Общегосударственные фонды целевого назначения

Целевые фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом (законодательными и нормативными документами).

Целевые фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных групп населения. При этом их доходной базой является хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности, а также населения. Государство мобилизует часть доходов предприятий и населения для финансирования определенных мероприятий.

При помощи целевых фондов возможно:

1) осуществлять влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей природной среды (Фонд охраны окружающей природной среды);

3) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом (сюда относятся все фонды социальной направленности);

4) предоставлять займы (в случае наличия активного сальдо, т.е. если доходы превышают расходы).

Классификация целевых фондов может быть представлена следующим образом (рис. 4).

Целевые фонды появились задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия аккумулировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно изменялось: одни возникали, другие аннулировались. Но в целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его правительством стал законом, обязательным к исполнению. В современных условиях вновь повышается значение целевых фондов.

Целевые фонды создаются двумя путями.

Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование целевого фонда с собственными источниками доходов. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения.

Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган (в Украине – Верховная Рада) принимает специальное решение об образовании данного целевого (специального) фонда. Так возникли в ряде стран экономические специальные фонды (в Украине – Фонд Чернобыля).

 
  Общегосударственные фонды целевого назначения - student2.ru

Рисунок 4 – Классификация целевых фондов

МАТЕРИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ целевых фондов является национальный доход (НД). Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения НД.

Как правило, мобилизации средств при формировании фондов осуществляется за счет:

1) специальных налогов и сборов, установленных законодательной властью (это основной источник);

2) средств из бюджета (значительное количество фондов формируется за счет средств центрального или местных бюджетов);

Средства бюджетов поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

3) займов (доходами целевых фондов могут выступать и заемные средства);

4) добровольных пожертвований.

Направление расходования средств, поступающих в целевые фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность. В тех случаях, когда целевые фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.



Наши рекомендации