Бюджетная система РФ. Принципы ее построения.
Определены Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (глава 3 «Бюджетная система РФ», глава 5 «Принципы построения бюджетной системы РФ»).
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Звенья и уровни бюджетной системы:
1 уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ, ФОМС, ФСС),
2 уровень: бюджеты субъектов РФ (республик (20), областей и краев (55), автономных округов (10), автономной области, городов федерального значения (2)) и бюджеты территориальных внебюджетных фондов (ТОМС)
3 уровень: местные бюджеты (муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений)
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт). Местные бюджеты. Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов. Консолидированный бюджет области включает: областной бюджет, бюджеты городов областного подчинения (включают городские бюджеты, бюджеты городских районов), бюджеты районов области (включают районные бюджеты, бюджеты городов районного подчинения, сельские и др. бюджеты).
Принципы построения бюджетной системы можно разделить на 2 группы:
- собственно принципы построения,
- принципы организации бюджетного процесса.
Собственно принципы построения:
1. Единство бюджетной системы: единство бюджетного законодательства, форм документации, отчетности, бюджетной классификации, порядка формирования доходов, расходов
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями власти: законодательное закрепление видов доходов и расходов за каждым органом власти, определение полномочий органов власти в бюджетном процессе
3. Самостоятельность: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня, определяемых по законодательству; право органов власти самостоятельно в соответствии с БК определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
4. Равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований
Принципы бюджетного процесса:
1. Полнота отражения доходов и расходов
2. Сбалансированность бюджета: объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
3. Эффективное использование, экономия бюджетных средств: уполномоченные органы и получателибюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
4. Совокупное покрытие расходов: источник доходов не привязан к конкретному виду расходов
5. Гласность: публикация закона «О бюджете», отчета об исполнении бюджета
6. Достоверность: надежность показателей прогноза социально-экономического развития, реалистичность расчета доходов и расходов
7. Адресность, целевой характер бюджетных средств: средства передаются конкретным получателям с указанием направления их использования.
Принцип равенства бюджетных прав означает определение бюджетных полномочий органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
б) принципы, относящиеся к бюджетному процессу:
5) Принцип полноты отражения означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
9) Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12) Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13) Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.