Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федера­ции за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности.

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой являет­ся прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная дело­вая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по об­мену товарами или услугами Инициативная самостоя­тельная деятельность лю­дей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получе­ние дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг

Понятие бизнеса отличается от понятия предприни­мательства именно тем, что к бизнесу относится соверше­ние любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно счи­тать предпринимательством, а ту, которая связана с рис­ком, инициативой, предприимчивостью, самостоятель­ностью, ответственностью, активным поиском.

2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объ­екты.

  • субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперати­вы), государство;
  • объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-заку­почная, инновационная, кон­сультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

3. Субъекты предпринимательства:

3а. Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, высту­пающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей

3а.1. Признаки юридического лица:

  • независимость его су­ществования от входящих в его состав отдельных лиц;
  • наличие имущества;
  • право приобретать, поль­зоваться и распоряжаться собственностью;
  • право осуществлять от своего имени экономические операции;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • право выступать от своего имени в суде.

3а.2. Виды юридических лиц:

  • коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности из­влечение прибыли (пред­приятия связи и транспорта, промышленные и сельско­хозяйственные предприя­тия, организации бытового обслуживания);
  • некоммерческие – не ставят в качестве основ­ной цели извлечение при­были (финансируемые из различных бюджетов уч­реждения (больницы, шко­лы, институты), потреби­тельские кооперативы, благотворительные фонды).

Отдельными видами деятельности (банковской, стра­ховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.

3б. Физическое лицо – человек, участвующий в эко­номической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собст­венного имени, может зани­маться предпринимательст­вом с момента государствен­ной регистрации в качестве индивидуального предпри­нимателя. Применяются те правила, ко­торые регулируют деятель­ность коммерческих органи­заций

4. Виды предпринимательства:

  • производствен­ное предпринима­тельство – осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
  • коммерческое предприниматель­ство – состоит в операциях и сделках по пере­продаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
  • финансовое пред­принимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валю­та, ценные бумаги;
  • посредническое предприниматель­ство – проявляется в деятельности, соединяю­щей заинтересованные во взаимной сдел­ке стороны;
  • страховое пред­принимательство – особая форма финансового предпринима­тельства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

5. Формы предпринимательства

По призна­ку объектов предприни­мательства

  • Малый биз­нес (до 50 человек)

o Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мел­ких частных фирм, которые за­ключают контракт на право пользования фабричной мар­кой крупной фирмы и своей де­ятельности на определенной территории и в определенной форме.

o Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организа­ция, занимающаяся разработ­кой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные пред­приятия делают бизнес на ново­введениях. Они рискуют «прогореть», если новая про­дукция не будет соответство­вать требованиям рынка



  • Средний биз­нес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему при­ходится конкурировать как с крупным, так и с мелким пред­принимательством, в результа­те чего он либо перерастает в крупный, либо перестает су­ществовать вообще. Исключе­ние составляют лишь фирмы, которые являются монополис­тами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  • Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массо­вую продукцию

По типу фирм

  • Индивидуальное, или частное предпринимательство – бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
  • Товарищество, или партнерство – бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответ­ственность за ведение дела.
  • Кооператив – похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
  • Корпорация – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация —акционерным обществом (АО)

6. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование:

o Прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

o Косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

7. Функции предпринимательства

  • ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
  • организацион­ная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
  • творческая – использование новаторства в деятельности.

8. Потребитель — это тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребителем выступает фирма, организация и государ­ство в целом.

9. Цель потребителя — извлечение максимальной по­лезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

  • семейный (потребитель­ский) бюджет – баланс денеж­ных доходов и расходов семьи;
  • цены на товары и услуги;
  • ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя — это про­думанное поведение, предполагающее сопоставление ре­зультатов действий с затратами.

Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

10. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на це­ли личного потребления.

При составлении бюджета семьи используются пока­затели номинальных {денежных) доходов.

Основные источники но­минального (денежного) дохода потребителя:

  • зара­ботная плата;
  • социаль­ные выпла­ты госу­дарства от­дельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
  • доход от предпринимательской и иной деятель­ности;
  • доход от собствен­ности (плата, полученная за аренду квар­тиры, процент на де­нежный капи­тал, дивиден­ды по цен­ным бума­гам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номи­нального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема ко­нечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на ин­декс потребительских цен.

11. Потребительские расходы делятся на:

  • обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.;
  • произвольные расходы (покупка книг, кар­тин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обяза­тельные расходы

Чем выше доход се­мьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удель­ный вес сбережений.

Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) устано­вил связь между доходами населения и структурой по­требления. Согласно «Закону Энгеля»:

чем выше уро­вень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на про­довольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потреб­ление изменяется в прямой зависимости от размера до­хода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

12. Уровень жизни — это уровень потребления мате­риальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жи­лищем и т.п.).

Качество жиз­ни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность тру­да, культурный уровень, физическое развитие и др.

Наши рекомендации