Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. €

(в) по искам пассажиров из договоров перевозки пассажиров срок исковой давности составляет шесть месяцев (п. 2 ст. 22 Закона о федеральном железнодорожном транспорте), поскольку ни ГК, ни ТУЖД не предусмотрено иное.

[1] См., напр.: Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277 // СЗ РФ. 1999. Ст. 1311; 2001. № 6. Ст. 574; Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство № 5) (в ред. от 1 июня 1997 г. с последующими изменениями); Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Минтрансом РСФСР 24 декабря 1987 г. и др.

[2] См. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (s ред. от 25 апреля 1995 г., 10 октября 2001 г.) // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1999. С. 293–305; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 12.

[3] На морском транспорте в отношении перевозки пассажиров в заграничном плавании установлено, что если на стороне перевозчика или пассажира выступают лица, не относящиеся к гражданам РФ, юридическим лицам РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям РФ, то перевозчик отвечает за смерть пассажира или повреждение его здоровья при наличии вины перевозчика (п. 1 ст. 186 КТМ и п. 1 ст. 197 КТМ). Размер ответственности перевозчика определен в сумме, не превышающей 175 тыс. расчетных единиц. При доказанности умысла или грубой неосторожности перевозчика указанное ограничение размера ответственности отпадает (п. 1 ст. 193 КТМ).

[4] От багажа следует отличать так называемую ручную кладь (каютный багаж), которая перевозится самим пассажиром без внесения дополнительной платы в пределах, установленных транспортным законодательством.

[5] На железнодорожном транспорте независимо от предъявления претензии иск может быть заявлен не ранее истечения сроков, установленных для предъявления претензии, или до истечения таких сроков, если получен ответ железной дороги на претензию (ст. 141 ТУЖД).

Договор буксировки

Понятие договора буксировки. Территориальное перемещение тех или иных объектов может осуществляться не только путем их перевозки, но и путем тяги и толкания. Так происходит, например, когда судно тянет за собой баржу или плот. С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется швартовка или перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие операции называют буксировкой.

Буксировка – разновидность транспортных обязательств. Ее участниками являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец буксируемого объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются договором буксировки. Чаще всего буксировка применяется в целях перемещения тягой судна или плота до определенного пункта. Но она может преследовать и другие цели. В частности, буксировщик может принять на себя обязанность буксировать судно или другой плавучий объект лишь на определенном участке (например, при прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в течение определенного времени (например, при проведении научно-исследовательских или видеосъемочных работ). Задача буксировщика может состоять также в выполнении какого-либо маневра (например, разворот и перестановка судна у причала). Поэтому буксировка на морском транспорте подразделяется на чисто морскую (буксировка судна на определенное расстояние) и портовую (маневры в акватории).

В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до определенного пункта или в течение определенного времени, или для выполнения определенного маневра, а другая сторона (владелец буксируемого объекта, отправитель) – выплатить обусловленное вознаграждение.

Договор буксировки – взаимный и возмездный. Как на морском, так и на речном транспорте этот договор теперь, в отличие от порядка, который был установлен ранее действовавшими КТМ СССР 1968 г. и УВВТ СССР 1955 г., во всех случаях относится к консенсуальным договорам. Для внутреннего водного транспорта это прямо предусмотрено в п. 1 ст. 88 КВВТ, а для морского – следует из соотношения статей главе XII КТМ (договор буксировки) и п. 2 ст. 433 ГК. В главе XII КТМ отсутствуют указания

Наши рекомендации