Госпрограмма «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы
9.2.4.1.Госпрограмма «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (далее – ГП-4) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.
Срок реализации: 2011 - 2020 годы.
Ответственным исполнителем ГП-4 является Минтруд России, участниками – Минкомсвязь России, Россвязь, ФМБА России, ФСС России, Минобрнауки России, Минстрой России, Минпромторг России, Минфин России, Минспорт России, Минкультуры России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Росгидромет, Росстат.
9.2.4.2.В течение 2016 года в ГП-4 два раза вносились изменения: от 19 апреля 2016 года[33] (определен порядок предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профобразования инвалидов); от 25 мая 2016 г[34]. (изменения обусловлены упразднением Росфиннадзора и передачей функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству).
Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.
9.2.4.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования
Цель ГП-4 в основном соответствует содержанию документов стратегического планирования, приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности, определенным в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597), Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее – Концепция), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Вместе с тем следует отметить, что формулировка цели ГП-4 «Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни» существенно отличается от формулировки целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[35] и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года[36]. При этом формулировки целей действий в отношении инвалидов частично нашли свое отражение в содержании отдельных мероприятий ГП.
В показателях ГП-4 не нашли отражение ряд положений Указа № 597 и Концепции.
Так, установленные в Концепции показатели «Рост удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей инвалидов» (к 2020 году до 50 % – 60 %) и «Достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов»в ГП-4 отсутствуют.
В ГП-4 не нашел отражение показатель, отраженный в абзаце 7 подпункта »а» пункта 1 Указа № 597, предусматривающий увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников (по медицинским работникам учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Минтруду России).
9.2.4.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями
Действовавшая в 2016 году редакция ГП-4 в целом сбалансирована по целям и задачам.
Цель ГП соответствует в основном свойствам, определенным Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 (далее – Методические указания).
Вместе с тем по критерию релевантности цели (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы) имеется недостаток, связанный с отсутствием в ГП-4 индикатора, непосредственно связанного с оценкой повышения уровня жизни инвалидов.
Недостаточно корректна взаимоувязка цели (создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни) и задач ГП-4.Так,не представляется возможным определить, как решение задач (обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству) обеспечит достижение цели повышения уровня жизни инвалидов.
Перечень задач ГП-4, по мнению Счетной палаты, нуждается в корректировке для устранения возможных рисков неэффективного использования бюджетных средств.
Необоснованным является исключение[37] из перечня задач ГП-4 задачи «Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами», которая до настоящего времени не решена. По мнению Счетной палаты, исключение данной задачи не только создает риск недостижения заявленной цели ГП-4, но и ставит под сомнение вопрос об обоснованности реализации в рамках ГП-4 ряда мероприятий, в том числе, связанных с проведением социологических опросов с целью выяснения мнения инвалидов об отношении к ним общества, софинансированием из федерального бюджета мероприятий по субтитрированию телевизионных программ.
Увязка показателей (индикаторов) с основными мероприятиями ГП-4 обеспечена не в полной мере, что не позволяет корректно оценить степень реализации ГП-4 в целом.
В части импортозамещениявзаимоувязка одного из показателей подпрограммы 2 и одного из основных ее мероприятий не достаточно корректна.
Так, в рамках подпрограммы 2 предусмотрено Основное мероприятие 2.5 «Реализация мероприятий, направленных на формирование современной отечественной отрасли производства товаров для инвалидов, в том числе средств реабилитации», которое связано с показателем 2.3 «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов». По мнению Счетной палаты, требуется показатель, характеризующий обеспеченность инвалидов отечественными средствами реабилитации,что согласуется с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года в части импортозамещения.
Таким образом, конкретный показатель, характеризующий эффективность выполнения указанного мероприятияпо созданию соответствующей отечественной индустрии, в ГП-4 отсутствует.
Кроме того, представляется целесообразным основное мероприятие 2.5 «Реализация мероприятий, направленных на формирование современной отечественной отрасли производства товаров для инвалидов, в том числе средств реабилитации» увязать с показателями подпрограммы 2 «Количество высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях» (показатель 2.5) и «Темп роста производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях» (показатель 2.6).
Целевые значения показателей 1.18 «Количество игровых, неигровых и анимационных фильмов прошлых лет средней продолжительностью 100 минут, которые обеспечены субтитрированием и тифлокомментированием» и 1.19 «Количество страниц электронных версий нот в системе Брайля, готовых для размещения в Национальной электронной библиотеке» подпрограммы 1 в ГП-4 на 2019 - 2020 год не определены, при этом основное мероприятие «Обеспечение информационной доступности для инвалидов», эффективность исполнения которого они характеризуют, имеет срок реализации до 2020 года.
В ГП-4 предусмотрено Основное мероприятие 2.2 «Предоставление государственных гарантий инвалидам», направленное в том числе на создание условий для доступности профессионального образования лиц с инвалидностью на базе организаций профессионального, а также высшего образования.
При этом отдельные показатели подпрограммы 2(2.10 «Доля инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета (по отношению к предыдущему году)», 2.11 «Доля студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, выбывших по причине академической неуспеваемости» и 2.12 «Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)») не позволяют оценить эффективность мероприятия ГП-4, поскольку они не увязаны с показателями, характеризующими степень вовлечения обученных инвалидов в трудовую деятельность. Кроме того, представляется целесообразным осуществлять мониторинг сведений о количестве поданных заявлений на обучение данной категорией граждан.
Согласно пункту 22 Методических указаний недопустимо исключение показателей (индикаторов) в течение хода реализации госпрограмм, а также установлено, что каждый индикатор должен иметь возможность сопоставления его текущего значения с предыдущим значением в рамках госпрограммы.
Проведенный анализ показал, что перечни отдельных показателей и индикаторов, установленные в различных редакциях госпрограммы, существенно различаются.
Так, лишь по 6 показателям (10,9 %) из 55 возможно построение динамических рядов, в том числе для проведения оценки эффективности реализации госпрограммы, включая оценку эффективности использования бюджетных средств: доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов; доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов; доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации; количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов.
ГП-4 в основном соответствует основным положениям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ. Однако по результатам экспертизы ГП-4 выявлены факты неполного соблюдения требований Методических указаний в части несоответствия показателей требованиям адекватности (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решения задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы (подпрограмм) (абзац 8 пункта 22 Методических указаний).
Структура ГП-4, системы целей и задач соответствует требованиям Порядка разработки госпрограмм и Методическим указаниям.
В 2016 году все 12 показателей ГП-4, соответствующих и обеспечивающих достижение показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, достигли своих плановых значений. При этом в сводном годовом докладеМинэкономразвития Россииколичество показателейГП-4, соответствующих показателям указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 - 606, в приложениях 2 и 2.1 различается.Так, в приложении 2 указано, что таких показателей 12, а в приложении 2.1 – 11.