Госпрограмма «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
9.2.23.1.Госпрограмма «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (далее –
ГП-23) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2015 г. № 157, от 17 июня 2015 г. № 602, от 21 октября 2016 № 1083).
Срок реализации: 2011 – 2020 годы.
Ответственным исполнителем ГП-23 является Минкомсвязь России, соисполнителями – Россвязь и Роспечать, участников – 15.
9.2.23.2.Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2016 г. № 1083 внесены изменения в ГП-23 в части выделения Минкомсвязи России средств федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету Красноярского края в 2016 году на софинансирование мероприятий в рамках подготовки XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске в размере 286,0 млн. рублей.
Количественные и качественные показатели (индикаторы) ГП-23 в 2016 году не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 1589 внесены изменения, в том числе в наименования и целевые значения показателей (индикаторов) ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы», входящих в состав ГП-23. В паспорт ГП-23 в 2016 году соответствующие изменения ответственным исполнителем не вносились, целевые значения показателей (индикаторов) ФЦП на 2016 год не предусмотрены.
При рассмотрении изменений в паспорт ГП-23, предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313», Счетной палатой отмечалось, что ряд целевых показателей (индикаторов) ГП-23, подпрограмм и ФЦП не в полной мересоответствовал требованиям пункта 25.1 Методических указаний Минэкономразвития России в связи с отсутствием либо отрицательной динамикой их значений (письмо от 4 марта 2016 г. № 01-578/02/1-03).
Так, подпрограмма 2 «Информационная среда» содержала показатель «Тираж печатных СМИ, которым оказывается господдержка», плановой значение которого 1 311,6 тыс. экземпляров с 2013 по 2020 годы; показатель «Количество поддержанных социально значимых мероприятий в сфере периодической печати, книгоиздания и полиграфии», плановое значение которого ухудшается с 2015 по 2020 годы со 150 до 80 единиц; подпрограмма 4 «Информационное государство» - показатель «Количество экспертиз документов по вопросам информатизации органов государственной власти, в том числе в части региональной информатизации», значение которого представлено только по 2016 году – 11780 штук.
Кроме того, в нарушение пункта 16.7 Методических указаний Минэкономразвития России в материалах к проекту постановления отсутствовала оценка степени влияния дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) ГП-23 и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП.
9.2.23.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования
В ГП-23 отсутствуют показатели (индикаторы), отражающие степень обеспечения различных сфер экономики качественными информационными технологиями, в соответствии с целями Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г.
№ 2036-р.
Сохраняется риск недостижения целевого индикатора «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств», установленного Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года на уровне 90 %в 2016 году, соответствующим показателем госпрограммы в связи с низкой динамикой исполнения (план 90 %, факт – 70,7 % в 2016 году, факт – 66,7 %в 2015 году).
9.2.23.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями
ГП-23 в целом сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.
В ГП-23 утверждены 6 целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы и 21 показатель (индикатор) на уровне подпрограмм, по ФЦП«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» плановые значения целевых показателей (индикаторов) паспортом госпрограммы на 2016 год не предусмотрены.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 1589 предусмотрены плановые значения по 10 целевым показателям (индикаторам) ФЦП«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» на 2016 год. При этом не установлены плановые значения на 2016 год у 4 показателей, в том числе у показателя «Численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием» и у подпоказателей «а», «в», «д» показателя 10 «Количество введенных в эксплуатацию (ежегодно):».
9.2.23.5. Анализ межотраслевой взаимоувязки ГП-23 с другими госпрограммамипоказал, что на достижение целей и решение задач ГП-23 оказывает влияние госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Вместе с тем в ГП-23 указанная взаимосвязь отсутствует.
Так, в 2016 году была завершена работа по прокладке подводной волоконно-оптической линии связи Магадан - Сахалин - Камчатка (далее - ПВОЛС). Общая протяженность подводной волоконно-оптической линии связи составила около 1700 км, максимальная пропускная способность линии связи - до 8 Тбит/с. Ввод указанной подводной волоконно оптической линии связи в коммерческую эксплуатацию позволил обеспечить современными услугами связи жителей регионов Дальнего Востока, при этом стоимость предоставления услуг связи снизилась (стоимость услуг доступа к сети Интернет в Магаданской области упала в 3-4 раза), а также уменьшилась зависимость Магаданской области от спутниковых каналов связи и соответственно увеличилась скорость доступа к сети Интернет.
9.2.23.6.Реализация ГП-23 в 2016 году осуществлялась на основании плана реализации госпрограммы в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля2014г. №1441-р, в которое внесены изменения распоряжениями Правительства Российской Федерации от 9 декабря2015г. №2512-р и от 28июля2016г.№1606-р.
Детальный план-график утвержден приказом Минкомсвязи России от 28 декабря 2015 г. № 600, в который внесены изменения приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2016 г. № 726.
Следует отметить неравномерность распределения контрольных событий в течение года. Так, согласно данным Сводного годового доклада на IV квартал 2016 года приходится срок наступления 41 контрольного события (57,7 %) из 71 контрольного события плана реализации ГП-23.
9.2.23.7.Сведения о финансовом обеспечении ГП-23 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма | Источник финансового обеспечения | Предусмотрено ГП* | Фактические расходы | Отклонение (гр.4 – гр.3) | % отклонения |
ГП-23 | всего | 128 168,7* | 117 069,7* | -11 099,0 | 91,3 |
федеральный бюджет | 91 544,2 | 110 824,2 | 19 280,0 | 121,1 | |
консолидированные бюджеты субъектов РФ | 636,5* | 1,7* | -634,8 | 0,3 | |
юридические лица | 4 730,6* | 6 243,8* | 1 513,2 | 132,0 |
*По данным Сводного годового доклада.
Анализ данных об исполнении расходов за 2016 год за счет всех источников финансирования ГП-23 показал, что паспортом ГП-23 предусмотрена реализация мероприятий только за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 1589 предусмотрено финансирование мероприятий ФЦП в 2016 году (строительство наземных сетей цифрового телевизионного вещания и создание многофункциональных космических аппаратов, в том числе для телерадиовещания) за счет внебюджетных источников в объеме 11 735,4 млн. рублей.
По данным Сводного годового доклада, отмечается крайне низкий уровень финансирования мероприятий ГП-23 за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который составил 0,3 % предусмотренного объема в 2016 году (в 2015 году - 82 %). В 2016 году финансирование мероприятий за счет средств организацийсоставило 132 %.
Данные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения ГП-23 при ее формировании.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-23 на 2016 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 91 544,2 млн. рублей, что на 31 257,4 млн. рублей, или на 25,5 %, меньше ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ (в первоначальной редакции) (122 801,6 млн. рублей).
В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-23, составили: в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 111 330,2 млн. рублей, что на 19 786,0 млн. рублей, или на 21,6 %, больше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-23 на 2016 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2016 г. – 111 588,5 млн. рублей, что на 20 044,3 млн. рублей, или на 21,9 %, больше, чем в паспорте ГП-23.
9.2.23.8.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-23 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.
млн. рублей)
ГП-23 | Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) | Сводная бюджетная роспись с изменениями | Исполнено | % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями | |
Расходы по ГП-23, всего | 91 544,2 | 111 330,2 | 111 588,5 | 110 824,2 | 99,3 |
в том числе: | |||||
Роспечать | 48 428,8 | 72 059,7 | 71 674,3 | 71 589,50 | 99,9 |
в % к итогу | 52,9 | 64,7 | 64,2 | 64,6 | х |
Россвязь | 14 019,7 | 11 086,9 | 11 106,3 | 11 104,80 | 100,0 |
в % к итогу | 15,3 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | х |
Роскомнадзор | 11 082,6 | 8 927,4 | 9 328,6 | 9 310,10 | 99,8 |
в % к итогу | 12,1 | 8,0 | 8,4 | 8,4 | х |
ФМС России | 7 746,0 | 4 970,1 | - | - | |
в % к итогу | 8,5 | 4,5 | х | х | |
Минкомсвязь России | 8 362,7 | 14 363,3 | 14 838,2 | 14 404,10 | 97,1 |
в % к итогу | 9,1 | 12,9 | 13,3 | 13,0 | х |
Другие участники | 1 904,40 | -77,2 | 4 641,1 | 4 415,70 | 95,1 |
в % к итогу | 2,1 | 4,2 | 4,0 | х |
В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-23 осуществляли 16 главных распорядителей бюджетных средств, в том числе Росаккредитация, которая не является участником ГП-23 (бюджетные ассигнования в размере 35,9 млн. рублей утверждены Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ (с изменениями).
Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-23 приходится на Роспечать (64,2 % показателя сводной росписи с изменениями), Россвязь (10 %), Минкомсвязь России – (10,6 %).
Сохраняется низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Минкомсвязи России (97,1 %, в 2015 году – 98,7 %).
9.2.23.9. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-23, о федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-23, а также уровень исполнения ГП-23 представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма/ подпрограммы | ГП-23 | Федераль-ный закон № 359-ФЗ (первона-чальный) | Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) | Отклоне-ние (гр.4-гр.2) | Сводная бюджетная роспись с изменением | Отклонение (гр.6-гр.2) | Исполнено | Не исполнено | % исполнения (гр.8/гр.6) |
ГП-23 | 91 544,20 | 122 801,6 | 111 330,2 | 19 786,0 | 111 588,5 | 20 044,3 | 110 824,2 | 764,3 | 99,3 |
Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» | 14 507,10 | 15 043,6 | 14 556,7 | 49,6 | 14 935,0 | 427,9 | 14 796,5 | 138,5 | 99,1 |
Подпрограмма 2 «Информационная среда» | 48 251,40 | 67 942,6 | 63 136,6 | 14 885,2 | 63 303,1 | 15 051,7 | 63 235,7 | 67,4 | 99,9 |
Подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» | 11 701,40 | 10 154,3 | 9 248,9 | -2 452,5 | 9 556,6 | -2 144,8 | 9 520,8 | 35,8 | 99,6 |
Подпрограмма 4 «Информационное государство» | 17 084,30 | 19 938,9 | 15 638,1 | -1 446,2 | 15 502,1 | -1 582,2 | 14 982,2 | 519,9 | 96,6 |
Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» | - | 9 722,2 | 8 750,0 | - | 8 291,6 | - | 8 289,0 | 2,6 | 99,9 |
Федеральным законом № 359-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-23 утверждены в объеме 122 801,6 млн. рублей, что на 31 257,4 млн. рублей, или на 34,1 %, больше утвержденных госпрограммой бюджетных ассигнований.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-23 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведенов соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», и показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-23 увеличены на 0,2 % по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями). Кассовое исполнение расходов составило 110 824,2 млн. рублей, что на 0,7 % меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2015 год – недовыполнение 0,2 %), в том числе: по подпрограмме 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» – 14 796,5 млн. рублей (недовыполнение 0,9 %, в 2015 году – 0,1 %); по подпрограмме 2 «Информационная среда» – 63 235,7 млн. рублей (недовыполнение 0,1 %, в 2015 году – 0,1 %); по подпрограмме 3 «Безопасность в информационном обществе» - 9 520,8 млн. рублей (недовыполнение 0,4 %, в 2015 году – 0,1 %); по подпрограмме 4 «Информационное государство» – 14 982,2 млн. рублей (недовыполнение 3,4 %, в 2015 году – 0,9 %); по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы» – 8 289,0 млн. рублей (недовыполнение 0,1 %, в 2015 году – 0,1 %).
По данным Минкомсвязи России, основным фактором, оказывающим существенное влияние на ход реализации ГП-23, является рост инфляционных ожиданий и показателей инфляции.
9.2.23.10.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов) ГП-23 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.
Госпрограмма/ подпрограммы | Целевые показатели (индикаторы) (количество)* | Уровень отклонения Федерального закона № 359-ФЗ (первоначаль- ного) к ГП-23 | Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-23 | Исполнено в % к | |||
план | фактическое выполнение | % (гр.3/гр.2) | сводной бюджетной росписи с изменениями | объему, предусмотренному в ГП-23 | |||
ГП-23 | 33,3 | 134,1 | 121,9 | 99,3 | 121,1 | ||
Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» | 50,0 | 103,7 | 102,9 | 99,1 | 102,0 | ||
Подпрограмма 2 «Информационная среда» | 140,8 | 131,2 | 99,9 | 131,1 | |||
Подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» | 50,0 | 86,8 | 81,7 | 99,6 | 81,4 | ||
Подпрограмма 4 «Информационное государство» | 25,0 | 116,7 | 90,7 | 96,6 | 87,7 | ||
Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» | 99,9 | ||||||
Всего | 62,2 | 134,1 | 121,9 | 99,3 | 121,1 |
*В таблицу не включены показатели, по которым отсутствуют плановые и (или) фактические значения, а также фактические значения которых носят предварительный характер или приравнены к плановым. По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.
Согласно данным годового отчета по ГП-23, направленного письмом Минкомсвязи России от 25 апреля 2017 г. № ДА-П8-074-97-83 в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития Российской Федерации и Минфин России из 38 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2016 год установлены по 37 показателям, фактические значения представлены по 26 показателям (70,3 %).
При этом согласно данным годового отчета по ГП-23, размещенным на портале государственных программ Российской Федерации, из 45 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2016 год установлены по 40 показателям. У ряда показателей не указаны фактические значения за 2015 год.
Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-23, подпрограмм и ФЦП составил 62,2 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-23 составило 33,3 %) при увеличении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 21,9 %по сравнению с утвержденными в ГП-23. При этом отсутствуютплановые и (или) фактические значения по 12 из 38 показателей (индикаторов) ГП-23.
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» составило 50 %при увеличении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 2,9 % по сравнению с утвержденными в ГП-23 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 99,1 %).
Анализ свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между уровнем исполнения показателей (индикаторов) ГП-23 и изменением объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью.
Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-23 представлен в следующей таблице.
Показатель (единица измерения) | ГП | Фактическое выполнение | % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3)** | Справочно: 2015 год факт |
Объем бюджетных ассигнований ГП-23 (млн. рублей) | 91 544,2 | 111 588,5* | 121,9 | 121 795,2* |
110 824,2 | 121,1 | 121 569,0 | ||
Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий | в числе 10 ведущих стран | - | - | - |
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (%) | 51,3 | 102,6 | 99,0 | |
Доля населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по соображениям безопасности, в общей численности населения (%) | 0,5 | в 10 раз | в 17,5 раз | |
Степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития (единицы) | - | - | - | |
Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств (%) | 72,8 | 70,3 | 96,6 | 97,9 |
Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» (тыс. единиц) | 401,5 | - | - | 65,4 |
* Показатель сводной бюджетной росписи.
** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений – гр.2/гр.3.
Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений – гр.3/гр.2.
Согласно данным Сводного годового доклада из 6 основных показателей (индикаторов) ГП-23 плановые значения были выполнены только по 2, по 3 показателям не представлены фактические значения.
Не достигнуто плановое значение показателя «Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств» (план – 72,8 %, факт – 70,3 %) в связи с увеличением использования населением мобильных устройств (карманные ПК, планшеты и т. д.), что обусловлено ухудшением потребительского спроса.
Согласно данным годового отчета в 2016 году из 23 показателей (индикаторов) подпрограмм и ФЦП (всего 26), по которым установлены фактические значения, не достигнуты 2 показателя (индикатора) (8,7 %).
Недостижение показателя «Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» (план – 90 %, факт – 70,7 %) связано с сокращением количества пользователей фиксированного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на фоне роста базы подписчиков мобильного интернета.
Недостижениепоказателя «Снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных» (план – 2 %, факт - 0,3 %) обусловлено увеличением количества поступивших жалоб субъектов персональных данных по сравнению с 2015 годом и популяризацией деятельности уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Сохраняется риск недостижения предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 показателя ГП-23 «Число высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» - 401,5 тыс. единиц в 2016 году (фактическое значение не представлено). Следует отметить, что данный показатель не достигнут в 2015 году (248,7 тыс. единиц, план - 381,5 тыс. единиц) и в 2014 году (342,3 тыс. единиц, план - 361,5 тыс. единиц).
По 1 показателю ФЦП «Численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием», а также 3 подпоказателям ФЦП «Количество введенных в эксплуатацию объектов опытных зон цифрового вещания», «Количество введенных в эксплуатацию центров формирования мультиплексов» и «Количество введенных в эксплуатацию объектов сетей цифрового вещания дополнительных мультиплексов» плановые значения не предусмотрены.
9.2.23.11. По данным Сводного годового доклада, из 71 контрольного события, предусмотренного планом реализации ГП-23 в 2016 году, выполнено 64 контрольных события (90,1 %), из 153 контрольных событий детального плана-графика выполнены 138 контрольных событий (90,2 %),в том числе7 с нарушением срока.
Вместе с тем по данным проверки Счетной палаты, установлено, что одно ключевое контрольное событие 1.1.1.4 «Введены в эксплуатацию 3 908 точек доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа» не наступило.В связи с отсутствием финансирования в объеме 5,9 млрд. рублей Россвязь согласовала выполнение обязательств ПАО «Ростелеком» по оказанию универсальных услуг связи с использованием 1 158 точек доступа.
9.2.23.12. Анализ объемов дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам по всем видам расходов в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета по ГП-23 представлен в следующей таблице.
Наименование | Сумма задолженности, млн. рублей | 2017 год | |||||||||
на начало года | на конец отчетного периода | Отклонение | Лимиты бюджет-ных обяза-тельств на 01.07.2017 | Кассовое исполне-ние на 01.07.2017 | |||||||
всего | из них: | всего | из них: | всего | из них: | ||||||
долг-осро-чная | прос-рочен-ная | долго-сроч-ная | прос-рочен-ная | долго-сроч- ная | прос-рочен-ная | ||||||
Итого задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-23, в том числе: | 32 377,9 | 6 369,1 | 1,8 | 29 887,4 | 4 546,4 | 2,0 | -2 490,5 | -1 822,7 | 0,2 | 113 781,6 | 46 591,1 |
Роспечать | 32 163,9 | 6 369,1 | 27 515,6 | 3 488,8 | 0,3 | -4 648,3 | -2 880,3 | 0,3 | 73 073,6 | 30 074,8 | |
1201 2320562410 630 | 9 129,9 | 9 150,2 | 20,3 | 17 515,9 | 5 871,7 | ||||||
1201 2320364950 810 | 9 219,7 | 7 941,0 | -1 278,7 | 21 260,9 | 9 331,4 | ||||||
1201 2350099998 466 | 6 369,1 | 6 369,1 | 3 488,8 | 3 488,8 | -2 880,3 | -2 880,3 | |||||
Минкомсвязь | 199,5 | 2 366,7 | 1 057,5 | 2 167,1 | 1 057,5 | 12 082,9 | 4 406,5 | ||||
0410 2310592027 242 | 40,9 | 2 366,5 | 1 057,5 | 2 325,6 | 1 057,5 | 3 361,5 | 1 985,8 | ||||
0410 2340290019 242 | 0,1 | 0,1 | 2 003,3 | 639,9 | |||||||
Роскомнадзор | 5,4 | 0,1 | 0,2 | -5,2 | -0,1 | 8 428,4 | 3 718,1 | ||||
0401 2330190019 244 | 0,6 | 0,1 | -0,4 | -0,04 | 593,6 | 268,1 | |||||
0410 2330264560 810 | 4,7 | -4,7 | 5 457,0 | 2 464,7 | |||||||
Росморречфлот | 7,1 | 3,0 | -4,1 | 41,5 | 15,0 | ||||||
0408 2341090019 242 | 7,1 | 3,0 | -4,1 | 40,3 | 15,0 | ||||||
Россвязь | 1,9 | 1,7 | 1,8 | 1,7 | -0,03 | 13 798,6 | 7 990,9 | ||||
0410 2310490019 244 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | -0,1 | 26,1 | 10,2 | ||||
0410 2310490019 242 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 24,5 | 4,8 | ||||||
Росстат | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 84,0 | 21,3 | ||||||
0113 2340192020 244 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 73,4 | 19,8 |
На 1 января 2016 года дебиторская задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-23 в размере 32 377,9 млн. рублей в основном сложилась по Роспечати (99,3 %)в связи с предоставлением Роспечатью субсидий методом «авансирования», в результате чего субсидии относятся на дебиторскую задолженность, списание которой будет произведено после рассмотрения и утверждения отчетности об использовании средств, как правило, в последующие периоды.
Следует отметить, что по итогам 2016 года дебиторская задолженность в части указанных субсидий по ГП-23 уменьшилась на 2 880,3 млн. рублей, или на 45,2 %, и составила по состоянию на 1 января 2017 года 3 488,8 млн. рублей.
За отчетный год выросла дебиторская задолженность Минкомсвязи на 1 057,5 млн. рублей (с 199,5 млн. рублей на начало года) в связи с авансированием последующих периодов выполнения государственного контракта со сроком завершения до 2018 года включительно.
При этом у Россвязи, Роскомнадзора, Росморречфлота отмечено уменьшение объемов дебиторской задолженности за 2016 год.
9.2.23.13. Анализ оценки объемов расходов и уровня ввода объектов в рамках выполнения Федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год представлен в следующей таблице.
Наименование | Лимиты бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в 2016 году (млн. руб.) | Кассовые расходы по ФАИП за 2016 год (млн. руб.) | Процент исполнения | Количество объектов ФАИП, подлежавших вводу в 2016 году | Количество введенных объектов в 2016 году | Уровень ввода объектов в 2016 году |
4=3/2*100 | 7=6/5*100 | |||||
Всего по госпрограмме, в том числе: | 1 875,9 | 1 813,3 | 96,7 | 34,0 | ||
Подпрограмма 2 «Информационная среда» | 55,8 | 0,6 | 1,0 | |||
Роспечать | 55,8 | 0,6 | 1,0 | |||
Подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» | 546,9 | 542,2 | 99,1 | 100,0 | ||
Роскомнадзор | 546,9 | 542,2 | 99,1 | 100,0 | ||
Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» | 1 273,2 | 1 270,6 | 99,8 | 28,9 | ||
Роспечать | 1 273,2 | 1 270,6 | 99,8 | 28,9 |
На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 1 875,9 млн. рублей, в том числе по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» (Роспечать) – 1 273,2 млн. рублей, по подпрограмме 3 «Безопасность в информационном обществе» (Роскомнадзор) – 546,9 млн. рублей и по подпрограмме 2 «Информационная среда» (Роспечать) – 55,8 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов составило 1 813,3 млн. рублей (96,7 % утвержденных лимитов бюджетных обязательств), в том числе по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» – 1 270,6 млн. рублей (99,8 %), по подпрограмме 3 «Безопасность в информационном обществе» (Роскомнадзор) – 542,2 млн. рублей (99,1 %) и по подпрограмме 2 «Информационная среда» (Роспечать) – 0,6 млн. рублей (1 %).
В 2016 году введено 17 объектов из 50, подлежавших вводу в эксплуатацию, или
34 %.
Основная часть объектов ФАИП по ГП-23, подлежавших вводу в 2016 году, приходилась на ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы»: 45 объектов, из которых введено в эксплуатацию лишь 13, или 28,9 %.
9.2.23.14.Проверка полноты, достоверности и своевременности представления ответственным исполнителем годового отчета по ГП-23 показала, что годовой отчет в основном соответствует требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм.
Вместе с тем, по данным Сводного годового доклада, уточненный годовой отчет, представленный Минкомсвязи России от 25 апреля 2017 г. № ДА-П8-074-9783, поступил в Минэкономразвития России 3 мая 2017 года, что оказало влияние на расчет интегральной оценки эффективности реализации госпрограммы в части эффективности деятельности ответственного исполнителя «уровень ниже среднего».
9.2.23.15. Анализ рисков реализации ГП-23показал, что основными рисками в сфере госпрограммы, в первую очередь, являются последствия воздействия негативных факторов внешней политической и макроэкономической конъюнктуры, в том числе связанных с возможными ограничениями импорта информационно-телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
При рассмотрении материалов к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313», Счетной палатой была отмечена необходимость актуализации рисков реализации госпрограммы, а также дополнения указанных материалов в части мер по управлению рисками в соответствии с пунктом 9 Методических указаний Минэкономразвития России.
9.2.23.16.По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности ГП-23 в 2016 году составила 81,2 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации ниже среднего»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателейГП-23 (80,4 %), реализации основных мероприятий (97,4 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (97,9 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (50 %).
При этом в Сводном годовом докладе степень достижения показателей ГП-23 в 2016 году рассчитана на основании 30 показателей при 37 плановых показателях по паспорту
ГП-23, по 14 показателям данные отсутствуют.
В 2015 году,по оценке Минэкономразвития,степень эффективности ГП-23 составила 77,6 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателейГП-23 (71,5 %), реализации основных мероприятий (81,3 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (95,6 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (75 %).
Таким образом, в 2016 году Минэкономразвития России установлена более низкая степень эффективности ГП-23 при повышении степени достижения целевых показателей госпрограммы, уровня реализации основных мероприятий.
Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 29,7 % (превышает 10 %), указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты, не подлежит в 2016 году оценке эффективности.
Вместе с тем уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 88,9 % (средний уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 66,7 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 87,9 % (средний уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 99,3 % (высокий уровень), уровень управления госпрограммой составляет 50 % (низкий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета по Роспечати, Россвязи, Роскомнадзору, Росморречфлоту за 2016 год уменьшилась, у Минкомсвязи России, Росстата – увеличиласьи в целом поГП-23уменьшилась (средний уровень), уровень ввода объектов составил 34 % (низкий уровень).
В связи с тем чтодоля показателей, по которым не были представлены фактические значения, составляла 28,9 %, оценка эффективности ГП-23 в 2015 году оценке также не осуществлялась.