Договор коммерческой концессии: понятие, общая характеристика, предмет и существенные условия.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ч. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии – консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.
Стороны: Правообладатель – лицо, предоставляющее право использования своих средств индивидуализации, ноу – хау; Пользователь – лицо, которому эти права передаются.
Существенные условия: предмет и цена.
Предмет договора – комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. К обязательным объектам, которые должны быть переданы по договору, закон отнес фирменное наименование и охраняемую коммерческую информацию. В предмете договора следует выделить коммерческое обозначение – наименование юридического лица, хотя и не зарегистрированного, но получившего широкую известность, которое сохраняется без специальной регистрации.
Цена договора зависит от оценки стоимости передаваемых исключительных прав. Обычно вознаграждение выплачиваемое пользователем правообладателю, состоит из двух частей:
1) Фиксированной суммы, т.е. платы за присоединение к фирменной сети правообладателя, которая выплачивается сразу после заключения договора (паушальный платеж);
2) Последующих периодических платежей, определяемых в твердых суммах, либо в процентах от выручки (роялти).
Срок договора – может заключаться как на определенный срок, так и без указания.
Форма договора- письменная. Договор подлежит регистрации в том же органе, где зарегистрирован правообладатель. Имеет силу для третьих лиц после его регистрации.
Заключение, исполнение и прекращение договора коммерческой концессии.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется передать другой стороне (пользователю) за вознограждение на срок или без его указания срока право использовать в предпренимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (право на фимр.Наименование, товарный знак и тд), а пользователь обязуется использовать полученные права в предпринимательской деятельности в обусловленном договоре объеме и выплачивать вознаграждение.
Юридическая квалификация: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.
Стороны договора: правообладатель- лицо, представляющее право использование своих средств индивидуализации, ноу-хау.
Пользователь-лицо, которому эти права передаются.
Существенные условия договора :предмет и цена
Предмет- комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, охраняемая коммерческая информация. Коммерческое обозначение- наименование юр. Лица, хотя и не зарегистрированного, но получившая большую известность (Кока-кола)
Цена договора: зависит от оценки стоимости передаваемых исключительных прав. Обычно состоит из двух частях
-Фиксированная сумма т.е. плата за присоединение к фирменной сети правообладателя, которая выплачивается сразу после заключение договора (паушальный платеж)
- последующих периодических платежей, определяемых в твердых суммах, либо в процентах от выручки(роялти)
Срок договора: договор может заключаться как на определенный срок, так и без его указания.
Форма договора: письменная. Договор подлежит регистрации в том же органе, где зарегистрирован правообладатель. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юр. Лица или ип за границей, договор регистрируется в России в том же органе, где зарегистрирован другой участник- пользователь.
Изменение договора осуществляется по соглашению сторон. Договор может быть изменен и по требованию одной из сторон в судебном порядке при существенном нарушении условий договора стороной.
Прекращение действия договора коммерческой концессии происходит по основаниям, предусмотренным ГК РФ для прекращения обязательств. Помимо общих оснований прекращения обязательств, договор прекращается также в случаях:
одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока, с предупреждением об этом другой стороны не менее чем за 6 месяцев;
одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя без согласия пользователя. В этом случае правообладатель обязан возместить причиненные пользователю расторжением договора убытки;
прекращения принадлежащего правообладателю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены его новым.
объявления одной из сторон договора банкротом;
смерти правообладателя, если наследник в течение 6 месяцев со дня открытия наследства не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Прекращение договора подлежит государственной регистрации в тех же органах, которые регистрируют заключение этого договора.
Переход исключительных прав от правообладателя к другому лицу не является основанием для прекращения