Тема 36. Финансы субъектов Российской Федерации
Сущность финансов субъектов РФ. Региональная финансовая политика. Особенно- сти разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъек- тов РФ. Двухсторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законода- тельными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в обла- сти разграничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики. Особенно- сти финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов. Принципы формирования бюд- жетов субъектов РФ. Порядок регулирования отношении, возникающих в процессе взаи- модействия органов государственной власти и кредитных организаций, претендующих на участие или участвующих в обслуживании региональных финансовых ресурсов. Регули- рование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Классификация субъектов РФ. Особенности бюджетов субъектов РФ, относящихся к различным классификационным группам по формированию бюджетов.
Изучив данную тему, студент должен знать:
- основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ;
- основные принципы финансов субъектов РФ;
- основные цели региональной финансовой политики;
- главное условие реализации региональной финансовой политики;
- методы и формы реализации региональной финансовой политики;
- задачи реализации региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере;
роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем;
- роль двухсторонних отношений в бюджетном федерализме;
- особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов;
- экономическую основу деятельности органов государственной власти;
- собственность и финансовые ресурсы органов государственной власти;
- принципы формирования бюджетов субъектов РФ;
- порядок регулирования отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти и кредитных организаций, претендующих на участие или участвующих в обслуживании областных финансовых ресурсов;
- функции уполномоченных банков субъектов РФ, регулирующими вопросы обслуживания территориальных финансовых ресурсов;
- механизм урегулирования задолженности между Федерацией и субъектом РФ;
- основные задачи межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в решении региональных, межрегиональных и местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов;
- типы классификаций субъектов РФ;
уметь:
- анализировать права собственника в отношении финансов субъекта РФ;
- анализировать порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ;
- анализировать полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ;
- анализировать полномочия территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ;
- анализировать состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюд- жет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субси- дии, субвенции, дотации и др.);
- охарактеризовать главную цель региональной финансовой политики;
- анализировать главные цели региональной политики в области доходов;
- анализировать особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ;
- охарактеризовать самостоятельность бюджетов муниципальных образований;
- охарактеризовать регулирование задолженности субъектов РФ перед федераль- ным бюджетом;
- анализировать условия, которые предусматриваются в решении об осуществлении эмиссии облигаций и в проспекте эмиссии субъекта РФ;
- анализировать положения, которые предусмотрены в соглашении между Минфином РФ и исполнительными органами власти по выпуску облигационного займа;
- анализировать особенности бюджетов субъектов РФ, относящихся к различным классификационным группам по формированию бюджетов.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание на основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ. Важно разобраться в том, что фи- нансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования регио- нальных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хо- зяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают: средства бюджета субъек- та РФ; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ; другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
Далее студенту необходимо заострить особое внимание на изучении принципов финансов субъектов РФ: самостоятельность; бюджетный федерализм; государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления); прозрачность; гласность.
Затем следует внимательно изучить финансы субъекта РФ. Важно разобраться в том, что они составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ. Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав соб- ственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государствен- ной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государствен- ной власти субъекта РФ.
В процессе изучения данной темы студенту следует обратить внимание на состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты му- ниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных на- логов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и ор- ганами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федераль- ным законодательством.
В ходе изучения темы «Территориальные финансы Российской Федерации» сту- денту важно разобраться в региональной финансовой политике. Следует уяснить, что фи- нансы субъектов РФ - одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
В ходе анализа материала по данной теме студенту важно изучить методы регио- нальной финансовой политики, которая во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ. Важно разобраться в том, что важнейшими исходными пунктами региональной финансовой по- литики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального рас- пределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
Также следует изучить формы реализации региональной финансовой политики, ко- торые занимают особое место в разработке и осуществлении федеральных целевых про- грамм социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств фе- дерального бюджета, а также на долевой основе.
Особо следует обратить Ваше внимание на роль региональной финансовой по- литики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюд- жетных средств. Важно разобраться в том, что основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минималь- ной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соот- ветствии с ростом потребительских цен.
В ходе изучения данной темы Вам также важно заострить свое внимание на осо- бенностях разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ.
Затем обратите внимание на двухсторонние соглашения. Важно разобраться в том, что особую роль в бюджетном федерализме играют двухсторонние соглашения, заключа- емые Правительством РФ и законодательными (представительными) органами государ- ственной власти субъектов РФ, в области разграничения полномочий в вопросах бюджет- ной и налоговой политики.
Далее очень важно изучить особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов. Важно разобраться в принципах формирования бюджетов субъектов РФ.
Студенту необходимо внимательно изучить порядок регулирования отношении, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти области и кре- дитных организаций, претендующих на участие или участвующих в обслуживании об- ластных финансовых ресурсов, включая средства областного бюджета, областных вне- бюджетных и валютных фондов, другие финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение органов государственной власти области, а также финансовые ресурсы организаций, находящихся в собственности области.
В процессе изучения данной темы также следует обратить особое внимание на ре- гулирование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Важно разо- браться в том, что в условиях финансового кризиса объективно существуют условия, спо- собствующие возникновению задолженности как федерального бюджета перед бюджета- ми субъектов РФ, так и субъектов РФ перед Федерацией.
При анализе материала по данной теме студенту важно изучить роль межрегио- нальных ассоциаций экономического взаимодействия в решении региональных, межреги- ональных и местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.
Далее студенту рекомендуется уяснить классификацию субъектов РФ. Особо сле- дует обратить Ваше внимание на фактор неоднородности субъектов РФ, отражающий глубину кризисных явлений в экономике и социальной сфере региона, перспективы его дальнейшего развития и основные направления государственной поддержки.
Итак, в завершении изучения данной темы студенту следует понять, что особенно- сти финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устрой- ства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются единые инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждо- го субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законодательных актов субъектов РФ и применяемых инструментов регионального ре- гулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально- экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на фи- нансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социаль- ных внебюджетных фондов.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки:
1) В чем заключается сущность основных аспектов функционирования финансов субъектов РФ?
2) Что представляют собой финансы субъектов Российской Федерации?
3) На каких принципах основываются финансы субъектов РФ?
4) Каковы права собственника в отношении финансов субъекта РФ?
5) Кто управляет собственностью субъекта РФ?
6) Каковы права собственника в отношении имущества, входящего в состав соб- ственности субъекта РФ?
7) Кем определяются порядок и условия приватизации государственной собствен- ности субъекта РФ?
8) Какими полномочиями наделены органы исполнительной власти субъекта РФ?
9) Кем определяются состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ;
10) На чем основываются функционирование и развитие финансов субъектов РФ;
11) Охарактеризуйте основные цели региональной финансовой политики.
12) какова главная цель региональной финансовой политики?
13) Охарактеризуйте методы и формы реализации региональной финансовой политики
14) Какие существуют задачи региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере?
15) какова роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем?
16) Охарактеризуйте цели региональной политики в области доходов.
17) Каковы особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ?
18) Какую роль в бюджетном федерализме играют двухсторонние соглашения, за- ключаемые Правительством РФ и законодательными (представительными) органами гос- ударственной власти субъектов РФ, в области разграничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики?
19) Опишите собственность и финансовые ресурсы консолидированного областно- го бюджета.
20) Какие существуют принципы формирования бюджетов субъектов РФ?
21) Охарактеризуйте порядок регулирования отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти области и кредитных организаций, пре- тендующих на участие или участвующих в обслуживании областных финансовых ресур- сов.
22) Какие функции выполняют уполномоченные банки в работе над нормативными правовыми актами области, регулирующими вопросы обслуживания областных фи- нансовых ресурсов?
23) В чем заключается сущность регулирования задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом?
24) Какие положения предусмотрены в соглашении между Минфином РФ и исполнительными органами власти при выпуске облигационного займа?
25) Какую роль играют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия во взаимодействии финансов отдельных субъектов РФ?
26) Каковы цели и задачи ассоциации экономического взаимодействия при реше- нии региональных, межрегиональных и местных экономических и социальных задач?
27) Опишите типы классификаций субъектов РФ.
28) Охарактеризуйте особенности бюджетов субъектов РФ, относящихся к различ- ным классификационным группам по формированию бюджетов.
Тема 37. Муниципальные финансы
Содержание муниципальных финансов. Принципы муниципальных финансов. Права собственника в отношении муниципальных финансов. Права органов местного са- моуправления. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Местные бюджеты. Местные налоги, сборы и льготы. По- рядок и условия образования целевых внебюджетных фондов муниципальных образова- ний. Функции органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Формирование и ис- полнение местного бюджета. Порядок разработки, утверждения и исполнения сметы до- ходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными обра- зованиями. Собственные доходы местных бюджетов. Межбюджетные отношения на му- ниципальном уровне. Принципы межбюджетных отношений органов местного само- управления и органов государственной власти субъектов РФ. Средства бюджетного регу- лирования местных бюджетов. Нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Бюджетный процесс на му- ниципальном уровне. Расходная часть местных бюджетов. Взаимоотношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. Права органов мест- ного самоуправления в финансово-кредитной сфере. Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ. Роль муниципальных займов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования. Размещение, обращение, распространение му- ниципальных облигаций. Особенности муниципальных финансов.
Изучив данную тему, студент должен знать:
- определение понятия «муниципальные (или местные) финансы»;
- принципы муниципальных финансов;
- права органов местного самоуправления;
- определение понятия «местный бюджет»;
- доходы местных бюджетов;
- местные налоги, сборы, а также льготы;
- прядок и условия формирования целевых внебюджетных фондов органов местно- го самоуправления;
- функции органов государственной власти РФ и субъектов РФ;
- формирование и исполнение местного бюджета;
- собственные доходы местных бюджетов;
- права представительных органов местного самоуправления;
- средства бюджетного регулирования местных бюджетов;
- роль муниципальных займов в привлечении дополнительных финансовых ресур- сов на территории муниципального образования;
- особенности муниципальных финансов;
уметь:
- анализировать права собственника в отношении муниципальных финансов;
- анализировать порядок и условия приватизации муниципальной собственности;
- охарактеризовать цели, условия и порядок деятельности предприятий, учрежде- ний и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
- анализировать порядок разработки, утверждения и исполнения сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образования- ми;
- охарактеризовать принципы межбюджетных отношений органов местного само- управления и органов государственной власти субъектов РФ;
- анализировать формирование средств Фонда финансовой поддержки муници- пальных образований;
- анализировать бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- анализировать расходную часть местных бюджетов;
- охарактеризовать взаимоотношения органов местного самоуправления с финан- сово-кредитными организациями;
- охарактеризовать взаимодействие органов местного самоуправления с территори- альными органами Министерства по налогам и сборам РФ;
- анализировать цели размещения, обращения и распространения муниципальных облигаций.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание на определение понятия «муниципальные (или местные) финансы». Важно разобраться в том, что муници- пальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ре- сурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между орга- нами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного му- ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Муниципальные финан- сы включают: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; госу- дарственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного само- управления; другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Далее студенту необходимо изучить принципы муниципальных финансов: само- стоятельности; государственной финансовой поддержки; гласности.
В ходе изучения данной темы студенту очень важно проанализировать права соб- ственника в отношении муниципальных финансов, которые осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непо- средственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муници- пального образования. Важно разобраться в том, что муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно- стью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удо- влетворению потребностей населения муниципального образования. Органы местного са- моуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во вре- менное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.
Затем следует внимательно изучить определение понятия «местные финансы». Важно разобраться в том, что местный бюджет - это централизованный фонд финансо- вых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не яв- ляющихся муниципальными образованиями. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъек- тов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, пе- реданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реали- зации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть при- были муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями ор- ганов местного самоуправления.
В процессе изучения данной темы студенту важно заострить внимание на функции органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Важно разобраться в том, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочия- ми РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осу- ществления этих полномочий. Формирование и исполнение местного бюджета осу- ществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уста- вом муниципального образования.
Далее студенту очень важно изучить доходную и расходную части местных бюд- жетов. Важно разобраться в том, что доходная часть местных бюджетов состоит из соб- ственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расче- там, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда фи- нансовой поддержки муниципальных образований. Собственные доходы местных бюдже- тов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Затем студенту следует изучить принципы межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ. Важно разо- браться в том, что нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются на основе методологии, разрабатываемой органами государственной власти субъектов РФ.
В процессе изучения данной темы очень важно обратить Ваше внимание на бюд- жетный процесс на муниципальном уровне. Важно разобраться в том, что представитель- ные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюд- жетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В ходе анализа материалов по данной теме студенту важно изучить взаимоотно- шения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. Важно разобраться в том, что органы местного самоуправления наделены следующими правами:
1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкур- са; 2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов. Ор- ганы местного самоуправления не имеют право передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы кредитных организаций.
В завершении изучения данной темы студенту необходимо разобраться в особен- ностях муниципальных финансов. Важно разобраться в том, что экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность и другое имущество, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения. Администрация проводит торги, конкурсы, аукционы, а в исключительных случаях, в частности при инвестировании уникальных технологий и оборудования, - прямые переговоры с отдельными российскими и иностран- ными инвесторами и предпринимателями для заключения договоров по реализации зо- нальных инвестиционных проектов. Администрация муниципального образования может передавать в пользование на условиях договора аренды российским и иностранным пред- принимателям имущество, находящееся в собственности области как субъекта РФ, в том числе недвижимое имущество. Российским и иностранным инвесторам и предпринимате- лям предоставляются отдельные налоговые льготы. На поступления в иностранной валю- те от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, со- зданных на территории особой экономической зоны, не распространяется порядок обяза- тельной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно. Российские и иностран- ные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностран- ные страховые компании для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рисков. Все расчеты в особой экономической зоне осуществляются только в валюте РФ. Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в особой экономической зоне, осуществляется в разрешительном порядке.
Литература:
1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под ред.И.Д.Мацкуляка. -
М.: РАГС, 2009. – 680 с Гриф
2. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для студентов вузов /
Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 303с
3. Кривов В.Д. Государственные и муниципальные финансы. Учебно – методический комплекс. Учебное пособие/ В.Д.Кривов. – М.: Евразийский открытый институт, 2009. – 290с
4. Муниципальные финансы. Учебник / Под ред. Кокина И.А. – М.: АНХ, 2009. – 672с
5. Финансы регионов. Учебное пособие / Под ред. М.И. Яндиева. – М.: Финансы и ста- тистика, 2006. – 240с
Контрольные вопросы и задания для самопроверки:
1) Дайте определение понятию «муниципальные (или местные) финансы».
2) Какие существуют принципы муниципальных финансов?
3) Охарактеризуйте права собственника в отношении муниципальных финансов?
4) Какие права имеют органы местного самоуправления?
5) Кем определяются порядок и условия приватизации муниципальной собственники
6) Чем руководствуются органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования?
7) Кем определяется порядок разработки, утверждения и исполнения сметы дохо- дов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образо- ваниями?
8) Опишите принципы, на которых строятся межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.
9) Что относится к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов?
10) Каким образом формируются средства Фонда финансовой поддержки муниципальных образований?
11) Каким образом осуществляется составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов?
12) Кем принимается решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований муниципального образования?
13) Охарактеризуйте взаимоотношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями.
14) Каким образом осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ?
15) Какую роль играют муниципальные займы в привлечении дополнительных фи- нансовых ресурсов на территории муниципального образования?
16) Для каких целей выпускаются муниципальные займы?
17) Чем обеспечивается выпуск муниципальных займов?
18) Кем определяется порядок выпуска муниципальных займов?
19) Какова предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления? Каким образом осуществляется размещение, обращение, распространение му- ниципальных облигаций?
20) Охарактеризуйте особенности муниципальных финансов (на примере г. Мур- манска).
Тема 38. Финансовый баланс муниципального образования
Муниципальная финансовая политика. Цели и основные инструменты муници- пальной финансовой политики. Бюджетный процесс в муниципальном образовании. По- ложение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утвер- ждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении муниципального бюджета. Этапы рассмотрения бюджета муниципального образования. Казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Муниципальный заказ в бюджетном процессе. Финансово-кредитные отношения как эффективный инструмент муниципальной финан- совой политики. Виды финансовых планов: хозяйствующих субъектов, местного бюдже- та, баланс денежных доходов и расходов населения.
Изучив данную тему, студент должен знать:
- особенности муниципальной финансовой политики;
- цели и методы эффективного использования финансовых ресурсов муниципаль- ного образования;
- бюджетный процесс в муниципальном образовании;
- особенности муниципального заказа в бюджетном процессе;
уметь:
-анализировать положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюд- жета;
- анализировать бюджетное послание, в котором глава администрации муниципального образования обосновывает объемы доходов и направления расходования бюд- жетных средств;
- анализировать казначейское исполнение бюджетов муниципального образования;
- анализировать виды финансовых планов: хозяйствующих субъектов, местного бюджета, баланс денежных доходов и расходов населения.
Методические рекомендации:
Начать изучение данной темы студенту необходимо с рассмотрения вопроса о муниципальной финансовой политике. Важно разобраться в том, что муниципальное об- разование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, ра- зумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств. Совокупность целей и методов эффективного исполь- зования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения со- ставляет суть муниципальной финансовой политики.
Далее студенту необходимо изучить цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики. Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собствен- ных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социаль- но-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возло- женных на данное муниципальное образование.
В ходе изучения данной студенту необходимо проанализировать бюджетный про- цесс в муниципальном образовании. Важно понять, что бюджетный процесс - это дея- тельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта му- ниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю исполнения. Эффек- тивная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств. Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Затем студенту очень важно заострить свое внимание на том, что обычно в муни- ципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджет- ном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета. Важно разобраться в том, что проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования. Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нормативах отчис- лений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о критери- альном (пороговом) значении уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жи- теля по данному субъекту РФ и типу муниципального образования на очередной финан- совый год, формуле расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муни- ципальных образований, предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, в том числе в рамках региональных фондов муниципального развития и со- финансирования социальных расходов, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста фи- нансовых затрат по сравнению с текущим годом).
Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном за- конодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ. Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рас- смотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования. К про- екту бюджета прилагается специальный документ - бюджетное послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.
Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения). На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и ко- миссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается послание гла- вы администрации. После этого бюджет принимается в первом чтении, т.е. согласовыва- ются его основные параметры. Для рассмотрения возможных разногласий по проекту между администрацией и представительным органом создается согласительная комиссия. Проект бюджета, принятый в первом чтении, публикуется в средствах массовой информа- ции для всенародного обсуждения жителями муниципального образования.
На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения населения и общественных организаций, проводятся публичные слушания по проекту бюджета и ра- ботает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует про- ект бюджета и повторно вносит его в представительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении. Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. Продолжа- ется работа согласительной комиссии, после чего бюджет утверждается в третьем, окон- чательном чтении. Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то фи- нансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактиче- ских расходов бюджета пр<