Методика категорирования пешеходного маршрута

Настоящая методика предназначена для оценки категории слож­ности пешеходных маршрутов, нитка которых отличается от пред­ставленных в «Перечне классифицированных … маршрутов», или маршрутов, включающих элементы других видов туризма, а также совершенных впервые. Методика может применяться при подготов­ке группы к походу и выборе маршрута, отличающегося от приве­денных в «Перечне...», при выпуске МКК группы на маршрут, при составлении отчета о пройденном маршруте и его зачете, при уточ­нении «Перечня...», судействе чемпионатов по туризму, отнесении маршрута к одному из видов туризма и др.

Методика заключается в балльной оценке сложности маршрута по совокупности следующих характеристик: протяженности (I), про­должительности (t), локальным препятствиям (ЛП), протяженным препятствиям (ПП), району похода, автономности, перепаду высот.

Требования и ограничения к маршрутам различных категорий сложности указаны в табл. 1-5, а технология категорирования при­ведена в конце данной методики.

Оценка категории сложности маршрута производится в следую­щей последовательности:

1. В соответствии с длиной (I) и продолжительностью (t) категорируемого маршрута по табл. 1 (разделы 1 и 2) определяется ориен­тировочно его категория сложности.

2. Составляется перечень всех локальных препятствий, преодоле­ваемых на маршруте, и с помощью табл. 2 определяется максималь­ное количество баллов, которое набрал бы категорируемый марш­рут, если бы все локальные препятствия шли в зачет. Баллы за препятствия, не приведенные в табл. 2 (например, за перевал 3А к.с.), определяются так же, как за препятствия максимальной категории трудности данного вида. Полученная за все локальные препятствия сумма баллов не должна превышать максимально допустимого значения (ЛПмах), соответствующего ориентировочно выбранной ка­тегории сложности маршрута. Если полученная сумма баллов превосходит ЛПмах, то необходимо сократить количество локальных препятствий и, если потребуется, уточнить нитку маршрута. Значе­ния ЛПмах определены по соображениям безопасности прохожде­ния маршрута и приведены в табл. 1 (раздел 3).

3. По табл. 2 и 3 подсчитывается, отдельно сумма баллов, набран­ных по каждому виду локальных и протяженных препятствий. В таблицах приведены ориентировочные параметры (границы) пре­пятствий, поэтому при категорировании реальных препятствий до­пускаются незначительные отклонения от указанных требований, при условии, что объем технической работы, необходимый для пре­одоления препятствий, остается прежним. Длина протяженного препятствия соответствующего вида и категории трудности опреде­ляется суммированием длин аналогичных препятствий по всему маршруту.

При определении баллов за ЛП и ПП нужно соблюдать следующие требования:

3.1. В зачет идет только то количество (или длина) и те виды пре­пятствий, которые указаны в табл. 2 и 3, в соответствии с выбран­ной ориентировочно категорией сложности маршрута;

3.2. Если в категорируемый маршрут включены препятствия, ха­рактерные для маршрутов более высоких категорий сложности (в том числе и не приведенные в табл. 2 и 3, например, перевалы 3А к.с. и другие), то зачет баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности которого выбрана ориентировочно. При этом общее количество (длина) препятствий, идущих в зачет, должно удовлетворять требованиям п. 3.1 данной методики;

3.3. На одном и том же участке маршрута в зачет идут как локаль­ные, так и протяженные препятствия, независимо от их взаимного расположения;

3.4. При уменьшении количества локальных или длины протяжен­ных препятствий соответствующей категории трудности пропорци­онально уменьшается и количество полученных за них баллов;

3.5. При наличии в походах IV-VI к.с. водных участков I или II к.с. зачет баллов за них идет как для походов II, III или IV к.с;

3.6. Категория трудности связки перевалов или перевала с одно­ сторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска, при этом участок траверса (если он есть) оцени­вается отдельно;

3.7. Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании марш­рута в зачет идет только одно из двух локальных препятствий (на­пример, при траверсе гребня в зачет по выбору может идти либо вершина, либо траверс);

Таблица 1

Показатель маршрута Категория сложности маршрута
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута (t), дней (не менее)
Протяженность маршрута (1), км (не менее)
Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПмах)
Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более)
Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более)
Географический показатель (Г)     Определяется по таблице 4
Автономность(А)     Определяется по таблице 5
Коэффициент перепада высот (К)     Определяется по формуле (1)
Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС) 12-25 26-59 60-94 95-134 135-184 185 и более

3.8. Если количество (длина) препятствий, соответствующее данной категории сложности маршрута, превышает значения, указан­ные в табл. 2 и 3, то «лишнее» количество (длина) препятствий мо­жет идти в зачет за более простые препятствия данного вида. При этом должны удовлетворяться пп. 3.1 и 3.2 данной, методики. Это требование распространяется и на препятствия, определяющие бо­лее высокие категории сложности маршрута или не характерные для пешеходного туризма.

4. Производится оценка общего количества баллов, идущего в зачет за все виды локальных (протяженных) препятствий. Общая сумма не должна превышать значений, указанных в табл. 1 (раздел 4 или 5).

5. По табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое марш­рут получает за счет района проведения похода и автономности. Если в табл. 4 нужный район не указан, то его географический по­казатель (Г) соответствует ближайшему по расположению к нему району из приведенных в таблице с аналогичными природными ус­ловиями.

6. Используя высотный график маршрута, по формуле (1) опреде­ляется коэффициент перепада высот (К):

К=1+ПН/12, (1)

где ПН - суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута (в километрах).

7. По формуле (2) на основании полученных оценок отдельных параметров категорируемого маршрута подсчитывается общее ко­личество набранных им баллов (КС):

КС=ЛП+ПП+(ГхАхК), (2)

где ЛП и ПП - баллы соответственно за локальные и протяженные препятствия;

Г - географический показатель района похода;

А - коэффициент автономности.

8. В соответствии с продолжительностью (t), протяженностью (I) и количеством баллов, которое набрал маршрут (КС), по табл. 1 (разделы 1, 2 и 9) определяется его окончательная категория слож­ности. В случае, если она не совпадаете ее ориентировочной оцен­кой, производится уточнение категории.

Маршрут, не удовлетворяющий одновременно требованиям раз­делов 1, 2 и 9 таблицы 1, классифицируется как маршрут меньшей категории сложности с элементами маршрута более высоких кате­горий сложности, если они имеются. В этом случае в соответствии с п. 2 данной методики повторно уточняется максимально допусти­мое количество локальных препятствий на маршруте.

Таблица 2

Наши рекомендации