Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы

9.2.29.1. Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы (далее – ГП-29) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, которое признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318, утвердившим ее в новой редакции.

Ответственным исполнителем является Минприроды России, соисполнителем – Рослесхоз, участники не предусмотрены.

9.2.29.2.В 2016 году изменения в основные параметры ГП-29 не вносились. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 1000 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы.

Реализация ГП-29 в 2016 году осуществлялась в разрезе основных мероприятий по 4 подпрограммам, а финансирование основных мероприятий ГП-29 - на основе проекта ее новой редакции, которая не была утверждена и включала в себя 2 подпрограммы.

Таким образом, отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год в части ГП-29 сформирован по двум подпрограммам, а годовой отчет о реализации ГП-29, подготовленный Минприроды России в разрезе финансового обеспечения и целевых показателей, представлен в прежнем формате, при этом сведения о реализации основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий сформированы по 2 подпрограммам.

9.2.29.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования

Цель и задачи ГП-29 в основном соответствуют стратегическим приоритетам государственной политики в области лесных отношений, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года.

В редакции, действовавшей в 2016 году, в ГП-29 включены целевые показатели, косвенно влияющие на достижение показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596.

9.2.29.4. В основном состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями ГП-29 и ее подпрограмм.

В ГП-29 утверждено 5 целевых показателей (индикаторов) и 32 показателя (индикатора) подпрограмм.

При этом по 9 целевым показателям (индикаторам) их значения не предусматривают наличие положительной динамики, что не обеспечивает возможность оценить достижение цели и решение задач ГП-29.

Ряд значений целевых показателей, по мнению Счетной палаты, представляется недостижимым. Так, отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины планируется увеличить к 2020 году до 50 % относительно уровня 2012 года.

Плановые значения указанного показателя в ГП-29, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 399, сокращены на 2016 – 2020 годы (к 2020 году планируется на уровне 34,1 %) относительно значения, установленного в ГП-29, действующей в 2016 году, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (к 2020 году – 50 %), что приблизило значение показателя к фактическим результатам его достижения в предыдущие периоды.

Значения ряда целевых показателей (индикаторов) ГП-29 не соответствуют значениям объема, предусмотренным в государственных заданиях на оказание государственных работ (услуг). Так, в ходе проверки установлено несоответствие плановых значенийцелевого показателя «Формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений» в ГП-29 объемам работ, предусмотренным в государственном задании, доведенном Рослесхозом в 2016 году до подведомственного ФБУ «Рослесозащита». Запланированный объем государственных работ по формированию и хранению федерального фонда семян лесных растений составлял 15 142 кг, а плановое значение по указанному показателю в ГП-29 - 11,7 тонны.

По результатам проверки установлены факты недостоверности фактических значений по выполнению государственного задания, отраженных Минприроды России в годовом отчете о реализации ГП-29. Так, по государственной работе «Проведение прикладных научных исследований», доведенной Рослесхозом до подведомственного ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства» в годовом отчете о реализации ГП-29 указано плановое значение 25, фактическое - 21, в отчете о выполнении государственного задания план – 25, факт – 25. По государственной работе «Административное обеспечение деятельности организации» (проведение мониторинга; воспроизводство и использование природных ресурсов), выполняемой ФГБУ «Рослесинфорг», в годовом отчете о реализации ГП-29 указано плановое значение 1, фактическое - 1, в отчете о выполнении государственного задания план – 4, факт – 4. Недостоверна также информация о выполнении государственной работы «Выполнение работ по лесному семеноводству», выполняемой ФБУ «Рослесозащита»: в годовом отчете о реализации ГП-29 представлена информация о фактическом исполнении государственного задания в объеме 15 142,0 кг, а в соответствии с отчетом о выполнении государственного задания фактическое значение составило 12 290,0 кг.

9.2.29.5. В ГП-29 отсутствует межотраслевая взаимоувязка с другими госпрограммами.

Вместе с тем на достижение целей и решение задач подпрограммы «Обеспечение использования лесов» ГП-29 оказывает влияние подпрограмма «Лесопромышленный комплекс» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ответственный исполнитель - Минпромторг России), реализация мероприятий которой должна способствовать решению задач и достижению целей в части повышения конкурентоспособности российской лесной промышленности.

9.2.29.6.Реализация ГП-29 в 2016 году осуществлялась на основании плана реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов ГП-29, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 1512-р (далее – план реализации).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г.
№ 2504-р в план реализации внесены изменения, касающиеся включения 3 новых контрольных событий (2 – по Минприроды России и 1 – по Рослесхозу), корректировки одного контрольного события (Рослесхоз) и уточнения (в сторону уменьшения) 10 значений показателей, содержащихся в контрольных событиях (Рослесхоз).

План реализации госпрограммы сформирован по 4 подпрограммам и не соответствует структуре бюджетных ассигнований, утвержденной по ГП-29 Федеральным законом № 359-ФЗ (2 подпрограммы).

Детальный план-график реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и
2016 годов ГП-29 (в новой редакции) утвержден приказом Минприроды России от 27 декабря 2016 г. № 681.

В нарушение пункта 29 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582, в план реализации и детальный план-график внесены изменения в последнем квартале 2016 года.

9.2.29.7.Сведения о финансовом обеспечении ГП-29 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма Источник финансового обеспечения Предусмотрено ГП* Фактические расходы Отклонение (гр.4 – гр.3) % отклонения
ГП-29 всего 61 782,2 58 518,8 -3 263,4 - 5,3
федеральный бюджет 29 042,7 26 825,4 -2 217,3 - 7,6
консолидированные бюджеты субъектов РФ 8 434,9 11 231,1 + 2 796,2 + 133,2
юридические лица 16 204,5 14 828,1 - 1 376,4 - 8,5
внебюджетные источники 8 100,1 5 634,2 - 2 465,9 - 30,4

*По данным Сводного годового доклада.

Ресурсное обеспечение реализации ГП-29 за счет федерального бюджета на 2016 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 32 116,1 млн. рублей, что на 4 597,7 млн. рублей, или на 14,3 %, больше ассигнований, установленных Федеральным законом
№ 359-ФЗ (с изменениями) (27 518,4 млн. рублей).

В соответствии со сводной бюджетной росписью на 1 января 2017 года финансовое обеспечение ГП-29 составило 27 756,3 млн. рублей, что на 4 359,8 млн. рублей, или на 13,6 %, меньше, чем в паспорте ГП-29.

Анализ данных таблицы свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий ГП-29 за счет внебюджетных источников, который составил 69,6 % предусмотренного объема, и за счет средств юридических лиц, который составил 91,5 %.

В то же время исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 1,3 раза превысило запланированный уровень. Так, при оценке привлечения указанных средств в сумме 8 434,9 млн. рублей было фактически использовано на мероприятия ГП-29 11 231,1 млн. рублей. Преимущественно средства бюджетов субъектов Российской Федерации были привлечены на реализацию мероприятия 4.5 «Обеспечение исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации» в целях организации на региональном уровне обеспечения управления реализацией мероприятий ГП-29 (исполнение составило 5 687,9 млн. рублей, что на 3 687,9 млн. рублей (в 2,8 раза) больше плановых значений расходов).

Аналогичная ситуация сложилась и за 2015 год. Так, финансирование мероприятий
ГП-29 за счет средств организацийсоставило 77,2 % предусмотренного объема, исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысило запланированный уровень в 1,4 раза.

Данные факты свидетельствуют о недостаточном уровне планирования источников финансового обеспечения ГП-29 при ее формировании.

Вместе с тем, как показывают проверки, имеют место факты несоответствия объемов финансового обеспечения мероприятий ГП-29 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, согласованных Рослесхозом при формировании бюджетных ассигнований на 2016 год субъектам Российской Федерации, объемам, утвержденных в законах о бюджетах субъектов Российской Федерации.

Так, в 2016 году Рослесхозом было согласовано на 2017 год финансирование мероприятий ГП-29 в целях обеспечения переданных полномочий в области лесных отношений за счет средств бюджета Московской области в размере 1 355,6 млн. рублей. Вместе с тем в законе Московской области от 26 декабря 2016 г. № 175/2016-ОЗ «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства на указанные цели не предусмотрены.

9.2.29.8.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-29 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.

(млн. рублей)

  ГП-29 Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) Сводная бюджетная роспись с изменениями Исполнено % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями
Расходы по ГП-29, всего 32 116,1 27 518,4 27 756,3 26 825,4 96,6
в том числе:          
Минприроды России 58,4 47,6 60,6 50,2 82,8
в % к итогу 0,2 0,2 0,2 0,1 х
Рослесхоз 32 057,7 27 470,9 27 695,7 26 775,2 96,7
в % к итогу 99,8 99,8 99,8 99,8 х

В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-29 осуществляли 2 главных распорядителя бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-29 приходится на Рослесхоз (99,8 % показателя сводной росписи с изменениями).

В 2016 году, как и в 2015 году, отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета по Минприроды России – 82,8 % (в 2015 году – 73,8 %). Рослесхоз исполнил расходы на уровне 96,7 % показателя сводной бюджетной росписи (в 2015 году – 95,3 %).

Рослесхоз, являясь основным исполнителем мероприятий ГП-29, предоставляет субъектам Российской Федерации субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Доля указанных межбюджетных трансфертов на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в рамках реализации ГП-29 в 2016 году составила около 80 % общей суммы расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограммы.

9.2.29.9. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-29, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-29, а также уровень исполнения ГП-29 представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма/ подпрограммы ГП-29 Федеральный закон № 359-ФЗ (первоначальный) Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) Отклонение (гр.4-гр.2) Сводная бюджетная роспись с изменением Отклонение (гр.6-гр.2) Исполнено Не исполнено % исполнения (гр.8/гр.6)
ГП-29 32 116,1 29 042,7 27 518,4 -4 597,7 27 756,3 - 4 359,8 26 825,4 930,9 96,6
В структуре Федерального закона № 359­­­­­ х х х х х х х х х
Подпрограмма 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» х 24 586,6 23 311,0 х 23 727,3 х 23 566,5 160,8 99,3
Подпрограмма 4 «Стратегическое управление лесным хозяйством» х 4 456,1 4 207,4 х 4 029,0 х 3 258,9 770,1 80,9
В структуре, утвержденной ГП-29* х х х х х х х х х
Подпрограмма 1 «Охрана и защита лесов» 9 083,5 х х х 7 942,5 - 1 141,0 7 942,5 0,0
Подпрограмма 2 «Обеспечение использования лесов» 2 928,5 х х х 2 110,9 - 827,6 2 110,9 0,0
Подпрограмма 3 «Воспроизводство лесов» 3 175,9 х х х 2 267,9 - 908,0 2 267,9 0,0
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» 16 928,1 х х х 15 435,0 - 1 493,1 14 504,1 930,9 94,0

* Графы 6 и 8 содержат данные годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы таблица 20 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию государственной программы».

Федеральным законом № 359-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-29 утверждены в объеме 29 042,7 млн. рублей, что на 3 073,4 млн. рублей, или 9,6 %, меньше утвержденных госпрограммой бюджетных ассигнований.

Ресурсное обеспечение реализации ГП-29 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ, показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что федеральными законами о федеральном бюджете в рамках реализации ГП-29 в 2015 - 2016 годах предусматривались бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение двух подпрограммам: подпрограммы 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и подпрограммы 2 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» (в 2015 году) / «Стратегическое управление лесным хозяйством» (в 2016 году), несмотря на то, что ГП-29 состояла из 4 подпрограмм. При этом мониторинг достижения значений ее целевых показателей (индикаторов) проводился по 4 подпрограммам. Мониторинг реализации основных мероприятий ГП-29 в 2015 году проводился в разрезе 4 подпрограмм, в 2016 году – в разрезе 2.

В годовом отчете о реализации ГП-29 сведения об исполнении сводной бюджетной росписи в разрезе основных мероприятий не соответствуют по структуре Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н и Федеральному закону № 359-ФЗ.

Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-29 увеличены на 0,9 % по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2016 год по ГП-29 составило 26 825,4 млн. рублей, что на 930,9 млн. рублей, или на 3,3 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2015 год – недовыполнение 4,7 %), в том числе: по подпрограмме 1 «Охрана и защита лесов» - 7 942,5 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 2,7 %), по подпрограмме 2 «Обеспечение использования лесов» - 2 110,9 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 0 %), по подпрограмме 3 «Воспроизводство лесов» - 2 267,9 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 0 %), по подпрограмме 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» -14 504,1 млн. рублей (недовыполнение – 6 %, в 2015 году – 7,1 %).

Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено, как и в 2015 году, низким уровнем исполнения расходов на реализацию соглашения с МБРР по проекту «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России», выполняемому в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации» (не исполнено 657,8 млн. рублей) и неисполнением в полном объеме субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений (не исполнено 160,8 млн. рублей).

9.2.29.10.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов)
ГП-29 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.

Госпрограмма/ подпрограммы Целевые показатели (индикаторы) (количество)* Уровень отклонения Федерального закона № 359-ФЗ (первоначального) к ГП-29** Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-29 Исполнено в % к
план фактическое выполнение % (гр.3/гр.2) сводной бюджетной росписи с изменениями объему, преду-смотренному в ГП-29
ГП-29 20,0 90,4 86,4 96,7 83,5
Подпрограмма 1 «Охрана и защита лесов» 30,0   87,4 87,4
Подпрограмма 2 «Обеспечение использования лесов» 42,9   72,1 72,1
Подпрограмма 3 «Воспроизводство лесов» 50,0   71,4 71,4
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» 85,7   91,2 94,0 85,7
Всего 45,9 90,4 86,4 96,7 83,5

* По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.

** В 2016 году финансирование госпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществлялось на основе проекта новой редакции госпрограммы, в соответствии с которой структура ГП-29 скорректирована посредством укрупнения подпрограмм: вместо 4 подпрограмм бюджетные ассигнования предусмотрены по 2 подпрограммам.

В 2016 году плановые значения на 2016 год установлены по всем 37 показателям, фактические значения представлены по 37 показателям (100 %).

Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-29 и подпрограмм составил 45,9 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-29 составило 20 %) при уменьшениисводной бюджетной росписьюбюджетных ассигнований на 13,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29.

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 1 «Охрана и защита лесов» составило 30 %при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 12,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 100 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 2 «Обеспечение использования лесов» составило 42,9 %при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 27,9 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 100 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 3 «Воспроизводство лесов» составило 50 %при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 28,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 100 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» составило 85,7 % при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 8,8 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 94 %).

Анализ свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между уровнем исполнения показателей (индикаторов) ГП-29 и изменением объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью.

Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-29 представлен в следующей таблице.

Показатель (единица измерения) ГП Фактическое выполнение % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3) Справочно: 2015 год факт
Объем бюджетных ассигнований ГП-29(млн. рублей) 32 116,1 27 756,3* 86,4  
26 825,4 83,5  
Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (процентов) 0,148 0,177 83,6 0,174
Лесистость территории Российской Федерации (процентов) 46,6 46,4 99,6 46,5
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (процентов) 70,54 70,4 99,8 70,54
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (рублей на га) 21,5 25,7 119,5 23,1
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (процентов) 39,0 30,4 77,9 29,3

* Показатель сводной бюджетной росписи.

** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр.2/гр.3.

Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр.3/гр.2.

Согласно данным Сводного годового доклада из 5 основных показателей (индикаторов) ГП-29 плановые значения были выполнены по 1 показателю (20 %).

Согласно Сводному годовому докладу плановое значение показателя «Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда» не достигнуто (план – 0,148 %, факт – 0,177 %) в связи с сокращением объема финансирования на 10 %.

Плановое значение показателя «Лесистость территории Российской Федерации» не достигнуто (план – 46,6 %, факт – 46,4 %)в результате уменьшения площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда по причине рубки лесных насаждений и гибели лесов от пожаров.

Плановое значение показателя «Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда» не достигнуто(план – 70,54 %, факт – 70,4 %) в результате исключения из расчета ценных насаждений лиственных пород в многолесных регионах.

Плановое значение показателя «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины» не достигнуто
(план – 39 %, факт – 30,4 %)в связи с недостаточным потреблением древесины на внутреннем и внешнем рынках.

Целевой показатель«Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда» в 2016 году (так же, как и в предыдущие годы) перевыполнен на 19,5 % и составил 25,7 % при плане в 21,5 %. Вместе с тем отмечается недопоступление в федеральный бюджет платежейот использования лесов в 2016 году на сумму 5 002,7 млн. рублей, что свидетельствует о нереалистичности плановых значений указанного показателя.

В ГП-29, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 399, плановые значения указанного показателя скорректированы в сторону увеличения и запланированы на 2017 год на уровне 25,6 %.

В ходе проверки по 6 показателям установлены факты несоответствия плановых и фактических значений годового отчета о реализации ГП-29 и форм отраслевого наблюдения (формы 1-полномочия) за 2016 год. Так, в соответствии с годовым отчетом по ГП-29 плановое и фактическое значения показателя «Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей на га» составили 21,5 рубля и 25,7 рубля соответственно, а согласно форме 1-полномочия – 22,46 рубля и 25,36 рубля соответственно.

Из 32 показателей (индикаторов) подпрограмм не достигнуты плановые значения 16 показателей (индикаторов) (50 %),из них по 3 показателямпричиной невыполнения указано сокращение объема финансирования. На выполнение ряда показателей ГП-29 оказали влияние изменения законодательства и нормативных правовых актов.

В 2016 году не было предусмотрено финансирование на приобретение противопожарной техники и оборудования.

Достижение показателя «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров» напрямую зависит от оперативности тушения лесных пожаров и обеспечения лесопожарной техникой. Согласно годовому отчету в 2016 году значения указанного показателя не были достигнуты в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Красноярский и Забайкальский края, Иркутская, Волгоградская, Амурская, Томская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

9.2.29.11. По данным Сводного годового доклада, из 18 контрольных событий, предусмотренных планом реализации ГП-29, выполнено 12 контрольных событий (66,7 % общего количества), не выполнено 6 контрольных событий (33,3 %). По оценке Счетной палаты, выполнено 11 контрольных событий (61,1 %), не выполнено 7 контрольных событий (38,9 %).

Согласно данным Сводного годового доклада из запланированных детальным планом-графиком на 2016 год 54 контрольных событий, исполнено в срок 43 (79,6 %), наступило позднее срока 2 (3,7 %), не наступило 9 (16,7 %).

По оценке Счетной палаты, выполнено 38 контрольных событий (70,3 %) (с учетом выполнения значений показателей, содержащихся в контрольных событиях), не выполнено 16 контрольных событий (29,7 %).

9.2.29.12.Информация о дебиторской задолженности по выданным авансам представлена в следующей таблице.

(млн. рублей)

Наименование Сумма задолженности, млн. рублей 2017 год  
 
на начало года на конец отчетного периода Отклонение Лимиты бюджетных обязательств на 01.07.2017 Кассовое исполнение на 01.07.2017  
всего из них: всего из них: всего из них:  
долго-сроч-ная прос-роче-нная долго-сроч-ная прос-роче-нная долго-сроч-ная прос-роче-нная  
Итого задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29, в том числе: 31,6 - 0,0 118,2 0,0 0,0 86,6 - 0,0 28 301,5 12 635,6  
Минприроды России 13,2 - - 4,5 - - -8,7 - - 55,2 6,8  
Рослесхоз, из них: 18,4 - 0,0 113,8 - - 95,3 - 0,0 28 246,2 12 628,8  
0407 2910190059 612 - - - 69,5 - - 69,5 - -      
0407 2940192796 244 - - - 15,5 - - 15,5 - - 547,2    

На 1 января 2016 года дебиторская задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29 в размере 31,6 млн. рублей сложилась по Рослесхозу, в основном в части субвенций на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений (40,2 %), и по Минприроды России в части закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (41,8 %).

Следует отметить, что по итогам 2016 года дебиторская задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29 увеличилась на 86,6 млн. рублей, или в 3,8 раза, и составила на 1 января 2017 года 118,2 млн. рублей. Рост обусловлен увеличением дебиторской задолженности на 95,4 млн. рублей по Рослесхозу, в том числе в части субсидий на иные цели – 69,5 млн. рублей, закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (софинансирование, связанное с реализацией соглашения с МБРР по проекту «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России») – 15,5 млн. рублей, субвенций – 2,2 млн. рублей.

9.2.29.13. Лимитыбюджетных обязательств на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по ГП-29 не предусмотрены.

9.2.29.14.Согласно годовому отчету о реализации ГП-29 основными факторами, повлиявшими на ее реализацию, являются:

резкое и слабо прогнозируемое негативное изменение климатических и погодных условий, особенно в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где площадь лесов особенно велика;

незапланированный рост числа пожаров потребовал изменения ресурсного обеспечения большей части мероприятий программы (в том числе перераспределения трудовых ресурсов);

возникновение пожаров на труднодоступных территориях Сибири и Дальнего Востока, с одной стороны, определило низкую степень контроля (недопущения перехода в крупные пожары) и снизило возможности тушения в первые сутки, с другой, потребовало применения большего числа сил и средств, чем планировалось ранее;

сокращение спроса на древесину и лесоматериалы на внутреннем рынке, произошли изменения цен на лесоматериалы на внешнем рынке, что в целом повлекло снижение объемов заготовки древесины и замедлило темпы роста показателей мероприятий по использованию лесов;

изменение (сокращение) параметров финансирования мероприятий.

Указанные риски были предусмотрены дополнительными обосновывающими материалами к ГП-29.

9.2.29.15.По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности ГП-29 составила 85,7 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего», которая определялась на основе оценки достижения плановых значений показателей ГП-29 (86,9 %, выше среднего), эффективности реализации основных мероприятий (94,1 %, выше среднего), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (94,2 %, выше среднего), эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %, выше среднего).В 2015 году, по оценке Минэкономразвития России,степень эффективности ГП-29 составила 84,2 %, что также соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего», которая определялась на основе оценки достижения 4 показателей: степени достижения плановых значений показателей ГП-29 (84,3 %, выше среднего), эффективности реализации основных мероприятий (94,4 %, выше среднего), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (88,5 %, ниже среднего), эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %, выше среднего).

По оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-29 в 2016 году соответствует уровню «Низкая степень эффективности»(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составляет 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 51,4 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 76,4 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 96,6 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой составляет 66,7 % (средний уровень). Дебиторская задолженность увеличилась на 0,3 % общего объема кассовых расходов по госпрограмме (средний уровень), ввод объектов в 2016 не предусмотрен. Таким образом, в рамках госпрограммы прирост объемов незавершенного строительства за 2016 год отсутствует.

По оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-29 в 2015 году соответствовала низкому уровню эффективности(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составлял 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2015 год по сравнению с 2014 годом составлял 43,2 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составлял 61,9 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составлял 95,3 % (средний уровень), уровень качества управления госпрограммой составлял 66,7 % (средний уровень). Прирост дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам отсутствовал (высокий уровень), ввод объектов в 2015 не был предусмотрен. Таким образом, в рамках госпрограммы прирост объемов незавершенного строительства за 2015 год отсутствовал.

Наши рекомендации