Как дядя Степан рассказывал про то, что с ним в лесу было

Поехал я раз зимою в лес за деревами. Срубил три де­рева, обрубил сучья, обтесал, смотрю - уж поздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шёл, и мело. Думаю: «Ночь захватит, и дороги не найдёшь». Погнал я лошадь. Еду, еду - всё выезду нет. Всё лес. Думаю: «Шуба на мне плохая, замёрзнешь». Ездил, ездил - нет дороги, и тем­но. Хотел уж сани отпрягать да под сани ложиться, слышу, ­недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу - тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.

- Здорово, братцы!

- Здорово, мужик!

- Где, братцы, дорога?

- Да вот мы на самой дороге.

Выехал я к ним, смотрю: что за чудо - дорога гладкая и не заметённая.

- Ступай, - говорят, - за нами, - и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: - Подождите, братцы!

Остановились, смеются.

- Садись, - говорят, - с нами. Твоей лошади порожнём легче будет.

- Спасибо, - говорю.

Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут:

- Ну, вы, любезные!

Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю: что за чудо? Светлей стало, и дорога гладкая, как лёд, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперёд: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу:

- Батюшки! Легче, убьёте!

Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я - пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук «Ну, - ду­маю, - пропадайте одни». Приподнялся, схватился за сук и по­вис. Только повис и кричу:

-Держи!

А сам слышу тоже - кричат бабы:

- Дядя Семён! Чего ты? Бабы, а бабы! Дуйте огонь. С дядей Семёном что-то недоброе, - кричат.

Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватилcя руками, вишу и кричу непутёвым голо­сом. А это я - всё во сне видел.

Бывают ли сны похожими на явь?

Верили ли Вы в начале этой истории, что произошедший случай – быль?

Может ли человек перепутать сон и реальность и считать, что то, что ему приснилось – было на самом деле?

Ованес Туманян

ЛЖЕЦ

Было ли, не было - жил на свете царь. Объявил этот царь по всей своей стране:

- Кто сумеет так мне соврать, что я скажу: да, это ложь,- тому отдам полцарства.

Приходит один пастух и говорит:

- Долгие лета тебе, царь! У моего отца была такая дубинка, что он, бывало, поднимет ее и до самого неба достает - все звезды в нем перемешает.

- Всякое случается,- отвечает царь.- У моего деда была такая трубка - одной рукой в зубах ее держит, а другою от солнышка прикуривает.

Пастух почесал в затылке и ушел. Приходит портной:

- Прости меня, царь,- говорит он,- я еще вчера должен был прийти, да задержался. Дождь вчера лил, гроза гремела, небо молниями разорвало, пришлось мне отправиться его зашивать.

- Очень хорошо ты поступил,- отвечал царь,­ только не крепко зашил, утром опять дождило.

И этот ушел ни с чем.

Является крестьянин-бедняк. Под мышкой у него большая мера.

- Эй, человек, чего тебе надо? - спрашивает царь.

- Ты должен мне меру золота, вот я за ним и пришел.

- Мера золота?! - удивился царь.- Лжешь ты, не должен я тебе золота.

- Ну, а коли я лгу, отдавай мне обещанные пол-царства.

- Нет, нет,- спохватился царь,- ты правду говоришь.

- Что ж, если правду сказал, насыпай меру золота.

Почему пастух и портной не получили полцарства?

Почему крестьянину-бедняку король отдал меру золота?

Кто из героев сказки использовал ложь-фантазию, а кто ложь-хитрость?

Осуждаете ли Вы героев сказки за их ложь?

Может ли ложь быть честной?

Л.Н. Толстой

Ж и заяц

Повстречал заяц ежа и говорит:

- Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.

Ёж рассердился и говорит:

- Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих пря­мых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побе­жим наперегонки!

Ёж пошёл домой и говорит жене:

- Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки! Ежова жена и говорит:

- Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые.

А ёж говорит:

- У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.

Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:

- Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: «А я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает - подумает, что это я.

Ежова жена спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.

Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! - а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:

- А я уже давно жду!

Заяц не отличил ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»

- Ну, - говорит, - давай ещё раз побежим!

-Давай!

Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! а ёж уже там, да и говорит:

- Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут.

«Что за чудо! - думает заяц, - уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня».

- Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.

- Побежим!

Поскакал заяц, что было духу: глядь! - ёж впереди сидит и дожидается. И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.

Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить.

Вы одобряете или осуждаете действия ежа, который обманул зайца?

Почему еж решил прибегнуть к обману?

Наши рекомендации