Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. €

нальные услуги в течение более чем трех месяцев либо нарушает технические правила пользования присоединенной сетью.

Таким образом, абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК следует толковать лишь как запрет на прекращение подачи энергии юридическим лицам, перечисленным в законодательстве[17], в качестве санкции за просрочку оплаты энергии.

[1] См.: Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990. С. 6.

[2] Противоположную позицию отстаивает В. В. Витрянский (см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 135–140). Он полагает, что видообразующим критерием выделения энергоснабжения в самостоятельный гражданско-правовой договор является лишь его предмет – энергия.

[3] См.: Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. Автореф. канд. дис. М., 1953.

[4] Правила предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 2795; 1995. № 10. Ст. 894; 1997. № 7. Ст. 862; № 42. Ст. 4788) трактуют передачу гражданам электрической, тепловой энергии и воды как услугу. Но в таком случае и куплю-продажу следует трактовать как услугу по передаче вещи. Такая формулировка юридически некорректна, ведь услуга не имеет овеществленного результата, тогда как товар, продаваемый по договору энергоснабжения, всегда вещественен, материален. Поэтому применение к таким договорам норм главы 39 ГК недопустимо.

[5] Основными среди них являются: Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316; 1999. № 7. Ст. 880; Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 11 сентября 1998 г.№ 36/3, а также Правила предоставления коммунальных услуг.

[6] Например, Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667; Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 // СЗ РФ. 1958. № 6. Ст. 770; а также Правила предоставления коммунальных услуг.

[7] Сторонами этого договора являются две энергоснабжающие организации (электростанции), которые обязуются восполнять друг у друга дефицит энергии или мощности в период пиковых нагрузок или спадов энергопотребления. В результате происходит последовательный переток энергии во встречных направлениях – реверс (см.: Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 8-23).

[8] Его сторонами являются два промышленных абонента (потребителя энергии), взаимно гарантирующих бесперебойное снабжение друг друга энергией. Если один из абонентов не сможет получать энергию через свою присоединенную сеть, его будет снабжать другой абонент (см.: Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). С. 10).

[9] Этот договор предполагает пассивную множественность лиц на стороне продавца энергии (которого представляют энергоснабжающая организация и первичный потребитель-абонент). Одни из прав и обязанностей продавца принадлежат самой энергоснабжающей организации, другие – первичному абоненту, третьи – осуществляются ими совместно. Но при этом по смыслу п. 2 ст. 322 ГК РФ обязанности лиц, выступающих на стороне продавца энергии (т. е. содолжников), являются солидарными, что чрезвычайно усложняет структуру договорных связей.

[10] Об этом однозначно свидетельствует определение публичного договора в п. 1 ст. 426 ГК РФ: во-первых, многие потребители энергии не являются коммерческими организациями, во-вторых, ни один из потребителей «по характеру своей деятельности» не является энергоснабжающей организацией; в-третьих, возможность заключения субабонентского договора императивно обусловлена получением согласия энергоснабжающей организации (ст. 545 ГК РФ).

[11] См.: п. 8 Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утв. постановлением Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» от 12 июля 1996 г. № 793 // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3654; 1999. № 42. Ст. 5061; № 51. Ст. 6345; 2002. № 6. Ст. 592. Правовая природа договора с участием «ЕЭС России» весьма неопределенна. Но очевидно, что в рамки обычного договора энергоснабжения он не укладывается.

[12] Отчасти это ослабляет консенсуальный характер договора энергоснабжения гражданина. Однако он все же не становится реальным, поскольку подключение к сети еще не означает фактической передачи товара.

[13] Единицами измерения количества являются: киловатт-час или киловольт-ампер электроэнергии, гигакалория тепловой энергии, кубический метр газа или воды и т. д.

[14] Энергоснабжающая организация может подать меньшее количество энергии, не прерывая подачи, например, в следующих случаях: понизив давление газа в трубопроводе или его теплотворную способность (изменив химический состав); снизив мощность, которую может использовать потребитель электроэнергии (в результате чего падает напряжение); уменьшив температуру и (или) давление горячей воды в отопительных сетях. В этих случаях нарушение условия о количестве одновременно является и нарушением условия о качестве энергии, и наоборот.

[15] Для договоров энергоснабжения граждан этот срок составляет три месяца (п. 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг). Энергоснабжение юридических лиц может быть прекращено или ограничено, если потребитель два раза подряд по истечении установленного договором срока платежа не оплачивает использованную энергию (пп. 1 и 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1 // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 262; № 29. Ст. 3573).

[16] В соответствии с п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг несвоевременное внесение платы влечет за собой начисление пени в размере 1% с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки. Применение указанной санкции не бесспорно (см. об этом § 7 главы 34 настоящего учебника).

[17] См., напр.: Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. № 601 // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2915; № 32. Ст. 3895; 1999. № 29. Ст. 3730.

Наши рекомендации