Т.о., в МПимеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом МП и комплексным характером отрасли.

На современную российскую систему муниципальной власти самое большое влияние оказала как раз теория дуализма МСУ. Эта взаимосвязь отражается в том, что выборные органы работают как на общественных, так и на государственных началах, тесно переплетенных друг с другом.

Теория Особенности
Свободной общины МСУ отдельно от государства
Общественная МСУ решает только хозяйственные проблемы
Государственная МСУ - часть государства
Политическая Выборные представители работают на безвозмездной основе
Дуализм МСУ - общественное и государственное явление

9. Муниципальные системы зарубежных стран.

В зависимости от положения МСУ во взаимодействии с органами государственной власти обычно выделяют следующие модели МСУ:англосаксонскую;континентальную (французскую);смешанную (германскую).

Англосаксонская модель МСУ

Англосаксонская модель МСУ (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.) считается классической муниципальной формой. Для этого типа организации МСУ характерны:

· высокая степень его автономности;

· отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами разных уровней;

· отсутствие на местах уполномоченных представителей центрального правительства, опекающих местные органы;

· избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц;

· сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципальных органов.

Континентальная (французская) модель

Континентальная (французская) модель (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток) характеризуется такими чертами:

· сочетание прямого государственного управления (государственная администрация) на местах и МСУ;

· жесткая система административного контроля на местах;

· бюрократическая субординация между органами различных уровней управления;

· широкие возможности административного воздействия центральной власти: предварительный контроль в отношении решений органов МСУ, возможность аннулирования принятых решений, временное их приостановление и пересмотр, замещение органов МСУ, их отзыв, отставка, роспуск и др.

Объединение МО

Объединение двух и более поселений, двух и более мунрайонов,не влекущее изменения границ иных МО, осуществляется с согласия представительного органа населения каждого из поселений.

Объединение поселения с городским округом (поселение утрачивает статус МО), двух и более внутригородских районов:согласие предст. органов и стоящего над ними органа (мун района/гор округа). Муниципальный район, в котором все его поселения объединились с городским округом, утрачивает статус МО.

Разделение МО

· поселения - с согласия нас-я каждого из образуемых поселений, (голосование/сход)

· муниципального района- решение предст.органа муниципального района.

· внутригородского района, - с учетом мнения населения образуемых районов в соответствии с уставом разделяемого района и с согласия предст. органа.

Изменение статуса МО

· Гор. Поселение - гор. Округ: законом субъекта РФ при наличии сложившейся соц., транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения ОМСУ вопросов местного значения. Учитываются перспективы развития гор. поселения, подтвержденные генеральным планом гор. поселения. (и наоборот, соотв-но)

· Изменение статуса городского округа: закон субРФ + мнения населения в соответствии с его уставом. Нет гор. Округа, нет и его районов.

· гор поселения - сельского поселения: закон субРФ с согласия предст. Органа МО

Упразднение поселений (по ФЗ упраздняются только они)Условия:- низкая плотность сельского населения - труднодоступных местностях,- численность населения не более 100 человек- решение об упразднении принято на сходе граждан,

Территория упраздняемого поселения входит в состав мунрайона в качестве межселенной территории. Упразднение осущ-ся законом субъекта РФ по инициативе населения, ОМС, ОГВ субъекта РФ или ФОГВ (соотв. Решение). Упразднение поселений осущ-ся с учетом мнения населения мун района, выраженного представительным органом.

16. Местный референдум; опрос граждан.

Статья 45 определяет порядок принятия решений путем прямого волеизъявления граждан. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами МО осуществляется путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме (сходе).

Правовой основой местных референдумов являются нормативные акты трех уровней:

1.ФЗ 2003 г. "Об общих принципах организации МСУ", ФЗ 2002 г. "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

2.На уровне субРФ – в законах сРФ о МСУ, а также о выборах депутатов и выборных должностных лиц МСУ. Ряд субъектов РФ принял избирательные кодексы суб РФ (в т.ч. АК).

3.На муниципальном уровне - в уставах МО.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона 2002 г. на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. А часть 4 ст. 12 гласит, что ФЗ, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом МО могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Но и в этом случае в обязательном порядке выносимые на местный референдум вопросы должны быть из круга тех, которые названы для соответствующего уровня вопросами местного значения.

Вопросы любого референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, не могут противоречить законодательству РФ и субъекта РФ. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ч. 7 ст. 12 Закона 2002 г.).

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1.о сроках полномочий МСУ, о выборах в МСУ;

2.о персональном составе ОМСУ;

3.об избрании депутатов и должностных лиц,

4.о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств МО;

5.о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Местный референдум не является единственным средством решения вопросов местного значения, но если проводится, его решение обязательно.

Решение о назначении местного референдумапринимается представительным органом МО по инициативе:

1.Граждан

2.избирательных объединений, общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах;

3.представительного органа МО+ гл. администрации (совместно)

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей (от 25 штук до 5% от числа участников референдума, зарегистрированных в МО – а так устан. субРФ).

Избирком МО в теч. 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть его и приложенные к нему документы и принять решение (по согласованию вопроса референдума с предст. Органом):

· в случае соответствия ходатайства и документов требованиям - о назначении референдума;

· в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Если представительный орган признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям, избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в СМИ. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в этот орган документов о выдвижении инициативы референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах МО. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение референдума подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ (ч. 7 ст. 22 Закона 2003 г.).

Опрос граждан: отличия от референдума.

1.Опрос граждан проводится на всей территории МО для выявления мнения населения и его учета при принятии решений (то есть результат не является императивным решением)

2.Инициатива: ОМСУ, ДЛ ОМСУ, ОГВ (граждан нет)

3.Результаты опроса носят рекомендательный характер

4.НПА: устав МО+ НПА предст. Органа МО в соотв. С законами сРФ

В опросе граждан имеют право участвовать жители МО с избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) предст. органа МО или главы МО - по вопросам местного значения; финансирование ОМСУ

2) ОГВ субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов рег-го и межрегионального значения. Финансирование СРФ.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом МО. В НПА представительного органа МО о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей МО, участвующих в опросе. Жители должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

17. Муниципальные выборы и отзыв дл, депутатов МСУ

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного ОМСУ, выборных ДЛ МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согл. ст. 3 К РФ народ является единственным источником власти в РФ, осуществляет свою власть непосредственно, через ОГВ и ОМСУ. Наиболее массовой формой прямого волеизъявления жителей МО являются мун выборы. Право избирать и быть избранным в ОМСУ является конституционным правом граждан РФ, а также общим принципом организации и деятельности МСУ.

В ч. 1 ст 23 ФЗ закреплены цели мун выборов:

· избрание депутатов представительного органа МО;

· избрание членов выборного ОМСУ (например, контрольного органа МО);

· избрание выборных ДЛ МСУ (главы МО, главы местной администрации).

Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное, прямое, добровольное, тайное голосование.

Субъекты, на которых возлагается полномочие по назначению муниципальных выборов, т.е. установления даты голосования путем издания специального акта:

1) представительный орган МО назначает муниципальные выборы в сроки, предусмотренные уставом МО или законами субъектов РФ.

2) территориальная избирательная комиссия МО назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган не назначил выборы в установленные сроки, либо при досрочном прекращении им своих полномочий, а также при его отсутствии.

3) суд общей юрисдикции назначает муниципальные выборы в случаях, если 1,2 не назначили в установленный срок муниципальные выборы, а также, если территориальная избирательная комиссия отсутствует и не мб сформирована. В данном случае выборы назначаются по заявлению избирателей, избирательных объединений, ОГВ, ОМСУ, прокурора.

Правовые гарантии определяются как система правовых условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина. Устанавливаются на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Соответственно, на местном уровне с учетом исторических традиций, национальных особенностей и других факторов получают свою детализацию некоторые вопросы организации и проведения муниципальных выборов. (те же что и на фед-х)

стадии процесса организации муниципальных выборов:

1)назначение выборов (см. комментарий к ч. 2 ст. 23);

2)образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

3)выдвижение и регистрация кандидатов.

Граждане РФ, обладающие пассивным изб правом, мб выдвинуты кандидатами. Статья 32 ФЗ «об основных гарантиях…» предусматривает, что граждане РФ мб выдвинуты кандидатами непосредственно (самовыдвижения, выдвижения изб. объединением) либо в составе списка кандидатов.

4)проведение предвыборной агитации.

ФЗ запрещает агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающую национальное достоинство, дискриминацию по религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитацию, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики…

5)голосование.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его. Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату либо к «Против всех».

6)определение результатов выборов.

Законом субъекта РФ в соответствии с ФЗ мб определены условия применения видов избирательных систем в МО в зависимости от:

1)численности избирателей в муниципальном образовании;

2)вида МО;

3)других обстоятельств.

По одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам проводятся выборы депутатов представительных органов:

1)поселений (за искл городских округов) с численностью населения менее 3000 человек;

2)поселений (включая предст органы городских округов) где менее 15 депутатов.

Результаты выборов должны быть офиц. опубликованы.

Собрание граждан

РАЗЛИЧИЕ: Проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности ОМСУ и ДЛ, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории МО.

Инициатива: население, представительный орган МО, глава МО, тер. Общ. самоуправление (его случаи закрепляются уставом МО). Если по инициативе органов и ДЛ, то и назначается ими, если населения – предст. органом МО.

· Вопросы, порядок, принятие решений, компетенция, условия собрания территориального общественного самоуправления закрепляются уставом МО, в ФЗ ничего нет.

Собрание граждан может принимать обращения к ОМСУ и ДЛ, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с ними. Таким обращения подлежат обязательному рассмотрению ОМСУ/ДЛ, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Уставом МО, НПА предст. Органа МО.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов)

Случаи: устанавливаются уставом МО или НПА МО.

Как правило, конференция представляет собой передачу полномочий собрания граждан делегатам от граждан (поэтому часто еще называют собранием делегатов). Ничего особого в законе не указано, те же случаи, что и у собрания, только все это регулируется на уровне МО, а не на уровне ФЗ, можно сказать, что это дополнительная форма.

Итоги также подлежат офиц. Опубликованию.Если честно, хз, зачем столько практически одинаковых форм, когда все можно проводить одним сходом, условно. Ну видимо, чем больше форм, тем сильнее развита демократия. Законодателю виднее.

19. Публичные слушания; правотворческая инициатива граждан; обращения граждан в ОМСУ.

Обращения граждан в ОМСУ

Ст. 32 131-ФЗ устанавливает, что граждане имеют право: на индивидуальные обращения в ОМСУ;на коллективные обращения в ОМСУ.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки (письменно, 30 дней, в искл. случаях – 60), установленные ФЗ от 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица МСУ несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Различают жалобы, предложения, заявления (расписывать думаю, не надо, из адм. Права все ясно)

Публичные слушания

Проводятся для обсуждения проектов МПА по вопросам местного значения с участием жителей МО представорганом или главой МО. Инициатива м. принадлежать населению, предст. органу (оба назначаются предст. органом) или главе (назначаются главой).

На публичные слушания должны выноситься:

1)проект устава МО, а также проект муниципального НПА о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений К, ФЗ, К (устава) или законов субъекта РФ в целях приведения данного устава в соответствие с этими НПА.

2)проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3)проекты планов и программ развития МО, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид;

4)вопросы о преобразовании МО, за исключением случаев, если для преобразования МО требуется получение согласия населения МО путем голосования либо на сходах граждан.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом МО и (или) НПА представительного органа МО и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

20. Территориальное общественное самоуправление.

27 определяет, что ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представорганом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС осуществляется в поселениях:непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан;посредством создания органов ТОС.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома;многоквартирный жилой дом;группа жилых домов;жилой микрорайон;сельский населенный пункт, не являющийся поселением;иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МСУ соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом МО и (или) НПА представительного органа МО. ТОС в соответствии с его уставом может являться ЮЛ и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомочна, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан ТОС относятся:

1.установление структуры органов ТОС

2.принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3.избрание органов ТОС;

4.определение основных направлений деятельности ТОС

5.утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6.рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС

Полномочия органов ТОС самоуправления:

· представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

· обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

· могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хоз деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между ТОС и ОМСУ с использованием средств местного бюджета;

· вправе вносить в ОМСУ проекты МПА, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и ДЛ МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе ТОСсамоуправления устанавливаются: территория, на которой оно осуществляется;цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;порядок принятия решений;порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС самоуправления органами МСУ устанавливаться не могут. Порядок организации и осуществления ТОС самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом МО и (или) НПА представительного органа МО.

21. Принципы организации и деятельности представительных органов МО.

1) Принципы – это некие идеи, взгляды, представления, юридические конструкции на организацию и деятельность МСУ;

2) Принципы – это нормы МП, получающие свое прямое закрепление в К РФ, актах федерального и регионального законодательства и муниципально-правовых актах.

Юр значение принципов МСУ - раскрывают общие и частные закономерности и тенденции организации и функционирования МСУ в нашей стране, а также на их основе осуществляется всё дальнейшее законодательное регулирование вопросов МСУ. служат своего рода юр ориентирами для самого законодателя именно в сфере регулирования муниципально-правовых отношений

К числу общих принципов МСУ, которые прямо закреплены в К РФ, 131 ФЗ и иных актах федерального и регионального законодательства, муниципально-правовых актах, можно отнести такие:

1. Принцип законности.Содержание принципа законности применительно к деятельности ОМСУ имеет 2 формы реализации:

1) Внутренняя форма- сами ОМСУ в своей деятельности обязаны соблюдать все требования действующего законодательства о МСУ, в том числе осуществления ими своих полномочий по разработки, принятию и введению в действие МПА. В частности, согласно 131 ФЗ, необходимым условием для вступления в юр силу принятых актов представ органа МО является специальная юр процедура их подписания и обнародования главой МО в течение 10 дней со дня передачи ему этих актов на подпись.

2) Внешняя форма – участие органов МСУ по осуществлению контроля за соблюдением актов действующего законодательства на территории МО по специальному кругу вопросов всеми физическими и ЮЛ (контроль за охраной и целевым использованием земель, вопросы, касающиеся соблюдения правил и норм стандартов архитектуры и строительства, благоустройства территории, охраны окружающей природной среды и вопросов контроля за деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ)

Кроме того, по действующему законодательству ОМСУ могут наделяться специальными регистрационно-разрешительными полномочиями по регулированию таких вопросов:

1) Опека, попечительство

2) Регистрация актов гражданского состояния

3) Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

В полномочия органов МСУ входят обеспечение и поддержание охраны общественного порядка на территории муницип. В ФЗ № 131 предусматривалась возможность создания муниципальных органов охраны общественного порядка, которые должны были быть полностью выведены из системы министерств внутренних дел РФ и подчинены в своей деятельности только органам МСУ.К сожалению, в принятом новом ФЗ «о полиции» фактически вся полиция находится в федеральном подчинении и должна финансироваться только из средств федерального бюджета.

2. Принцип широкого привлечения населения к деятельности органов МСУ

В деятельности самих ОМСУ должны использоваться различные формы коллективного и индивидуального вовлечения граждан в работу ОМСУ. Среди наиболее распространённых коллективных форм привлечения граждан к работе ОМСУ можно отнести такие как:

а) Организация проведения муниципальных выборов

б) Организация проведения публичных слушаний

в) ТОС

г) Опросы среди граждан по наиболее важным вопросам местного значения

д) Проведение сходов, собраний, конференций по месту жительства самих граждан в городских и сельских поселениях с численностью проживающего населения до 100 человек

Наиболее апробированными формами индивидуального вовлечения граждан в деятельность ОМСУ можно назвать такие как:

а) Внесение обращений в ОМСУ

б) Участие граждан в осуществлении полномочий ОМСУ в качестве помощников депутатов представительного ОМСУ либо советников главы МО или местной администрации

в) Прием граждан на муниципальную службу и их деятельность в ОМСУ на проф основе

3. Принцип сочетания коллегиальных и единоначальных начал в работе ОМСУ

Фактически только на коллегиальных началах выполняет свои полномочия представительный орган МО, так как решение на заседаниях выборного органа власти принимается депутатами в коллегиальном порядке. Напротив, на единоначальных началах обычно осуществляет свои должностные полномочия глава МО местной администрации и исполнительно-распорядительные органы МО.

4. Принцип гласности.Применительно к муниципальному праву этот принцип можно трактовать в нескольких аспектах:

а) вся деятельность органов МСУ и информация о работе их должностных лиц должна быть открытой, доступной для населения МО.

б) любые нормативно-правовые акты органов МСУ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина должны быть официально опубликованы в местных СМИ или иным способом доведены до сведения всех граждан муницип образования.

В структуре различных органов МСУ могут формироваться и действовать специальные органы управления отвечающие за осуществление информационной политике и взаимодействия со средствами СМИ, полит партиями и общественными объединениями граждан. Например: комитет по информационной политике, администрации г. Томска в котором на штатной основе работают проф журналисты имеющие опыт работы в СМИ

5. Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина

вся деятельность ОМСУ должна быть подчинена целям признания и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Любые МПА которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан по общему правилу вступают в свою юр силу только с момента их официального опубликования.

Дополнительно:

В соответствии с общим значением термина «принцип» в МПпод общими принципами организации МСУ (МСУ) можно понимать основополагающие требования, с учетом которых строится его система и деятельность. В целом законодательство и практика позволяют выделить следующие общие принципы организации МСУ:

1) организация МСУ в интересах населения;

2) самостоятельность МСУ и его взаимодействие с государственной властью;

3) многообразие организационных форм МСУ;

4) гласность МСУ;

5) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность в осуществлении МСУ;

6) государственная гарантированность МСУ.

22. Состав и структура представительного органа МО.

Представительный ОМСУ – это выборный орган МСУ, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО.

Наличие представительного органа обязательно в МО. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

Структураопределяется населением самостоятельно:

-руководящие органы представительного органа.

- функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии: постоянные и временные)

- объединения депутатов ( фракции, депутатские группы)

- аппарат представительного органа.

Руководящие органы:

Председатель - им может быть избранный на заседании представительного органа депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено что он по должности входит в представительный орган и является его председателем.

Председатель и его заместители работают в составе представительного органа на освобожденной основе и получают вознаграждение на основе местного бюджета. Представительный орган может иметь в своем составе не более 10% депутатов работающих на освобожденной основе.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численный их состав определяется Уставом МО. Численность представительного органа зависит от:

• размеров МО

• исторических, религиозных, национальных и иных традиций

• объёма работы представительного органа и т.д.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом МО и не может быть менее 10 человек.

Срок полномочий представительного органа не более 5-и лет. Как правило, 4 года. Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются сессии или заседания. Они могут быть:

· Очередными - порядок созыва и проведения устанавливается его регламентом.

· Внеочередными – по мере необходимости, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, 1/3 депутатов, по письменному предложению главы МО.

· Открытыми

· Закрытыми. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа.

23. Организационно-правовые формы деятельности представительных органов МО.

Формы д-типредставительного ОМСУ:сессии;работа постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п.;работа каждого отдельного депутата.

Сессии

ФЗ131 не содержит термина "сессия". Сессию можно считать основной организационной формой деятельности представительного органа, она включает в себя его заседания (можно также сказать - пленарные заседания), а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.

Виды сессий:

· очередные (созываются обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимости от уровня МО и важности обсуждаемых вопросов);

· внеочередные (собираются для решения вопросов, не терпящих отлагательства до очередной сессии).

В Законе установлено, что заседания представительного органа МО проводятся не реже одного раза в три месяца.Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде всего их заседания (пленарного заседания), определяется следующими факторами:только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы жизнедеятельности МО;принципом коллективности в ее работе.

Депутатские объединения

Депутатские объединения в представительных органах МО - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.

Депутатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территориальному признаку.Группы, созданные по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.), представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.Депутатские группы, создаваемые по территориальному признаку, могут включать депутатов представительного органа, депутатов представительного органа муниципального района. Кроме того, такие, образно говоря, объединенные депутатские группы стремятся представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных ОГВ субъектов РФ.

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных МО. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии. Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа. Обычно это право выдвигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня, возможность представить содоклад и т.д.

24. Правовой статус депутата представительного органа МО.

Особенности правового статуса депутата, члена выборного органа МСУ определяются характером замещения муниципальной должности. Выборное должностное лицо МСУ - это должностное лицо, избранное населением непосредственно (например, депутат муниципальной думы) или представительным органом МСУ из своего состава (например, глава МО).

Срок полномочий этих лиц устанавливается уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет.

Законодательное регулирование правового статуса депутата представительного органа МСУ осуществляется на трех уровнях - федеральном, региональном и местном.

Депутат - это всегда избранное лицо, замещающее должность в выборном органе МСУ. Депутат представ

Наши рекомендации