Методы оздоровления денежных систем

Денежная реформа - это целенаправленные преобразования, с помощью которых осуществляются решительные комплексные действия, направленные на оздоровление экономики, финансов, денежного обращения и т.д.

Денежные реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительных мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

По глубине реформационных мер можно выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.

Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизму до золотой монометаллизму, от последнего к системе или кредитного обращения. Во всех этих случаях нужно не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.д. Такие структурные изменения диктуемые особенностями новых денег, которые вводятся в обращение, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.

Денежные реформы, осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение денежного обращения и укрепление всей денежной системы, осуществляются различными методами в зависимости от способа производства, политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики страны и т.д. Денежные реформы могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, перестройкой денежной системы и т.п. Денежные реформы устанавливают переход от одной денежной системы к другой.

Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и упорядочение денежного обращения особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, проводимая государством, с целью оздоровления или улучшение механизма регулирования денежного обращения в соответствии с новыми социально-экономических условий.

Денежные реформы, которые проводились в разное время во многих странах, значительно отличались по своим целям, глубиной реформирования действующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать следующим образом:

1) создание новой денежной системы. Эти реформы проводились при переходе от биметаллизма до золотого монометаллизма, от последнего к системе бумажноденежного обращения или кредитного обращения в условиях создания новых государств, как это имело место после выхода отдельных республик из состава бывшего СССР.

2) частичное изменение денежной системы, когда реформируются отдельные ее элементы: название и величина денежной единицы, виды денежных знаков, порядок их эмиссии и характер обеспечения и т.д. Примером таких реформ является изменение порядка эмиссии и обеспечения банкнот в Англии согласно Акту Роберта Пиля (1844 г.), денежные реформы в СССР в 1922-1924 и 1947 гг.

3) проведения специальных стабилизационных мер с целью получения инфляции или преодоления его последствий.

По характеру проведения реформы делятся на 3 типа:

1. Денежные реформы формального типа, которые сводятся исключительно к техническому аспекту внедрение нового образца купюры с одновременным или постепенным исключением той, которая функционирует. Обмен старой валюты для новую осуществляется в соотношении 1:1. Поводом к такой замене может быть:

а) Необходимость улучшения физических свойств (износостойкости, плотности, защите сквозь подделки и беспричинно далее) банкнот, который обращаются, изменения их относительных и абсолютных размеров, который может вмещаться результатом технического прогресса (в понимании как возможностей производства банкнот высшего качества, беспричинно и требований к их качеству в связи с применением разных технических устройств ¾ банкоматов электронных машин и тому подобное).

б) Повышение эффективности борьбы с подделкой национальной валюты. Это происходит в случае, если выявляется большое число поддельных банкнот (например, накопленных для годы войны), выявление и исключение которых становится безотлагательным делом.

в) Необходимость изменения внешнего вида банкнот, их оформления, которое может предопределяться политическими причинами например, нововведение государственной символики и тому подобное.

Все приведены аспекты осуществления денежной реформы имеют в основном сугубо формальный, неконфискационный характер. Если исправление ограничивается решением исключительно этих проблем, не задевая более существенные монетарные и экономические аспекты, ее точнее называть обменом денег.

Чем бы не была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главной ее целью всегда является стабилизация денежного обращения. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы в обращении, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирования рынка и т.д.

Официальная концепция денежной реформы базировалась на принципах "полной прозрачности" и "неконфискацийности". По мнению некоторых специалистов, эти принципы обусловили некомплексность и ограниченность реформы. Также многие считают, что введение гривны носило больше политический, чем экономический характер. Но несмотря ни на украинский государство получило конституционную национальную денежную единицу.

Денежная реформа является одним из инструментов денежной политики. Проведения денежных реформ, смысл которых сводится к полной или частичной структурной перестройки государством имеющейся в стране денежной системы, всегда вынужденное.

Каждая денежная реформа является индивидуальной и неповторимой по своим характеристикам. Любая реформа всегда специфическая по содержанию. Это, однако, не исключает возможностей классификации денежных реформ через выделение определенной группы общих признаков и их функциональном воплощении.

В зависимости от цели проведения и глубины перестройки государством имеющейся денежной системы реформы делятся на два типа: денежные реформы в узком и широком смысле этого понятия.

Денежные реформы в узком смысле этого понятия имеют несколько разновидностей. Это:

• денежные реформы формального типа, сводятся лишь к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепенным изъятием той, что функционирует. Поводом для такого изменения может быть недостаточная защищенность купюры старого образца и ее массовая фальсификация, изменение государственной символики и т.д.;

• денежные реформы с деноминацией денежного обращения, главной целью которых является замена через обмен денежных купюр истинного масштаба цен;

• денежные реформы конфискационного типа (с деноминацией денежного обращения или без его изменения).

По временным лагом проведение обменных операций теория и практика разграничивают единовременные денежные (срок проведения обмена старых денег на новые не превышает 7-10 дней) и денежные реформы параллельного типа. Единовременные денежные реформы применяется в большинстве случаев, когда речь идет об использовании конфискационных процедуры. Реформы конфискационного типа предусматривали проведение обменных операций в течение всего нескольких дней. Реформы параллельного, или, как их еще называют, консервативного типа является чрезвычайно сложной по технике реализации процедуре. В этом случае новая денежная единица, расширяя сферу своего функционального применения, вытесняет старые деньги постепенно. В результате в течение определенного времени, когда в обращении находятся две денежные единицы - старая и новая, происходит соответствующая сегментация сферы денежного обращения.

Денежные реформы в широком смысле этого понятия отличаются от рассмотренных выше реформ тем, что они предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действительной системы денежно-валютных и кредитных отношений. Денежная реформа должна обязательно дополниться системой практических мер, которые бы гарантировали ее полномерный характер. Ключевыми среди них должны быть:

• действия по нормализации товарно-денежных отношений, и в первую очередь решительно ограничения бартера как зоны экономических злоупотреблений;

• совершенствование управления валютной и эмиссионной политикой с тем, чтобы стабильность денежной единицы поддерживалась на соответствующем уровне;

• сокращение распространенной практики использования разного рода квазиплатежных финансовых инструментов;

• недопущение бесконтрольности со стороны государства за оттоком капитала и денежной массы в теневую экономику и за рубеж .

Одномоментные реформы, как правило, связанные с введением в обращение новых денег за короткий срок (7-15 дней), то есть срок реформирования определяется техническими возможностями изъятия старых денег и вводом новых. Денежные реформы конфискационного типа проводятся как можно в более короткий срок, чтобы владельцы больших запасов денег не успели спрятать их от конфискации.

Денежные реформы параллельного типа подразумевают выпуск в оборот новых денег постепенно, параллельно с проведением радикальных превращений в экономике, финансах и денежном обращении. Они нуждаются в длительном времени одновременного параллельного обращения новых денежных знаков со старыми. В частности, если новые и старые денежные знаки эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. В случае ввода разных основ для новых и старых денежных знаков старые направляются для покрытия бюджетных расходов, а новые - для кредитования экономики. Если эмиссия новых денежных знаков имеет определенное обеспечение (золото, инвалюта), а в эмиссии старых оно отсутствует, то между ними в обороте возникает конкуренция, в результате которой менее надежные старые деньги обесцениваются, пользование ими будет становиться все более рискованным и неудобным. Вследствие этого в обращении остается лишь новая форма денег, что означает достижение поставленных целей.

Таким образом, каждая денежная реформа является индивидуальной и всегда специфическая по содержанию, поэтому имеет место классификация денежных реформ через выделение определенной группы общих признаков и их функциональном воплощении.

2. Методы проведения денежных реформ

Мировой опыт знает два основных метода проведения денежных реформ: метод блокировки банковских счетов на предварительно определенный срок или даже на неопределенный срок и метод списания наличности и средств населения на банковских счетах с одновременной заменой их на новую денежную единицу по единственному или дифференцированному соотношением. Важно, что первый из указанных методов предоставляет необходимое оперативно-экономическое пространство правительству страны для сбалансирования денежной и товарной массы, а замороженные средства возвращаются владельцам после нормализации экономики и роста общественного производства. Цивилизованность метода блокировки банковских счетов заключается в том, что заблокированные средства можно конвертировать в ценные бумаги, которые не будут обесцениваться и будут одновременно приносить их владельцам доход. А с другой стороны, внедрение этого метода гарантирует защиту денежных масс населения и предпринимателей, одновременно предоставляя свободу действия инициаторам реформы для стабилизации товарного рынка и перестройки стабильной денежной системы.

Метод списания наличности и средств населения на банковских счетах при одновременной их замене на новую денежную единицу по единому или дифференцированному соотношению. Этот метод преимущественно используется в процессе проведения одномоментных денежных реформ. В нем целесообразность применения дифференцированного соотношения может обосновываться разными причинами: достижение социальной справедливости относительно обнищалого большинства граждан, потребностями покрытия расходов на проведение денежной реформы и тому подобное. Но вследствие этого внедряется уравниловка, которая иногда способна принести больше вреда, чем ожидаемые доходы или социальную справедливость.

Реформаторы могут при необходимости использовать разные варианты комбинирования этих методов, прибегать к применению других рычагов и приемов.

Кроме подготовки экономических и организационных предпосылок денежной реформы, важное значение для ее успеха имеет правильный выбор метода стабилизации валюты в процессе реформы. Особенно актуальной эта проблема была в эпоху функционирования настоящих денег, когда государства путем реформы пытались восстановить систему металлического обращения или обращения разменных на металл денежных знаков.

Согласно мировым опытом денежных реформ существуют следующие методы стабилизации валют: нуллификации, ревальвация (реставрация), девальвация, деноминация.

Нуллификации - объявление государством обесцененных бумажных денежных знаков недействительными. Проводится она при условии чрезвычайно большого падения покупательной способности денег, когда становится нецелесообразным любой обмен их на новые деньги и в такой крайней форме встречается редко. В частности, в конце XVIII в. во Франции были объявлены недействительными полностью обесцененные ассигнации и изъяты из обращения без всякого возмещения. Чаще обесцененные деньги изымаются из обращения путем обмена на новые знаки в чрезвычайно низкой пропорции, так что плата за них имеет чисто символическое значение. Так, в СССР в 1922-1923 гг. 1 руб. новыми знаками обменивался на 1 млн. руб. старыми, в 1924 г. в Германии 1 новая рейхсмарка - на 1 трлн. старых марок. Во всех этих случаях по существу проводилась нуллификации обесцененных денег, хотя по форме она напоминала девальвацию.

Девальвация - официальное снижение государством металлического содержания и курса (или только курса) национальных денег относительно иностранных валют или международных расчетных единиц. На первом этапе (до 1929-1933 гг.) Девальвация приводила к возобновлению обмена банкнот на золото только по сниженному паритетом. На втором этапе обмен на золото не возобновлялся, однако снижение валютного курса несколько способствовало стабилизации внутреннего рынка и денежного обращения, поскольку стимулировало экспорт и укрепляло конкурентоспособность национальных предпринимателей на мировом рынке, а также делало дороже импорт.

После отмены размена банкнот на золото значительно изменилось содержание и механизм девальвации валюты. Девальвации стали реже проводиться в пределах денежных реформ с целью стабилизации внутреннего денежного обращения, а прежде всего как метод валютной политики для регулирования внешнеэкономических отношений: повышение конкурентоспособности, регулирования платежного баланса и т.д. В этих условиях девальвацией стали называть любое законодательное снижение официального фиксированного валютного .

Ревальвация - это официальное повышение государством золотого содержания и валютного курса или только валютного курса национальной валюты страны.

В первом варианте ревальвации валют проводились в эпоху свободного обмена банкнот на металл. Ими заканчивались усилия государства по восстановлению покупательной способности валюты после периода инфляции. В результате ревальвации, как правило, восстанавливался обмен банкнот на металл по паритету, который действовал до начала инфляции. Одновременно восстанавливался и предыдущий курс валюты. Поэтому такое средство в литературе иногда называют реставрацией.

Денежные реформы на основе ревальвации проводились редко, поскольку они возможны при незначительном обесценивании денег и быстрому развитию экономики и восстановлении стабильности рынка. При таких условиях в стране быстро расширяется товарооборот и уменьшается бюджетный дефицит, что способствует повышению стоимости денежных знаков и может постепенно довести ее до доинфляционного уровня.

Деноминация - обмен всех старых денежных знаков на новые в определенной пропорции с одновременным пересчетом в этой пропорции цен, тарифов, заработной платы и т. д.

Так, в 1961 году в СССР старые деньги были заменены на "новые" таким образом, что 1 "новый" рубль равнялся 10 "старым". Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении.

Нередко денежной реформе предшествует деноминация денежных знаков, то есть обмен всех старых знаков на новые в определенной пропорции с одновременным перечислением в этой пропорции всех денежных показателей: цен, тарифов, заработной платы и т. д.

Денежная реформа в Украине была проведена с 2 по 16 сентября 1996 года. Эта реформа была "мягкого" типа (проведение мероприятий по замене действующей денежной единицы, стабилизация новых денег без качественной перестройки системы денежного оборота) с деноминацией денежных знаков (уменьшение на пять нулей), с изменением названия денежной единицы.

По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:

1. Обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег.

2. Временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предприятий.

3. Сочетание первого и второго методов денежных реформ. Этот метод получил название «шоковой терапии».

Методы «шоковой терапии» использовались во многих странах после второй мировой войны, причем они сопровождались таким антиинфляционным средством, как конфискационная денежная реформа. С конца 1944 г. до середины 1952 г. в Европе были проведены 24 реформы такого типа. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они включают три основные идеи.

Первая Идея — рыночные отношения являются единственным средством избавления от всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки.

Вторая, центральная, идея — широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.

Третья идея (переход от государственной к рыночной экономике) — неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.

Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления, срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефициты. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются жесткие дополнительные меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и др. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».

Заключение

Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и упорядочение денежного обращения особое место занимают денежные реформы.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают отдельные государства прибегать к таким радикальным мерам, как денежные реформы.

Денежная реформа - проведение деноминации денег, изъятие из обращения обесцененных бумажных денег, выпуск новых денежных единиц, изменение их золотого содержания с целью укрепления денежной системы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит даржава с целью оздоровления или улучшение механизма регулирования денежного обращения, согласно новым социально-экономическим условиям.

Важнейшей целью денежной реформы является предоставление национальной валюте характера подлинно единого законного платежного средства и существенного повышения ее покупательной способности и конвертируемости. Поскольку "твердость" национальной валюты имеет две тесно связанные между собой, но не тождественные аспекты: Внешний - стабильность обмена национальной валюты и внутренний - стабильность цен, т.е. отсутствие инфляции, то, выбирая модель проведения денежной реформы, крайне важно четко определиться относительно направления "вектора твердости" национальной валюты в пространстве двух измерений.

Денежные реформы необходимы в случаях:

- Изменения государственного строя;

- Глубоких экономических кризисов финансовой системы;

- Экономических потрясений, когда деньги перестают выполнять свои функции;

- Углубление дифициту бюджета и инфляционных процессов;

- Падение роли денег, расчетов, кредита.

Наши рекомендации