Тема 2. Системная организация проекта
Любой инвестиционный проект проходит через определенные стадии в своем развитии, то есть можно говорить о жизненном цикле проекта(рис.2.1.). Жизненный цикл инвестиционного проекта включает следующие фазы: прединвестиционную (1); инвестиционную (2); эксплуатационную (3), ликвидационную (4).
Каждая фаза требует определенных финансовых ресурсов. Такой подход позволяет выявить структуру и периоды потребности в инвестициях. По среднестатистическим данным структура затрат составляет на прединвестиционные исследования – 3%, планирование и проектирование – 25%, строительство и ввод объекта в эксплуатацию – 60% и на завершающую фазу – 12%.
Прединвестиционная фаза включает в себя следующие мероприятия:
- поиск бизнес-идеи проекта;
- формулирование первоначального замысла проекта и его проверка;
- составление задания на разработку проекта;
- выбор проектной организации и заключение с ней договора;
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО);
- разработку и утверждение проектно-сметной документации (ПСД);
Результатом прединвестиционных исследований является технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО– основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос «быть или не быть» проекту. Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением при необходимости, на договорной основе научно-исследовательских и проектных (пректно-строительных) организаций и других юридических или физических лиц, являющихся специалистами по основным проблемам, затрагиваемым в проекте.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях:
- предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства;
- предотвращения создания объектов, не отвечающих требованиям (градостроительным, санитарным, экологическим, социальным),
- для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.
Инвестиционная фаза реализации проекта состоит из следующих мероприятий:
- отвод земли и получение разрешения на строительство;
- проведение тендеров на строительство и заключение подрядного договора.
- строительство объектов, входящих в проект;
- монтажа оборудования и пусконаладочные работы;
- заключения контрактов на поставку сырья, комплектующих,
- набор рабочих и служащих;
- производства опытных образцов;
- формирование портфеля заказов.
Эксплуатационная фаза проекта существенно влияет на эффективность средств, вложенных в проект. Чем продолжительнее эксплуатационная фаза, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется:
· ввод объекта в эксплуатацию;
· производство и реализация продукции (работ, услуг);
· текущий мониторинг экономических показателей проекта;
· внедрение инновационных технологий или усовершенствование старых.
Ликвидационная фаза проекта связана с этапом окончания инвестиционного проекта, когда он выполнил поставленные цели либо исчерпал заложенные в нем возможности. Условия прекращения проекта должны быть определены в проектных материалах. Такие условия могут быть двух типов: «нормальные» и «катастрофические».
Тема 3. Бизнес-план проекта, его назначение и структура.
Бизнес-план – документ, в котором в краткой форме в определенной последовательности излагаются главные характеристики проекта, он призван убедить потенциальных инвесторов в эффективности их участия в проекте.
Бизнес-план, наряду с другими финансовыми документами, служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.
Российское законодательство не предусматривает разработки бизнес-планов в обязательном порядке для каждого инвестиционного проекта. Но если инвестиционный проект претендует на участие в конкурсе для получения государственной поддержки, организуемом Министерством экономики РФ, то обязательным требованием является наличие бизнес-плана.
Бизнес-план является четко структурированным, тщательно проработанным документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения. Предпринимателю бизнес-план помогает обрести ясное видение будущего дела, служит руководством к действию и важным инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов — гарантией надежного и выгодного помещения капитала.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштабов и отраслевой принадлежности инвестиционного проекта. Если проектом предусмотрена организация производства новой продукции или предоставление новых услуг, то должен быть проработан подробный бизнес-план. Если речь идет об увеличении объема выпуска уже освоенных товаров или предоставления традиционных услуг, то бизнес-план может быть простым по структуре и содержанию.
Разработка бизнес-плана является сложным и трудоемким делом. Только его корректировка может повлечь за собой перерасчет промежуточных показателей по каждому разделу плана и конечных показателей. Поэтому актуальным является использование программных средств разработки бизнес-плана, наибольшее распространение получил программный продукт «Project Expert».
Наиболее распространенной является следующая структура бизнес-плана.
1. Общий раздел (резюме) проекта
2. Описание предприятия и предлагаемого проекта
3. Описание отрасли
4. Описание продукции
5. Анализ рынка сбыта
6. План производства
7. Управление и организация производства
8. Финансовый план
9. Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности
10. Анализ риска проекта.
Приложение
Рассмотрим подробнее содержание разделов бизнес-плана.
Общий раздел (резюме) проекта составляется на заключительном этапе разработки бизнес-плана по результатам проведенных исследований и расчетов, но размещается в начале бизнес-плана. Такая форма построения необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом составил себе четкое представление о содержании и ожидаемых результатах. Для этого в резюме излагается сокращенная версия бизнес-плана, содержащая основные результаты всех последующих разделов. Основные моменты общего раздела:
- краткая характеристика предприятия: когда организовано, для каких целей; права собственности на землю и здания, форма собственности, организационно-правовая форма;
- цель инвестиционного проекта: основные моменты будущего производства; характеристика предлагаемой продукции или услуг, отличия продукции от аналогичной продукции, производимой другими предприятиями;
- предполагаемый объем производства (в натуральном выражении) и объем реализации (в денежном выражении);
- возможности реализации продукции: основные потребители, потенциальные клиенты;
- объемы затрат на производство;
- себестоимость и цена единицы продукции;
- возможные источники финансирования;
- предполагаемые объемы финансирования (сумма, срок получения, срок погашения обязательств);
- на что будут израсходованы полученные инвестиции;
- предполагаемая эффективность проекта: срок окупаемости, индекс рентабельности, чистый приведенный доход и т.д.
Раздел «Описание предприятия и предлагаемого проекта». Если в рамках инвестиционного проекта предполагается не создание нового объекта, а модернизация существующего производства, то второй раздел бизнес-плана рекомендуется начать с характеристики действующего предприятия. Для этого надо указать:
- история создания предприятия, цели создания, предмет деятельности;
- права собственности на землю и здания, организационно-правовая форма;
- место расположения предприятия;
- состояние производственных зданий, площади помещений, уровень оснащенности;
- тип производства, характер выпускаемой продукции;
- производственная мощность, уровень ее использования;
- численность работников и их квалификация;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности за предыдущие годы;
- основные заказчики;
- основные поставщики материалов.
Описав состояние предприятия на текущий момент, следует перейти к описанию существа предлагаемого инвестиционного проекта, т.е. к характеристике той продукции (работ или услуг), для производства которой предприятию нужны капитальные вложения. Чаще всего это будет описание технологического процесса, внедрение которого позволит предприятию выпускать конкурентоспособную продукцию. Здесь нужно отметить:
- какое оборудование намерено приобрести предприятие;
- страна, фирма изготовитель;
- основные преимущества выбранной модели оборудования, желательно привести сравнительную характеристику различных марок оборудования;
- необходимое количество и ориентировочная стоимость оборудования (в том числе доставка, таможенные платежи, налоги и т.п.);
- сроки и условия поставки оборудования, установки, обучения кадров;
- возможность установки нового оборудования на имеющихся площадях, необходимость расширения площадей;
- возможности использования имеющегося на предприятии оборудования в проектируемом технологическом процессе (перечень оборудования, срок службы, стоимость).
В разделе «Описание отрасли» рекомендуется охарактеризовать текущее состояние и прогнозы развития отрасли, положение предприятия в отрасли, его основных конкурентов:
- определение экономического сектора отрасли (производство, услуги и т.п.) и перечень основной продукции и услуг, предлагаемых предприятиями отрасли;
- общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка;
- влияние сезонности на объем реализации;
- прогноз развития отрасли, последние новинки отрасли,
- основные потребители товаров или услуг отрасли.
- описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие (локальный, региональный, национальный, международный);
- положение предприятия в отрасли (специфика и размеры предприятия, влияние планов его развития на производственный и научный потенциал, каналы распространения продукции, доля рынка и т.п.)
- основные конкуренты предприятия;
- сильные и слабые стороны конкурентов (их тактика, продукция, цены, реклама, деловая репутация, местонахождение, связи с отдельными людьми и организациями);
- доля рынка, принадлежащая конкурентам.
Основное назначение раздела «Описание продукции» -показать потенциальному инвестору конкурентоспособность продукции, выпуск которой обеспечивается инвестиционным проектом.
Убедительными доводами в пользу новой продукции послужат возможности ее совершенствования, экономические, социальные, экологические и прочие выгоды, которые получит потребитель.
Желательно привести таблицу, позволяющую сопоставить технико-эксплуатационные параметры продукции компании и конкурентов.
Отдельно следует пояснить вопрос о правах на продукцию. Оформление патентов, регистрация авторских прав, товарных и фирменных знаков, заключение лицензионных соглашений создают барьеры вторжению конкурирующих фирм на рынок.
Назначение раздела «Анализ рынка сбыта» - убедить потенциального инвестора, что производимая продукция найдет своего потребителя.
Для достижения этой цели нужно определить потенциальные рынки сбыта новой продукции, способы продвижения новой продукции к потребителю. При составлении раздела рекомендуется придерживаться следующего порядка изложения:
- дать характеристику региона, в котором предприятие предполагает реализовать свою продукцию;
- охарактеризовать рынок, оценить его размеры и стадию развития;
- описать продукцию, реализуемую на данном рынке, стадию «жизненного цикла» продукции;
- отметить конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции;
- оценить спрос на продукцию в начальный период и на перспективу; определить объем продукции, на который предприятие может получить заказы в своем регионе;
- указать основных конкурентов, производящих аналогичную продукцию в этом же регионе;
- охарактеризовать основных потребителей продукции;
- сформулировать ценовую политику.
В этом разделе также необходимо показать, какие меры обеспечат успешный сбыт продукции:
- провести анализ сложившейся сбытовой сети, оценить целесообразность использования традиционных каналов сбыта продукции или создания новых;
- обосновать методы продвижения продукции на рынок: проведение рекламной кампании; стимулирование сбыта, сервисное обслуживание и др.
План производства. Если в рамках инвестиционного проекта предполагается не создание нового объекта, а модернизация существующего производства, то данный раздел следует начать с характеристики действующих на предприятии процессов и оборудования, которые войдут составной частью в инвестиционный проект. Для этого рекомендуется:
- привести сведения о парке действующего технологического оборудования (срок службы, состояние);
- определить возможность использования действующего оборудования в инвестиционном проекте с точки зрения его прогрессивности и обеспечения необходимого качества продукции;
- перечислить, какое оборудование будет ликвидировано или продано (указать цену реализации).
Далее приводится характеристика проектируемого технологического процесса:
- излагается технологическая схема производственного процесса;
- перечисляются изменения в процессе производства, требуемые для реализации проекта;
- поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено на имеющихся площадях или же необходимо перепланировка и расширение площадей;
- определяется объем выпуска продукции;
- рассчитывается потребность в основных материалах;
- рассчитывается потребность в ресурсах (электроэнергия, тепло, вода);
- определяется численность персонала и его квалификация.
Отдельно рекомендуется остановиться на факторах, гарантирующих бесперебойную работу предприятия:
- откуда и как поступают материалы и комплектующие;
- на каких условиях закупаются (в кредит, предоплата) материалы;
- надежность поставщиков;
- каким транспортом доставляются материалы, наличие подъездных путей;
- как обеспечивается отгрузка и реализация готовой продукции, какие санкции предусматриваются за нарушение сроков вывоза продукции.
В заключении определяется себестоимость производства и реализации продукции (на единицу продукции и для всего объема товара).
Раздел «Управление и организация производства» позволит инвестору составить представление о том, кто и как будет руководить проектом, каким образом сложатся отношения между участниками. Раздел обычно содержит следующие данные:
- руководящий состав проекта, в том числе имена ведущих администраторов и специалистов, адреса и краткие биографические справки. Предполагается, что квалификация и навыки работников высшего звена должны дополнять друг друга, охватывая все функции управления (маркетинг, финансовый менеджмент, управление кадрами, координация производства);
- представить схему организационной структуры, показывающую связи и разделение ответственности должностных лиц;
- указать, насколько предприятие обеспечено кадрами соответствующей квалификации, как будет организовано их обучение;
- представить систему мотивации оплаты труда и материального стимулирования работников.
Цель раздела «Финансовый план» - рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности (бюджет) проектируемого предприятия. Ознакомление с финансовым планом должно показать потенциальному инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать, и какова способность заемщика обслуживать долг. Основными документами финансового плана являются:
- план (прогноз) прибылей и убытков;
- план (прогноз) балансов;
- план (прогноз) движения денежных средств.
Цель составления плана прибылей и убытков – представление результатов производственной деятельности предприятия с точки зрения прибыльности.
Цель составления плана балансов – получить представление о будущей стоимости активов, обязательств и собственного капитала на определенные моменты бизнес-плана.
Цель составления плана движения денежных средств – планирование фактических поступлений денежных средств по трем видам деятельности предприятия: операционной , инвестиционной и финансовой.
В разделе бизнес-плана «Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности» содержатся показатели:
- платежеспособности;
- деловой активности;
- финансовой устойчивости;
- рентабельности.
Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта проводится с учетом приведения будущих доходов от проекта и инвестиционных расходов к текущей стоимости (дисконтирования денежных потоков):
- Текущая стоимость (Present Value, PV)
- Чистая текущая стоимость (Net Present Value, NPV)
- Индекс рентабельности (Profitability Index, PI).
- Внутренняя ставка доходности (Internal Rate of Return, IRR).
- Дисконтированный срок окупаемости.
В разделе «Анализ рисков проекта» рассматривают вероятность возникновения при реализации проекта неблагоприятных событий, выявляют их причины и разрабатывают меры предотвращения или снижения ущерба.
Для оценки риска проекта используют следующие методы:
- метод проверки устойчивости;
- анализ чувствительности;
- метод сценариев (метод формализованного описания неопределенности);
- метод корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов.
Включение в бизнес-план пессимистического сценария, рисующего наихудший вариант развития событий и плана выхода из кризиса, позволит инвестору сформулировать мнение о степени рискованности вложений в проект.
Определяя меры снижения рисков, надо привести перечень конкретных мероприятий:
- создание резервов для покрытия непредвиденных расходов;
- распределение риска между участниками проекта;
- страхование риска;
- диверсификация деятельности предприятия.
Приложения. К бизнес-плану прилагаются документы, подтверждающие и поясняющие сведения, представленные в бизнес-плане:
- биографии руководителей предприятия и проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 3-5 лет;
- подробные технические характеристики продукции;
- план предприятия;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договора аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
- статьи из газет и журналов о деятельности предприятия, отзывы авторитетных организаций и пр.