Последовательность составления годов. бюджета и хар-ка осн. бюджетов

Процедура составления бюджета представлена в виде отдельных шагов.

Шаг 1. Составление начального баланса. Баланс составляется для определения состояния компании на начало бюджетного года. Поскольку процесс планир-я начинается за несколько месяцев до начала следующего года, начальный баланс тоже будет прогнозным. Осн. статьи баланса рассчитываются на основании фактического баланса на последнюю дату и бюджета на текущий год. Если бюджет на текущий год отсутствует, сотрудники компании должны составить агрегированный прогноз осн. параметров на последний месяц (месяцы) текущего года, на основании которых определяются значения основных статей начального баланса. При этом некоторые статьи могут планироваться исходя из операционных бюджетов на будущий.

Шаг 2. Составление бюджета продаж и графика прихода денег. Бюджет продаж операционный бюджет, содержащий инф-цию о запланированном объеме продаж, цены и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д.

Шаг 3. Составление бюджета пр-ва. Бюджет пр-ва это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем пр-ва в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производств. мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. для расчета объема товаров, которые д.б. произведены, используется след. универсальная формула:

Планируемый объем пр-ва = Планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода — ТМС готовой продукции на начало периода

Шаг 4. Составление бюджета прямых затрат на материалы. Бюджет прямых затрат на материалы – количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Механизм составления широко применяется российск. предприятиями, но качество составления оставляет желать лучшего (завышение расходных коэф-тов и т. д.).

Шаг 5. Составление бюджета прямых затрат на оплату труда. Бюджет прямых затрат на оплату труда это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают след факторы:

• бюджет составляется исходя из бюджета пр-ва, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;

• в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

Шаг 6. Составление бюджета потребления энергоресурсов. Бюджет потребления энергоресурсов – количественное выражение планов относительно затрат компании на энергоресурсы.

Шаг 7. Составление бюджета производственных накладных расходов. Бюджет производственных накладных затрат – количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с пр-вом продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Производств. накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т. д.) планируется в зависимости от реальных потребностей пр-ва с использованием данных прошлых периодов, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах.

Шаг 8. Составление бюджета себестоимости реализованной продукции. Данный бюджет является расчетным и необходим для определения планируемой производств. себест-ти произведенной и реализованной продукции, а также остатков на конец периода. Бюджет себест-ти формируется на основании бюджетов пр-ва, потребления материалов, оплаты труда, потребления энергоресурсов и производственных накладных затрат.

Шаг 9. Составление бюджета затрат на реализацию и упр-е. Бюджет управленч. и сбытовых расходов – плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

Шаг 10. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках. Прогнозный отчет о прибылях и убытках – форма фин. отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деят-ти. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Шаг 11. Составление бюджета НДС. Бюджет НДС – плановый документ, в который сводятся все суммы НДС к уплате и возмещению из операционных бюджетов, и определяется сальдо по платежам НДС.

Шаг 12. Составление бюджета движения ден. ср-в.Бюджет ден. ср-в - плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления ср-в, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо ден. ср-в на конец периода сравнивается с минимальной суммой ден. ср-в, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность предст. собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Шаг 13. Составление прогнозного баланса. Прогнозный баланс - форма фин. отчетности, которая содержит инф-цию о будущем состоянии предприятия на конец прогно­зируемого периода.


Наши рекомендации