Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. €

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 30 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Ответственность по договору контрактации.Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вицы, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК). Таким образом, производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. И лишь заготовитель – госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

Повышенный уровень правовой защиты производителя сельхозпродукции проявляется и в том, что закон устанавливает неустойку за несвоевременную оплату покупателем приобретенной продукции[9]. Тогда как неустойки за просрочку передачи продукции покупателю не предусмотрено.

[1] Так, в частности, полагает, Н. И. Клейн (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. ПО). Сложнее обстоит дело с договором закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Он, с одной стороны, является разновидностью контрактации (что следует из п. 2 ст. 535 ГК), а с другой – частным случаем договора поставки товаров для государственных нужд, который, в свою очередь, выступает разновидностью поставки вообще.

[2] Пока такие правила установлены лишь для закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (см.: Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

[3] Такие, как Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Федеральный закон «О государственном материальном резерве».

[4] В. В. Витрянский полагает, что стороной договора контрактации – производителем сельскохозяйственной продукции – может выступать не только предприниматель, но и физическое лицо (см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В, Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 127). Это мнение небесспорно. Пункт 2 ст. 535 ГК ориентирует на субсидиарное применение к контрактации норм о договорах поставки, которые совершенно не рассчитаны на отношения с участием физических лиц.

[5] Поэтому, например, банк или сыскное агентство не могут реализовывать продукцию по договору контрактации: их основная деятельность носит исключительный характер.

[6] Напр.: Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301 (Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. М., 2000), или Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17.

[7] Этого мнения придерживаются Н. И. Клейн (Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 121) и С. М. Попова (Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина. С. 50). Противоположную позицию занимает В. В. Витрянский (Гражданское право. В 2-х т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. С. 331).

[8] О существенном характере условия о сроке говорит и формулировка п. 2 ст. 536 ГК.

[9] Размер этой неустойки колеблется от 2 до 3% за каждый день просрочки в зависимости от ее продолжительности (п. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501). В Законе, к сожалению, не проводится различия между контрактацией и поставкой сельхозпродуктов. Это позволяет многочисленным посредникам-перепродавцам пользоваться льготным правовым режимом, оправданным лишь для производителей сельскохозяйственной продукции.

Договор энергоснабжения

Понятие и виды договора энергоснабжения.Договором энергоснабжения называется договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (иди энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (п. 1 ст. 539 ГК).

Наши рекомендации