Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы
9.2.29.1. Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы (далее – ГП-29) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, которое признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318, утвердившим ее в новой редакции.
Ответственным исполнителем является Минприроды России, соисполнителем – Рослесхоз, участники не предусмотрены.
9.2.29.2.В 2016 году изменения в основные параметры ГП-29 не вносились. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 1000 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы.
Реализация ГП-29 в 2016 году осуществлялась в разрезе основных мероприятий по 4 подпрограммам, а финансирование основных мероприятий ГП-29 - на основе проекта ее новой редакции, которая не была утверждена и включала в себя 2 подпрограммы.
Таким образом, отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год в части ГП-29 сформирован по двум подпрограммам, а годовой отчет о реализации ГП-29, подготовленный Минприроды России в разрезе финансового обеспечения и целевых показателей, представлен в прежнем формате, при этом сведения о реализации основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий сформированы по 2 подпрограммам.
9.2.29.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования
Цель и задачи ГП-29 в основном соответствуют стратегическим приоритетам государственной политики в области лесных отношений, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года.
В редакции, действовавшей в 2016 году, в ГП-29 включены целевые показатели, косвенно влияющие на достижение показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596.
9.2.29.4. В основном состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями ГП-29 и ее подпрограмм.
В ГП-29 утверждено 5 целевых показателей (индикаторов) и 32 показателя (индикатора) подпрограмм.
При этом по 9 целевым показателям (индикаторам) их значения не предусматривают наличие положительной динамики, что не обеспечивает возможность оценить достижение цели и решение задач ГП-29.
Ряд значений целевых показателей, по мнению Счетной палаты, представляется недостижимым. Так, отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины планируется увеличить к 2020 году до 50 % относительно уровня 2012 года.
Плановые значения указанного показателя в ГП-29, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 399, сокращены на 2016 – 2020 годы (к 2020 году планируется на уровне 34,1 %) относительно значения, установленного в ГП-29, действующей в 2016 году, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (к 2020 году – 50 %), что приблизило значение показателя к фактическим результатам его достижения в предыдущие периоды.
Значения ряда целевых показателей (индикаторов) ГП-29 не соответствуют значениям объема, предусмотренным в государственных заданиях на оказание государственных работ (услуг). Так, в ходе проверки установлено несоответствие плановых значенийцелевого показателя «Формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений» в ГП-29 объемам работ, предусмотренным в государственном задании, доведенном Рослесхозом в 2016 году до подведомственного ФБУ «Рослесозащита». Запланированный объем государственных работ по формированию и хранению федерального фонда семян лесных растений составлял 15 142 кг, а плановое значение по указанному показателю в ГП-29 - 11,7 тонны.
По результатам проверки установлены факты недостоверности фактических значений по выполнению государственного задания, отраженных Минприроды России в годовом отчете о реализации ГП-29. Так, по государственной работе «Проведение прикладных научных исследований», доведенной Рослесхозом до подведомственного ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства» в годовом отчете о реализации ГП-29 указано плановое значение 25, фактическое - 21, в отчете о выполнении государственного задания план – 25, факт – 25. По государственной работе «Административное обеспечение деятельности организации» (проведение мониторинга; воспроизводство и использование природных ресурсов), выполняемой ФГБУ «Рослесинфорг», в годовом отчете о реализации ГП-29 указано плановое значение 1, фактическое - 1, в отчете о выполнении государственного задания план – 4, факт – 4. Недостоверна также информация о выполнении государственной работы «Выполнение работ по лесному семеноводству», выполняемой ФБУ «Рослесозащита»: в годовом отчете о реализации ГП-29 представлена информация о фактическом исполнении государственного задания в объеме 15 142,0 кг, а в соответствии с отчетом о выполнении государственного задания фактическое значение составило 12 290,0 кг.
9.2.29.5. В ГП-29 отсутствует межотраслевая взаимоувязка с другими госпрограммами.
Вместе с тем на достижение целей и решение задач подпрограммы «Обеспечение использования лесов» ГП-29 оказывает влияние подпрограмма «Лесопромышленный комплекс» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ответственный исполнитель - Минпромторг России), реализация мероприятий которой должна способствовать решению задач и достижению целей в части повышения конкурентоспособности российской лесной промышленности.
9.2.29.6.Реализация ГП-29 в 2016 году осуществлялась на основании плана реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов ГП-29, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 1512-р (далее – план реализации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г.
№ 2504-р в план реализации внесены изменения, касающиеся включения 3 новых контрольных событий (2 – по Минприроды России и 1 – по Рослесхозу), корректировки одного контрольного события (Рослесхоз) и уточнения (в сторону уменьшения) 10 значений показателей, содержащихся в контрольных событиях (Рослесхоз).
План реализации госпрограммы сформирован по 4 подпрограммам и не соответствует структуре бюджетных ассигнований, утвержденной по ГП-29 Федеральным законом № 359-ФЗ (2 подпрограммы).
Детальный план-график реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и
2016 годов ГП-29 (в новой редакции) утвержден приказом Минприроды России от 27 декабря 2016 г. № 681.
В нарушение пункта 29 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582, в план реализации и детальный план-график внесены изменения в последнем квартале 2016 года.
9.2.29.7.Сведения о финансовом обеспечении ГП-29 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма | Источник финансового обеспечения | Предусмотрено ГП* | Фактические расходы | Отклонение (гр.4 – гр.3) | % отклонения |
ГП-29 | всего | 61 782,2 | 58 518,8 | -3 263,4 | - 5,3 |
федеральный бюджет | 29 042,7 | 26 825,4 | -2 217,3 | - 7,6 | |
консолидированные бюджеты субъектов РФ | 8 434,9 | 11 231,1 | + 2 796,2 | + 133,2 | |
юридические лица | 16 204,5 | 14 828,1 | - 1 376,4 | - 8,5 | |
внебюджетные источники | 8 100,1 | 5 634,2 | - 2 465,9 | - 30,4 |
*По данным Сводного годового доклада.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-29 за счет федерального бюджета на 2016 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 32 116,1 млн. рублей, что на 4 597,7 млн. рублей, или на 14,3 %, больше ассигнований, установленных Федеральным законом
№ 359-ФЗ (с изменениями) (27 518,4 млн. рублей).
В соответствии со сводной бюджетной росписью на 1 января 2017 года финансовое обеспечение ГП-29 составило 27 756,3 млн. рублей, что на 4 359,8 млн. рублей, или на 13,6 %, меньше, чем в паспорте ГП-29.
Анализ данных таблицы свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий ГП-29 за счет внебюджетных источников, который составил 69,6 % предусмотренного объема, и за счет средств юридических лиц, который составил 91,5 %.
В то же время исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 1,3 раза превысило запланированный уровень. Так, при оценке привлечения указанных средств в сумме 8 434,9 млн. рублей было фактически использовано на мероприятия ГП-29 11 231,1 млн. рублей. Преимущественно средства бюджетов субъектов Российской Федерации были привлечены на реализацию мероприятия 4.5 «Обеспечение исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации» в целях организации на региональном уровне обеспечения управления реализацией мероприятий ГП-29 (исполнение составило 5 687,9 млн. рублей, что на 3 687,9 млн. рублей (в 2,8 раза) больше плановых значений расходов).
Аналогичная ситуация сложилась и за 2015 год. Так, финансирование мероприятий
ГП-29 за счет средств организацийсоставило 77,2 % предусмотренного объема, исполнение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысило запланированный уровень в 1,4 раза.
Данные факты свидетельствуют о недостаточном уровне планирования источников финансового обеспечения ГП-29 при ее формировании.
Вместе с тем, как показывают проверки, имеют место факты несоответствия объемов финансового обеспечения мероприятий ГП-29 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, согласованных Рослесхозом при формировании бюджетных ассигнований на 2016 год субъектам Российской Федерации, объемам, утвержденных в законах о бюджетах субъектов Российской Федерации.
Так, в 2016 году Рослесхозом было согласовано на 2017 год финансирование мероприятий ГП-29 в целях обеспечения переданных полномочий в области лесных отношений за счет средств бюджета Московской области в размере 1 355,6 млн. рублей. Вместе с тем в законе Московской области от 26 декабря 2016 г. № 175/2016-ОЗ «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства на указанные цели не предусмотрены.
9.2.29.8.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-29 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.
(млн. рублей)
ГП-29 | Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) | Сводная бюджетная роспись с изменениями | Исполнено | % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями | |
Расходы по ГП-29, всего | 32 116,1 | 27 518,4 | 27 756,3 | 26 825,4 | 96,6 |
в том числе: | |||||
Минприроды России | 58,4 | 47,6 | 60,6 | 50,2 | 82,8 |
в % к итогу | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | х |
Рослесхоз | 32 057,7 | 27 470,9 | 27 695,7 | 26 775,2 | 96,7 |
в % к итогу | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | х |
В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-29 осуществляли 2 главных распорядителя бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-29 приходится на Рослесхоз (99,8 % показателя сводной росписи с изменениями).
В 2016 году, как и в 2015 году, отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета по Минприроды России – 82,8 % (в 2015 году – 73,8 %). Рослесхоз исполнил расходы на уровне 96,7 % показателя сводной бюджетной росписи (в 2015 году – 95,3 %).
Рослесхоз, являясь основным исполнителем мероприятий ГП-29, предоставляет субъектам Российской Федерации субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Доля указанных межбюджетных трансфертов на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в рамках реализации ГП-29 в 2016 году составила около 80 % общей суммы расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограммы.
9.2.29.9. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-29, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-29, а также уровень исполнения ГП-29 представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма/ подпрограммы | ГП-29 | Федеральный закон № 359-ФЗ (первоначальный) | Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) | Отклонение (гр.4-гр.2) | Сводная бюджетная роспись с изменением | Отклонение (гр.6-гр.2) | Исполнено | Не исполнено | % исполнения (гр.8/гр.6) |
ГП-29 | 32 116,1 | 29 042,7 | 27 518,4 | -4 597,7 | 27 756,3 | - 4 359,8 | 26 825,4 | 930,9 | 96,6 |
В структуре Федерального закона № 359 | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Подпрограмма 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» | х | 24 586,6 | 23 311,0 | х | 23 727,3 | х | 23 566,5 | 160,8 | 99,3 |
Подпрограмма 4 «Стратегическое управление лесным хозяйством» | х | 4 456,1 | 4 207,4 | х | 4 029,0 | х | 3 258,9 | 770,1 | 80,9 |
В структуре, утвержденной ГП-29* | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Подпрограмма 1 «Охрана и защита лесов» | 9 083,5 | х | х | х | 7 942,5 | - 1 141,0 | 7 942,5 | 0,0 | |
Подпрограмма 2 «Обеспечение использования лесов» | 2 928,5 | х | х | х | 2 110,9 | - 827,6 | 2 110,9 | 0,0 | |
Подпрограмма 3 «Воспроизводство лесов» | 3 175,9 | х | х | х | 2 267,9 | - 908,0 | 2 267,9 | 0,0 | |
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» | 16 928,1 | х | х | х | 15 435,0 | - 1 493,1 | 14 504,1 | 930,9 | 94,0 |
* Графы 6 и 8 содержат данные годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы таблица 20 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию государственной программы».
Федеральным законом № 359-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-29 утверждены в объеме 29 042,7 млн. рублей, что на 3 073,4 млн. рублей, или 9,6 %, меньше утвержденных госпрограммой бюджетных ассигнований.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-29 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ, показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что федеральными законами о федеральном бюджете в рамках реализации ГП-29 в 2015 - 2016 годах предусматривались бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение двух подпрограммам: подпрограммы 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и подпрограммы 2 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» (в 2015 году) / «Стратегическое управление лесным хозяйством» (в 2016 году), несмотря на то, что ГП-29 состояла из 4 подпрограмм. При этом мониторинг достижения значений ее целевых показателей (индикаторов) проводился по 4 подпрограммам. Мониторинг реализации основных мероприятий ГП-29 в 2015 году проводился в разрезе 4 подпрограмм, в 2016 году – в разрезе 2.
В годовом отчете о реализации ГП-29 сведения об исполнении сводной бюджетной росписи в разрезе основных мероприятий не соответствуют по структуре Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н и Федеральному закону № 359-ФЗ.
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-29 увеличены на 0,9 % по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2016 год по ГП-29 составило 26 825,4 млн. рублей, что на 930,9 млн. рублей, или на 3,3 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2015 год – недовыполнение 4,7 %), в том числе: по подпрограмме 1 «Охрана и защита лесов» - 7 942,5 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 2,7 %), по подпрограмме 2 «Обеспечение использования лесов» - 2 110,9 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 0 %), по подпрограмме 3 «Воспроизводство лесов» - 2 267,9 млн. рублей (недовыполнение 0 %, в 2015 году – 0 %), по подпрограмме 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» -14 504,1 млн. рублей (недовыполнение – 6 %, в 2015 году – 7,1 %).
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено, как и в 2015 году, низким уровнем исполнения расходов на реализацию соглашения с МБРР по проекту «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России», выполняемому в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации» (не исполнено 657,8 млн. рублей) и неисполнением в полном объеме субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений (не исполнено 160,8 млн. рублей).
9.2.29.10.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов)
ГП-29 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.
Госпрограмма/ подпрограммы | Целевые показатели (индикаторы) (количество)* | Уровень отклонения Федерального закона № 359-ФЗ (первоначального) к ГП-29** | Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-29 | Исполнено в % к | |||
план | фактическое выполнение | % (гр.3/гр.2) | сводной бюджетной росписи с изменениями | объему, преду-смотренному в ГП-29 | |||
ГП-29 | 20,0 | 90,4 | 86,4 | 96,7 | 83,5 | ||
Подпрограмма 1 «Охрана и защита лесов» | 30,0 | 87,4 | 87,4 | ||||
Подпрограмма 2 «Обеспечение использования лесов» | 42,9 | 72,1 | 72,1 | ||||
Подпрограмма 3 «Воспроизводство лесов» | 50,0 | 71,4 | 71,4 | ||||
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» | 85,7 | 91,2 | 94,0 | 85,7 | |||
Всего | 45,9 | 90,4 | 86,4 | 96,7 | 83,5 |
* По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.
** В 2016 году финансирование госпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществлялось на основе проекта новой редакции госпрограммы, в соответствии с которой структура ГП-29 скорректирована посредством укрупнения подпрограмм: вместо 4 подпрограмм бюджетные ассигнования предусмотрены по 2 подпрограммам.
В 2016 году плановые значения на 2016 год установлены по всем 37 показателям, фактические значения представлены по 37 показателям (100 %).
Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-29 и подпрограмм составил 45,9 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-29 составило 20 %) при уменьшениисводной бюджетной росписьюбюджетных ассигнований на 13,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29.
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 1 «Охрана и защита лесов» составило 30 %при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 12,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 100 %).
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 2 «Обеспечение использования лесов» составило 42,9 %при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 27,9 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 100 %).
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 3 «Воспроизводство лесов» составило 50 %при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 28,6 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 100 %).
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 4 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» составило 85,7 % при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 8,8 %по сравнению с утвержденными в ГП-29 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 94 %).
Анализ свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между уровнем исполнения показателей (индикаторов) ГП-29 и изменением объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью.
Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-29 представлен в следующей таблице.
Показатель (единица измерения) | ГП | Фактическое выполнение | % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3) | Справочно: 2015 год факт |
Объем бюджетных ассигнований ГП-29(млн. рублей) | 32 116,1 | 27 756,3* | 86,4 | |
26 825,4 | 83,5 | |||
Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (процентов) | 0,148 | 0,177 | 83,6 | 0,174 |
Лесистость территории Российской Федерации (процентов) | 46,6 | 46,4 | 99,6 | 46,5 |
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (процентов) | 70,54 | 70,4 | 99,8 | 70,54 |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (рублей на га) | 21,5 | 25,7 | 119,5 | 23,1 |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (процентов) | 39,0 | 30,4 | 77,9 | 29,3 |
* Показатель сводной бюджетной росписи.
** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр.2/гр.3.
Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр.3/гр.2.
Согласно данным Сводного годового доклада из 5 основных показателей (индикаторов) ГП-29 плановые значения были выполнены по 1 показателю (20 %).
Согласно Сводному годовому докладу плановое значение показателя «Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда» не достигнуто (план – 0,148 %, факт – 0,177 %) в связи с сокращением объема финансирования на 10 %.
Плановое значение показателя «Лесистость территории Российской Федерации» не достигнуто (план – 46,6 %, факт – 46,4 %)в результате уменьшения площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда по причине рубки лесных насаждений и гибели лесов от пожаров.
Плановое значение показателя «Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда» не достигнуто(план – 70,54 %, факт – 70,4 %) в результате исключения из расчета ценных насаждений лиственных пород в многолесных регионах.
Плановое значение показателя «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины» не достигнуто
(план – 39 %, факт – 30,4 %)в связи с недостаточным потреблением древесины на внутреннем и внешнем рынках.
Целевой показатель«Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда» в 2016 году (так же, как и в предыдущие годы) перевыполнен на 19,5 % и составил 25,7 % при плане в 21,5 %. Вместе с тем отмечается недопоступление в федеральный бюджет платежейот использования лесов в 2016 году на сумму 5 002,7 млн. рублей, что свидетельствует о нереалистичности плановых значений указанного показателя.
В ГП-29, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 399, плановые значения указанного показателя скорректированы в сторону увеличения и запланированы на 2017 год на уровне 25,6 %.
В ходе проверки по 6 показателям установлены факты несоответствия плановых и фактических значений годового отчета о реализации ГП-29 и форм отраслевого наблюдения (формы 1-полномочия) за 2016 год. Так, в соответствии с годовым отчетом по ГП-29 плановое и фактическое значения показателя «Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей на га» составили 21,5 рубля и 25,7 рубля соответственно, а согласно форме 1-полномочия – 22,46 рубля и 25,36 рубля соответственно.
Из 32 показателей (индикаторов) подпрограмм не достигнуты плановые значения 16 показателей (индикаторов) (50 %),из них по 3 показателямпричиной невыполнения указано сокращение объема финансирования. На выполнение ряда показателей ГП-29 оказали влияние изменения законодательства и нормативных правовых актов.
В 2016 году не было предусмотрено финансирование на приобретение противопожарной техники и оборудования.
Достижение показателя «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров» напрямую зависит от оперативности тушения лесных пожаров и обеспечения лесопожарной техникой. Согласно годовому отчету в 2016 году значения указанного показателя не были достигнуты в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Красноярский и Забайкальский края, Иркутская, Волгоградская, Амурская, Томская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).
9.2.29.11. По данным Сводного годового доклада, из 18 контрольных событий, предусмотренных планом реализации ГП-29, выполнено 12 контрольных событий (66,7 % общего количества), не выполнено 6 контрольных событий (33,3 %). По оценке Счетной палаты, выполнено 11 контрольных событий (61,1 %), не выполнено 7 контрольных событий (38,9 %).
Согласно данным Сводного годового доклада из запланированных детальным планом-графиком на 2016 год 54 контрольных событий, исполнено в срок 43 (79,6 %), наступило позднее срока 2 (3,7 %), не наступило 9 (16,7 %).
По оценке Счетной палаты, выполнено 38 контрольных событий (70,3 %) (с учетом выполнения значений показателей, содержащихся в контрольных событиях), не выполнено 16 контрольных событий (29,7 %).
9.2.29.12.Информация о дебиторской задолженности по выданным авансам представлена в следующей таблице.
(млн. рублей)
Наименование | Сумма задолженности, млн. рублей | 2017 год | ||||||||||
на начало года | на конец отчетного периода | Отклонение | Лимиты бюджетных обязательств на 01.07.2017 | Кассовое исполнение на 01.07.2017 | ||||||||
всего | из них: | всего | из них: | всего | из них: | |||||||
долго-сроч-ная | прос-роче-нная | долго-сроч-ная | прос-роче-нная | долго-сроч-ная | прос-роче-нная | |||||||
Итого задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29, в том числе: | 31,6 | - | 0,0 | 118,2 | 0,0 | 0,0 | 86,6 | - | 0,0 | 28 301,5 | 12 635,6 | |
Минприроды России | 13,2 | - | - | 4,5 | - | - | -8,7 | - | - | 55,2 | 6,8 | |
Рослесхоз, из них: | 18,4 | - | 0,0 | 113,8 | - | - | 95,3 | - | 0,0 | 28 246,2 | 12 628,8 | |
0407 2910190059 612 | - | - | - | 69,5 | - | - | 69,5 | - | - | |||
0407 2940192796 244 | - | - | - | 15,5 | - | - | 15,5 | - | - | 547,2 |
На 1 января 2016 года дебиторская задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29 в размере 31,6 млн. рублей сложилась по Рослесхозу, в основном в части субвенций на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений (40,2 %), и по Минприроды России в части закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (41,8 %).
Следует отметить, что по итогам 2016 года дебиторская задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-29 увеличилась на 86,6 млн. рублей, или в 3,8 раза, и составила на 1 января 2017 года 118,2 млн. рублей. Рост обусловлен увеличением дебиторской задолженности на 95,4 млн. рублей по Рослесхозу, в том числе в части субсидий на иные цели – 69,5 млн. рублей, закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (софинансирование, связанное с реализацией соглашения с МБРР по проекту «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России») – 15,5 млн. рублей, субвенций – 2,2 млн. рублей.
9.2.29.13. Лимитыбюджетных обязательств на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по ГП-29 не предусмотрены.
9.2.29.14.Согласно годовому отчету о реализации ГП-29 основными факторами, повлиявшими на ее реализацию, являются:
резкое и слабо прогнозируемое негативное изменение климатических и погодных условий, особенно в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где площадь лесов особенно велика;
незапланированный рост числа пожаров потребовал изменения ресурсного обеспечения большей части мероприятий программы (в том числе перераспределения трудовых ресурсов);
возникновение пожаров на труднодоступных территориях Сибири и Дальнего Востока, с одной стороны, определило низкую степень контроля (недопущения перехода в крупные пожары) и снизило возможности тушения в первые сутки, с другой, потребовало применения большего числа сил и средств, чем планировалось ранее;
сокращение спроса на древесину и лесоматериалы на внутреннем рынке, произошли изменения цен на лесоматериалы на внешнем рынке, что в целом повлекло снижение объемов заготовки древесины и замедлило темпы роста показателей мероприятий по использованию лесов;
изменение (сокращение) параметров финансирования мероприятий.
Указанные риски были предусмотрены дополнительными обосновывающими материалами к ГП-29.
9.2.29.15.По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности ГП-29 составила 85,7 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего», которая определялась на основе оценки достижения плановых значений показателей ГП-29 (86,9 %, выше среднего), эффективности реализации основных мероприятий (94,1 %, выше среднего), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (94,2 %, выше среднего), эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %, выше среднего).В 2015 году, по оценке Минэкономразвития России,степень эффективности ГП-29 составила 84,2 %, что также соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего», которая определялась на основе оценки достижения 4 показателей: степени достижения плановых значений показателей ГП-29 (84,3 %, выше среднего), эффективности реализации основных мероприятий (94,4 %, выше среднего), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (88,5 %, ниже среднего), эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %, выше среднего).
По оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-29 в 2016 году соответствует уровню «Низкая степень эффективности»(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составляет 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 51,4 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 76,4 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 96,6 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой составляет 66,7 % (средний уровень). Дебиторская задолженность увеличилась на 0,3 % общего объема кассовых расходов по госпрограмме (средний уровень), ввод объектов в 2016 не предусмотрен. Таким образом, в рамках госпрограммы прирост объемов незавершенного строительства за 2016 год отсутствует.
По оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-29 в 2015 году соответствовала низкому уровню эффективности(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составлял 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2015 год по сравнению с 2014 годом составлял 43,2 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составлял 61,9 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составлял 95,3 % (средний уровень), уровень качества управления госпрограммой составлял 66,7 % (средний уровень). Прирост дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам отсутствовал (высокий уровень), ввод объектов в 2015 не был предусмотрен. Таким образом, в рамках госпрограммы прирост объемов незавершенного строительства за 2015 год отсутствовал.