем некредитного сегмента банковской деятельности в современных социально-экономических условиях.

Цель настоящей дипломной работы состоит в разработке мер
по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого банка
на основе исследования кредитной системы России и конкретного объекта — ОАО «Альфа-Банк».

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач работы:

— исследовать влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации и её кредитно-финансовую систему;

— проанализировать финансово-хозяйственную деятельность коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк» и выявить проблемы некредитного сегмента в современных экономических условиях;

— разработать меры по совершенствованию соответствующей деятельности ОАО «Альфа-Банк» и определить эффективность предлагаемых мер.

Структура дипломной работы построена в соответствии с её общим замыслом и основными задачами. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 90 страницах, содержит 17 таблиц, 18 рисунков и 8 приложений. Список использованных источников включает в себя 70 наи<

Наши рекомендации