Анализ доходов и расходов банка

Студент-практикант должен продемонстрировать, что разобрался с такими понятиями, как «процентные доходы», «процентные расходы», «непроцентные доходы», «непроцентные расходы», «доходы будущих периодов», «расходы будущих периодов», «прибыль», «убыток».

Студент-практикант должен показать, что изучил статьи доходов «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 102) и определил удельный вес процентных и непроцентных доходов/расходов в общем итоге за отчетный период. Необходимо уяснить, что отчет о прибылях и убытках коммерческого банка составляется нарастающим итогом с начала года.

Кроме того, в данном разделе отчета о преддипломной производственной практике должно быть отражено, что студент-практикант:

-получил практические навыки по начислению процентов, зачислению их на счет доходов и списанию со счета расходов;

-усвоил порядок начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками по «кассовому методу» и «методу начислений»;

-разобрался в порядке формирования, источниках и регламентации доходов и расходов коммерческого банка;

-обработал несколько первичных документов по конкретной статье доходов и расходов.

После проведенного исследования студент должен провести анализ структуры доходов и расходов исследуемой организации.

Таблица 4

Динамика процентных доходов (тыс.руб.)

Показатели Годы
1.Процентные доходы    
2.Удельный вес процентных доходов %    

Таблица 5

Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания

Показатели Годы
1.Комиссионные доходы    
2. Удельный вес к сумме дохода %    
3. Удельный вес к сумме операционных доходов %    
Прирост %    

Таблица 6

Динамика объема активных операций, тыс. руб.

Показатель Годы
Потребительские кредиты      
Кредитные карты      

Таблица 7

Динамика активов и прибыли до налогообложения,

Показатель Годы
Активы      
Собственные средства      
Прибыль      

Таблица 8

Основные финансово – экономические показатели

Показатель Годы
Уставный капитал,      
Собственные средства (капитал), млн.. руб.      
Прибыль, млн. руб.      
Рентабельность (%)      

Таблица 9

Обязательные нормативы банков, %



Статья Норматив Годы
Н1 Достаточности капитала Min 10 (K<5 млн. евро) Min 11 (K>5 млн. евро)    
Н2 Мгновенной ликвидности Min 15    
Н3 Текущей ликвидности Min 50    
Н4 Долгосрочной ликвидности Max 120    
Н5 Общей ликвидности Min 20    
Н6 Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Max 25    
Н7 Максимальный размер крупных кредитных рисков Max 800    
H9.1 Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) Max 50    
H10.1 Совокупная величина риска по инсайдерам Max 3    
H12 Использование собственных средств для приобретения акций (долей) др. юр. лиц Max 25    

Банковская отчетность

В этом разделе отчета о преддипломной производственной практике студент-практикант должен продемонстрировать, что он ознакомился со всеми существующими формами банковской отчетности, с методологией, сроками и адресами их предоставления. Необходимо систематизировать, какие формы отчетности относятся к разовой отчетности, оперативной, ежемесячной, ежеквартальной и годовой. Необходимо обратить внимание на увязку показателей банковской отчетности, представленных в различных отчетных формах.

Заключение

В заключении отчета о преддипломной производственной практике обобщается, какие участки работы коммерческого банка были изучены; насколько успешна деятельность банка в целом; какие проблемы, в первую очередь, стоят у банка на повестке дня. По возможности должны быть сделаны предложения по совершенствованию отдельных участков работы в данном конкретном банке.

Источники информации о деятельности коммерческого банка:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о прибылях и убытках.

3. Налоговые декларации.

4. Первичные документы по расчетно-платежным операциям.

5. Документация по кредитному процессу.

6. Документация по вкладным операциям (депозитам).

7. Документация по валютным операциям.

8. Документация по операциям с ценными бумагами.

4 Содержание практики в органах государственной власти и бюджетных учреждениях

В разделе об организационно-экономической характеристике организации информацию необходимо изложить в следующем порядке:

1. Общие сведения о организации: наименование, организационно-правовая форма и нормативно-правовая база создания предприятия, дата регистрации, местонахождение, вышестоящая организация.

2. Информация о системе управления:

- о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатное расписание);

- о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики проведения совещаний, системы оценки качества работы и контроля исполнения, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, доставки и хранения документации);

- об оргтехнике (системы внутренней связи, автоматизация учета, анализа деятельности, каналы передачи информации, автоматизация рабочих мест, оборудование служебных помещений);

- о финансовой структуре организации, выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств и центры ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций;

- о форме бухгалтерского учета, наличии внутреннего контроля, системе налогообложения.

3. Сведения о системе финансового планирования и прогнозирования бюджетных показателей: система планов, бюджетов и программ; первичные документы.

В разделе о нормативно-правовом и информационном обеспечении деятельности государственного учреждения по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения, особен­ностям разграничения финансовых полномочий.

Дается описание взаимодействия объекта исследования с другими хозяйствующими субъектами и органами государствен­ной власти и управления. Характеризуется порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации. На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.

Производится описание структуры органов государственной власти и управления или бюджетного учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.

В ходе анализа деятельности организации следует раскрыть следующие вопросы:

1. Исполнение бюджета (сметы) по доходам. Организация и учет поступления финансовых ресурсов.

Дается характеристика порядка планирования бюджетных показателей. Описывается исходная информация для плановых расчетов; методы ее получения, порядок финансовых расчетов, виды планов, период планирования, сроки финансовых расчетов и порядок утверждения планов.

Исследуется сметное планирование. Порядок представления контрольных цифр (показателей), порядок расчета или получения экономических нормативов. Особенности планирования доходов и расходов. Дается описание долгосрочного стратегического планирования.

Дается описание источников, порядка поступления доходов, учета средств. Проводится анализ динамики и структуры доходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги доходной базы и факторы, их определяющие. Определяются резервы роста объема доходов и совершенствования процесса управления доходами.

Дается описание роли и значения Казначейства в движении бюджетных средств. Исследуется порядок учета доходов на счетах Казначейства и особенности разграничения доходных, полномочий.

Рассматриваются порядок и сроки представления промежуточных и итоговых отчетов о поступлении доходов. Проводится анализ полноты поступления доходов, степени и качества исполнения плановых показателей. Дается характеристика внебюджетных источников доходов. Оценивается их место в структуре доходов и надежность поступления. Исследуется полнота исполнения налоговых обязательств по внебюджетным источникам доходов.

Дается описание работы по взысканию недоимок (недофинансирования) с неплательщиков. Описывается порядок предоставления отсрочки и рассрочки в платежах.

2. Исполнение бюджета (сметы) по расходам. Целевой характер использования бюджетных средств.

Дается характеристика направлений расходования средств и расходных полномочий объекта исследования. Описывается порядок учета расходов. Проводится анализ динамики и структуры расходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги расходов и факторы, их определяющие. Определяются резервы снижения объема расходов и основные направления совершенствования процесса управления расходами.

Исследуется порядок учета расходов на счетах Казначейства и особенности разграничения расходных полномочий. Описывается порядок ведения и обслуживания лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Исследуется порядок и сроки представления промежуточных и итоговых отчетов о финансировании обязательств. Проводится анализ полноты финансирования расходов, степени и качества исполнения плановых показателей. Дается оценка целевому характеру использования средств.

Дается характеристика динамики и структуры направлений расхода внебюджетных источников доходов. Оценивается их целесообразность и эффективность.

Проводится сравнительная характеристика доходов и расходов. Оценивается степень надежности покрытия расходов поступающими доходами.

3. Организация финансового контроля и методы финансового регулирования расчетной дисциплины.

Описывается порядок и сроки проведения плановых и внеплановых проверок и ревизий. Проводится анализ динамики и структуры проведенных работ по контролю и размеров взысканных сумм недоимок. Анализ статистической информации по организации контрольной деятельности. Анализ финансовых санкций. Анализ методов регулирования расчетной дисциплины.

При обработке данных и установлении причинно-следственных связей следует использовать аналитические возможности программ ««Excel»», «Straz», «Statistica» и др. и применять такие методы анализа, как корреляционно-регрессионный анализ, индексный метод анализа, метод абсолютных разниц и метод цепных подстановок; анализ рядов динамики и т.д.

Таблица 1

Анализ структуры активов

  Показатели  
2007/2008 2008/2009
Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, %
Нефинансовые активы 101,68946 105,65005 100,5701689 -337847 -3,9605808 -5,0798763
Основные средства 25,499433 21,273426 99,59076955 -358178 4,2260067 78,317344
Материальные ценности 6,9362037 8,0341999 0,009793994 -1,0979962 -29862 -8,0244059
Вложения во внефинансовые активы 69,253828 76,342419     -7,0885913 -4000000 -76,342419
Финансовые активы -97581 -1,6894644 -296037 -5,6500452 -227680 -0,570168945 -198456 3,9605808 5,0798763
Денежные средства 3,9327171 2,1898441 0,00725846 -112410 1,742873 -2,1825857
Расчеты по выданным авансам            
Расчеты с подотчетными лицами            
Расчеты с дебиторами по доходам -324729 -5,6221816 -410775 -7,8398893 -517525 -1,296014948 -86046 2,2177077 -106750 6,5438744
Итого 98,31180706 -536303 -1,6881929

Таблица 2

Анализ структуры пассивов

  Обязательства Отклонение
2007/2008 2008/2009
Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, % Руб. Уд. Вес, %
1,120232 -1756 -0,03351 0,002 -66459 -1,15375 0,036
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 0,50 0,570354 0,123 0,061529 -0,447
Расчеты по платежам в бюджет 0,611407 -31640 -0,60387 -58625 -0,147 -66954 -1,21528 -26985 0,457
Прочие расчеты         0,026 0,026
Финансовый результат 98,87977 100,0335 99,998 -469846 1,153747 -0,036
Финансовый результат 98,87977 7,433138 99,998 -5321689 -91,4466 92,564
Финансовый результат прошлых отчетных периодов             0,000
Доходы будущих периодов             0,000
Итого -536305 0,000

Таблица 3

Анализ структуры финансовых результатов

№ п/п Показатели Изменения
Абсолютное Относительное
2007/2008 2008/2009 2007/2008 2008/2009
             
Доходы 105,6 1028,
Расходы -1148625 95,32 130,5
Чистый операционный результат -20789546 -19425848 93,44 -54,77
Операции с нефинансовыми активами -407160 -337847 82,97 -10248,46
Операции с финансовыми активами и обязательстами -20382386 -19088001 -23983382 -4895381 93,65 125,6
Операции с финансовыми активами -20369879 -19154460 -23980652 -4826192 94,03 125,2
Операции с обязательствами -66459 -78948 -532,14 -4,10

Анализ динамики и структуры расходов (по бюджету), тыс. руб. Таблица 5

Год Исполнено ассигнований Рост, тыс. руб Темп роста, % Удельный вес,% Абсолютное изменение удельного веса, %
Наименование показателя 2008-2007 2009-2008 На конец 2008 На конец 2009 2008-2007 2009-2008  
Расходы бюджета, всего 20190,4 18956,0 24049,0 -1234,4 93,9 126,9 100,0 100,0      
в том числе                          
Заработная плата 8891,8 11742,1 1991,8 2850,3 128,9 132,1 34,2 46,9 48,8 12,7 1,9  
Прочие выплаты 78,9 -3 15,9 95,5 125,2 0,3 0,3 0,3 0,0 0,0  
Начисления на оплату труда 1754,2 2309,8 3010,8 555,6 131,7 130,3 8,7 12,2 12,5 3,5 0,3  
Услуги связи 34,7 -26,3 141,9 56,9 0,2 0,3 0,1 0,1 -0,2  
Транспортные услуги 16,8 6,8 500,0 168,0 0,0 0,1 0,1 0,0 0,0  
Коммунальные услуги 2399,9 3293,3 893,4 298,7 137,2 109,1 11,9 17,4 14,9 5,5 -2,4  
Услуги по содержанию имущества 5398,6 262,6 -5136 52,4 4,9 120,0 26,7 1,4 1,3 -25,4 -0,1  
Прочие услуги 425,4 207,4 101,4 195,1 1,1 1,2 1,8 0,1 0,6  
Социальное обеспечение 702,7 245,3 134,9 105,4 3,5 5,0 4,2 1,5 -0,8  
Прочие расходы 2675,5 3204,7 504,5 529,2 123,2 119,8 10,8 14,1 13,3 3,4 -0,8  
Увеличение стоимости основных средств 3,6 -272 -26,4 9,9 12,0 1,5 0,2 0,0 -1,3 -0,1  
Увеличение стоимости материальных запасов -43 81,8 324,4 1,2 1,0 2,6 -0,2 1,6  

Анализ динамики и структуры расходов (по внебюджетной деятельности), тыс. руб.

Таблица 5

Год Исполнено ассигнований Рост, тыс. руб Темп роста, % Удельный вес,% Абсолютное изменение удельного веса, %
Наименование показателя 2008-2007 2009-2008 На конец 2008 На конец 2009 2008-2007 2009-2008  
Расходы бюджета, всего 4061,9 4077,4 3753,8 15,5 -323,6 100,4 92,1 100,0 100,0      
в том числе                          
Заработная плата 2684,8 2455,5 2575,3 -229,3 119,8 91,5 104,9 66,1 60,2 68,6 -5,9 8,4  
Прочие выплаты 11,4 17,3   5,9 -17,3 151,8 0,0 0,3 0,4 0,0 0,1 -0,4  
Начисления на оплату труда 760,7 89,3 -202 111,7 76,2 18,7 20,8 17,3 2,1 -3,6  
Услуги связи 47,7 28,8 91,7 -18,9 62,9 60,4 318,4 1,2 0,7 2,4 -0,5 1,7  
Транспортные услуги 22,5 28,3 5,8 -28,3 125,8 0,0 0,6 0,7 0,0 0,1 -0,7  
Коммунальные услуги 36,4 98,3 117,1 61,9 18,8 270,1 119,1 0,9 2,4 3,1 1,5 0,7  
Услуги по содержанию имущества 69,4 42,1 20,0 -27,3 -22,1 60,7   1,7 1,0 0,5      
Прочие услуги 36,9 120,8 13,1 83,9 -107,7 327,4 10,8 0,9 3,0 0,3 2,1 -2,6  
Социальное обеспечение 25,9 3,5 -22,4 -3,5 13,5 0,0 0,6 0,1 0,0 -0,6 -0,1  
Прочие расходы 19,1 13,8 6,9 -3,2 -6,9 81,2 50,0 0,4 0,3 0,2 -0,1 -0,2  
Увеличение стоимости основных средств 210,9 29,2 -42,9 -138,8 79,7 17,4 5,2 4,1 0,8 -1,1 -3,3  
Увеличение стоимости материальных запасов 136,2 252,5 114,8 1,5 184,3 100,6 3,4 6,2 6,7 2,8 0,6  
                             

Анализ кассовых расходов, тыс. руб. Таблица 5

Год  
Наименование показателя Бюджетные ассигнования Исполнено Неисполненные назначентя Бюджетные ассигнования Исполнено Неисполненные назначентя Бюджетные ассигнования Исполнено Неисполненные назначентя
Расходы бюджета, всего  
в том числе                  
Заработная плата  
Прочие выплаты  
Начисления на оплату труда  
Услуги связи  
Транспортные услуги  
Коммунальные услуги  
Услуги по содержанию имущества  
Прочие услуги  
Прочие расходы      
Социальное обеспечение  
Увеличение стоимости основных средств  
Увеличение стоимости материальных запасов  
                     

5 Содержание практики в учреждений Федеральной налоговой службы

В разделе о организационно-экономической характеристике организации информацию необходимо изложить в следующем порядке:

1. Общие сведения об организации: наименование, организационно-правовая форма и нормативно-правовая база создания предприятия, дата регистрации, местонахождение, вышестоящая организация.

2. Информация о системе управления:

- о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатное расписание);

- о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики проведения совещаний, системы оценки качества работы и контроля исполнения, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, доставки и хранения документации);

- об оргтехнике (системы внутренней связи, автоматизация учета, анализа деятельности, каналы передачи информации, автоматизация рабочих мест, оборудование служебных помещений);

- о финансовой структуре предприятия, выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств;

- о форме бухгалтерского учета, наличии внутреннего контроля.

Сведения о системе налогового планирования и прогнозирования бюджетных поступлений; первичные документы.

Налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. п.

Таблица 1

Наши рекомендации