Государственные краткосрочные бескупониые облигации (ГКО)
В начале 1992 г. Банк России приступил к разработке и осуществлению проекта по созданию современного рынка госуд арственных ценных бумаг в России, который был бы способен выполнить функции, свойственные аналогичным рынкам в странах с рыночной экономикой. При этом с его помощью предполагалось сократить объемы прямого кредитования Министерства финансов РФ. а впоследствии - отказаться от него. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций.
Выпуск облигаций решено было начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения, равным трем месяцам, постепенно вводя новые инструменты большего срока обращения. Эти ценные бумаги получили название государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). При этом для всех видов операций было решено использовать электронную безбумажную технологию.
В настоящее время вторичные торги проходят 4 раза в неделю, а аукционы - еженедельно. Подобный график способствует поддержанию стабильности рынса
Инфраструктура рынка. Под функционирование рынка была создана соответствующая инфраструктура. Ее компонентами являются:
Министерство финансов РФ, выступающее эмитентом ГКО;
Банк России, выполняющий функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпуска, дилера, контролирующего органа и организатора расчетов:
более 170 официальных дилеров, осуществляющих собственные и брокерские операции на рынке;
Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.
Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО. получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита Эти средства заимствуются на рыночных условиях.
в качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, которые преследуют на рынке ГКО свои собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов. В качестве клиентов на сегодняшний день могут выступать российские и иностранные юридические и физические лица Порядок выпуска. За 10 дней до проведения первичного аукциона эмитент оформляет глобальный сертификат, содержащий основные параметры выпуска. Далее этот выпуск может быть либо размещен на первичном аукционе, либо доразмещен на вторичных торгах. На аукционе дилеры подают заявки двух видов на покупку облигаций: конкурентные и неконкурентные. Конкурентная заявка означает предложение купить определенное количество бумаг по цене покупателя, на которое эмитент волен либо соглашаться, либо нет. Неконкурентная заявка выражает готовность приобрести облигации на определенную сумму по средневзвешенной цене аукциона. Не проданные на аукционе облигации могут быть доразмещены на вторичном рынке. Эти операции проводятся Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.
Доходность ГКО. В качестве единого показателя доходности рынка ГКО рассматривается средневзвешенная доходность всех обращающихся выпусков (взвешивание осуществляется по объему выпуска и по сроку до погашения). За время существования рынка этот показатель, называемый индикатором рыночного портфеля, колебался в интервале от 50 до 300% годовых. Высокие значения доходности в значительной степени объяснялись не менее высокими темпами инфляции. Рассчитанная с поправкой на инфляцию реальная ставка доходности ГКО при этом не превышала 100%, изменяясь в основном в интервале от 50 до 25096. ""'"4''" '• ТГ
18.3.4. Облигации федерального займа (ОФЗ)
Министерство финансов РФ последовательно проводит курс на увеличение срока заимствования привлекаемых средств и расширение спектра финансовых инструментов государственного заимствования. Очередным шагом в этом направлении явился выпуск в июне 1995 г. облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).
Причина выпуска облигаций с плавающим купоном. В настоящее время в российской экономике уровень процентных ставок крайне нестабилен, что в основном связано с высокой степенью неопределенности в том, что касается динамики основных макроэкономических параметров. В условиях изменяющихся процентных ставок очень высок процентный риск - риск значительного изменения уровня ставок во время действия кредитного договора. Подобная ситуация предшествует долгосрочным соглашениям, в том числе и инвестиционным, поскольку заемщик опасается снижения уровня процентных ставок, а кредитор - их роста
Оптимальным для обеих сторон решением является договоренность о пересмотре ставок через определенные промежутки времени. При этом процентные ставки заранее оговоренным способом "привязываются" к конкретному показателю, вместе с которым они "плавают". Наиболее типичным примером такой привязки ^ для торговых сделок является привязка рублевой оплаты к определенной цене в долларах США с оплатой по текущему курсу ММВБ. В случае с ОФЗ привязка осуществляется к доходности на рынке ГКО, т.е. купонная ставка соответствует текущему уровню доходности на рынке ГКО, и тем самым ни одна из сторон не несет значительного риска.
Расчет купона ОФЗ. В документах, регламентирующих выпуск и обращение ОФЗ, оговорено, что ставка купона привязывается к доходности ГКО. Конкретный механизм привязки может варьироваться от выпуска к выпуску. Для каждого конкретного выпуска алгоритм расчета купона фиксируется на весь срок обращения бумаги и публикуется, поскольку инвестор, вкладывающий деньги в облигации,
должен знать, на каких условиях он и/ покупает Для инвестора аадоыи конкретное значение уже объявленной купонной eras** посголыг/ - непосредственно влияет на принятие им текуиде* решений но зместе с тем ему Л безразлично, как именно будет устанавливаться ставка г перспективе и г-зедоьг.г
ее значение будет объективным, не возникнет ли элемент вогко-таркэмэ г определении ставки со стороны государства.
Конкретный механизм расчета купона, используемый е настоящее время привязывает ОФЗ к доходности группы выпуска ГКО с погаше»мем г.-.-г-. лс времени к выплате данного купона, в течение 4 торговых унит, что преаг.- язэд исключает возможность целенаправленного влияния на размер иупоиа со одного из участников рынка.
5.3.5. Облигации государственного сберегательного займа
Облигации государственного сберегательного займа выпускается Правительством РФ в лице Министерства финансов на основании Указа г\эезисента Российской Федерации № 836 от 9 августа 1995 г *0 государстве*-ном сберегательном займе Российской Федерации "
Указ Президента России определил, что облигации сберегательного зайиа должны размещаться на территории РФ без ограничений, а дасодносзъ по этому виду заимствования должна быть не ниже доходности по другим видам государственных ценных бумаг.
12 августа 1995 г. Правительство РФ приняло постановление № 8*2 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации", которое предгмеало Министерств') финансов РФ выступить в качестве эмитента этих ценных бумаг.
Впервые на российском фондовом рынке появился и-струмент представляющий интерес как для институциональны*, та* и для иез&вкоугяьных инвесторов.
Указ Президента предполагает эмиссию этих ценных бумаг е течение 1995- 1998 гг. на общую сумму 10 трлн. руб.
Эта ценная бумага выпущена в бумажной форме т.е. в виде сертификата облигации номинальной стоимостью 100000 и 500000 руб. Об/мгз1де могут сэс"бс£Х> покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг.
Первичное размещение облигации осуществляется Министерством финансов РФ в форме закрытого тендера, участники которого подают заяви/ со сес^мь» предложениями по объему покупки и цене заимствований F/инистерсгво Сеансов установило минимальный лот при покупке этих ценных бумаг в объеме "О илрд руб. В ряде случаев Министерство финансов устанавливало максимальный объем заявки на участие в тендере в объеме 200 млрд руб. В соответствии с условиями договора, который заключался Министерством финансов с участниками тендера на право приобретения облигаций, покупатели были обязаны в течение шетато^но короткого срока разместить эти облигации преимущественно средо населения По итогам размещения первых четырех траншей можно сказать, что эти ценные бумаги нашли своего инвестора и пользуются весьма значительным спросом
Высокой ликвидности этих ценных бумаг способствует также то, что они являются ценными бумагами на предъявителя, т.е. операции с ними -е требуют специальных технологий.
Купон по облигациям госуд арственного сберегательного займа выплмтается ежеквартально. Платежным агентом по этому виду ценных бумаг является Сберегательный банк Российской Федерации.
Правилами эмиссии облигаций государственного сберегательного займа с переменным купоном досрочный выкуп этих ценных бумаг Мидостерством фдоансое не предусмотрен. Инвестор может осуществить операции по купле-продаже этих
ценных бумаг на вторичном рынке ценных бумаг, представленном прежде всего коммерческими банками и инвестиционными институтами. Облигации Государственного сберегательного банка обращаются на вторичном рынке ценных бумаг путем организации банками и инвестиционными компаниями котировок этих ценных бумаг.
Облигации государственного сберегательного займа решают ряд важнейших задач. Прежде всего к ним относится задача финансирования дефицита федерального бюджета, что во всех промышленно развитых странах делается при помощи выпуска государственных ценных бумаг. С другой стороны, этот вид ценных бумаг представляет собой механизм мобилизации сбережений как юридических, так и физических лиц на выгодной для инвестора основе.
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Цели. Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:
покрытие временного дефицита местного бюджета;
финансирование бесприбыльных объектов» требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);
финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупается в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;
финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
Формы муниципальных займов
Существуют две главные формы муниципальных займов:
выпуск муниципальных ценных бумаг;
ссуды.
Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой стороны - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
их более высокая конечная доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.
Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.
Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Их размещение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.
Российская практика. В настоящее время общее количество зарегистрированных муниципальных займов приближается к ста, а их номинальная стоимость перевалила за 6 трлн. руб.
Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с государственными облигациями, и в настоящее время на них распространяются те же налоговые льготы, что и на государственные облигации, в связи с приданием им статуса государственных ценных бумаг.
Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, цель которых — финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель - получение не дохода на вложенный капитал, а требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и поселков России.
Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим качественным параметрам выгодно отличается от государственных займов. Если последние носят преимущественно краткосрочный характер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основном сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше).
Если государственные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме, то свыше одной трети муниципальных облигаций выпущено на предъявителя.
Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок еще только складывается, а с другой - его инфраструктура почти отсутствует.
Следующее отличие состоит в том, что, если современные российские займы преследуют, как правило, только одну цель - финансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредственное финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.
В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимают неодинаковое место. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.