Стабилизация работы банковской системы.
Необходимо принять следующие меры по устранению угроз дестабилизации банковской системы, возникающих в связи с цепочкой банкротств лишаемых лицензий коммерческих банков.
3.1. Предоставление коммерческим банкам возможности немедленного получения стабилизационных кредитов на цели удовлетворения панических требований физических лиц в размере до 25% объема депозитов граждан.
3.2. Возобновление проведения Банком России беззалоговых кредитных аукционов для банков, испытывающих дефицит ликвидности.
3.3. Предпринять срочные меры по поддержанию текущей ликвидности банков: снижение отчислений в Фонд обязательных резервов; увеличение возможностей кредитования банков под залог «нерыночных активов»; расширение разнообразия таких активов. При необходимости уcтанавливать понижающие коэффициенты при расчете величины активов, взвешенных с учетом рисков для российских предприятий, имеющих рейтинги российских рейтинговых агентств. Обеспечить прозрачность и автоматизм механизмов оказания финансовой помощи.
3.4. Разработать методологию формирования и определить перечень стратегических предприятий, кредиты которым рефинансируются на льготных условиях.
3.5. Жестко пресекать попытки ряда коммерческих банков провоцировать банковскую панику для переманивания клиентов, ввести уголовную ответственность за такие действия.
3.6. Отложить внедрение в России стандартов Базеля-3 на 2-3 года — до восстановления объемов кредитования реального сектора экономики на докризисном уровне первой половины 2008 года. Скорректировать стандарты Базеля-3 с целью устранения искусственных ограничений инвестиционной деятельности. В рамках Базеля-2 расчет кредитного риска вести на основе внутренних рейтингов банков взамен рейтингов международных агентств, несостоятельность и непрофессионализм которых проявились в ходе финансового кризиса 2007-2008 годов.
При формировании денежной политики Банку России следует проводить оценку макроэкономических последствий эмиссии рублей по различным каналам: для рефинансирования коммерческих банков под обязательства производственных предприятий, под облигации государства и институтов развития, под замещение инвалютных кредитов, под приобретение иностранной валюты в валютный резерв, под внешний спрос на рубли для кредитования внешнеторгового оборота, капитальных операций и формирования рублевых резервов иностранных государств и банков. Методологическое обеспечение этой работы, включая построение имитационных экономико-математических моделей денежного обращения, могла бы взять на себя РАН в сотрудничестве с исследовательским подразделением Банка России.
Приложение 5
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).
Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти.
Таблица 1. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России
Показатель | Предельно критическое значение | Фактическое состояние 2013 г. | Фактическое значение к предельно критическому |
Коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) | 13,2 | В 1,6 раза хуже | |
Уровень смертности (человек на 1000 жителей) | 12,5 | В 1,04 хуже | |
Естественный прирост (человек на 1000 жителей) | 12,5 | 0,2 | В 62 раза хуже |
Продолжительность жизни (лет) | 70,7 | В 1,1 раза хуже | |
Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп (в разах) | 16,2 | В 2 раза хуже | |
Коэффициент Джини | 0,3 | 0,4 | В 1,3 раза хуже |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%) | В 1,6 раза хуже | ||
Уровень безработицы | 5,5 | В 1,1 раза хуже | |
Уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения) | В 1,5 раза хуже | ||
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума (раз) | 3,5 | 3,4 | В пределах нормы |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) | 2,15 | 1,6 | В 1,3 раза хуже |
Коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %) | 12,9 | В пределах нормы | |
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (пункты) | 0,800 | 0,778 | В пределах нормы |
Уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения) | 13,5 | В 1,7 раза хуже | |
Доля людей, употребляющих наркотики (%) | В пределах нормы | ||
Число суицидов (на 100 тыс. человек населения) | 19,6 | В пределах нормы |
Таблица 2. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциала России
Показатель | Предельно критическое значение | Фактическое состояние 2013 г. | Соответствие |
Объёмы инвестиций в основной капитал (% к ВВП) | 19,8 | В 1,25 раза хуже | |
Износ основных фондов (%) | В 1,95 раза хуже | ||
Доля машиностроения в промышленности (%) | В 1,79 раза хуже | ||
Доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%) | 64,8 | В 1,08 раза хуже | |
Удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих организаций) | 27,3 | В 1,1 раза хуже | |
Рентабельность производства (%) | 9,5 | В 1,09 раза хуже | |
Рентабельность активов (%) | 6,8 | В 1,8 раза хуже | |
Уровень инфляции (%) | 6,5 | В пределах нормы | |
Уровень социальной инфляции (%) | около 15 | В пределах нормы | |
Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%) | 61,3 | В 1,14 раза хуже | |
Доля материального производства в ВВП (%) | В 1,7 раза хуже | ||
Уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП) | В 1,8 раза хуже |
Таблица 3. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость России
Предельно критическое значение | Фактическое состояние 2013 г. | Соответствие | |
Коэффициент достаточности международных резервов (% к трёхмесячному объёму импорта товаров и услуг) | В 4,4 раза лучше | ||
Объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) | 34,8 | В 1,4 раза хуже | |
Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) | 65,6 | В 2,18 раза хуже | |
Доля импортного продовольствия в ВВП (%) | 25-30 | В 1,07-1,28 раза хуже | |
Доля экспорта в материальном производстве (%) | В 3,76 раза хуже | ||
Доля иностранного капитала в инвестициях (%) | В 1,44 раза хуже | ||
Объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП) | В 1,24 раза хуже | ||
Доля просроченных и невозвращённых иностранных кредитов (% от общего объёма полученных кредитов) Доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%) | В 2 раза хуже В 2 раза хуже | ||
Доля иностранных кредитов к M2 (%) | В 1,35 раза хуже | ||
Дефицит торгового баланса: по методологии платёжного баланса (%) | Профицит | В пределах нормы | |
ВВП к мировому объёму (%) | 7,5 | 2,7 | В 2,7 раза хуже |
ВВП на душу населения (%) | В пределах нормы | ||
Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%) | В 5 раз хуже | ||
Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%) | В 4 раза хуже | ||
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета) | 1,9 | В пределах нормы | |
Отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП) | В 3,5 раза хуже |
Таблица 4. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики
Предельно критическое значение | Фактическое состояние 2013 г. | Соответствие | |
Доля инновационно-активных предприятий (%) | 10,1 | В 4 раза хуже | |
Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%) | В 2,17 раза хуже | ||
Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции) | 15-20 | 8,9 | В 2 раза хуже |
Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%) | 2,6 | В 3,7 раза хуже | |
Расходы на научные исследования (% к ВВП) | 1,5 | В 2 раза хуже | |
Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП): | |||
общие затраты энергоресурсов | 0,15 | 1,65 | В 11 раз хуже |
затраты электроэнергии | 0,02 | 0,17 | В 8,5 раза хуже |
затраты нефти и газа | 0,1 | 1,16 | В 11,6 раза хуже |
Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму) | 3-8 | 10-65 | В 3,3-8,1 раза хуже |
Среднегодовой темп прироста производительности труда (%) | В 2 раза хуже | ||
Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%) | 0,3 | В 10 раз хуже | |
Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%) | В 2,5 раза хуже | ||
Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%) | 0,8 | В 6,3 раза хуже |
Приложение 6
КАК ОТ СТИХИЙНОГО РЫНКА ВЕРНУТЬСЯ К «ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.
Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.
Принятый недавно законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом — процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти.
Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.
Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.
Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны получить возможность участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территории.
Стратегическое планирование должно ориентироваться на опережающий рост нового технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на его основе, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.
Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основным фактором роста которой является научно-технический прогресс. Вывод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает ее перевод на инновационный путь развития, что требует кардинального повышения роли науки как в экономике, так и в системе государственного управления.
С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение,предлагается создать — Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ),наделив его следующими полномочиями:
1). Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;
3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;
5) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.
Структура ГКСП РФ:
Руководство ГКСП РФ осуществляет Председатель в ранге Заместителя председателя Правительства, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Коллегия ГКСП РФ — орган, осуществляющий коллегиальное руководство деятельностью ГКСП, возглавляемый Председателем. В состав Коллегии входят руководители министерств и ведомств социально-экономического блока Правительства, Председатель Банка России, Президент РАН, руководители институтов развития.
Приложение 7