Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. €

Демонстрация товаров или предоставление сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте продажи (на прилавках, в витринах) признается, по общему правилу, публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (п. 2 ст. 494 ГК). Здесь мы снова сталкиваемся с юридической фикцией: все существенные условия розничной купли-продажи считаются согласованными сторонами, если информация о товаре предоставлена покупателю в торговом зале[18]. Это правило также небезупречно. Ведь если цену на продаваемые товары обычно легко можно установить, то другие существенные условия (например, срок и порядок оплаты товара в рассрочку) определить гораздо сложнее. В последнем случае п. 2 ст. 494 ГК ущемляет интересы покупателей, хотя рассчитан на их защиту[19].

[1] См., напр.: Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и Закон РФ «О стандартизации».

[2] См., напр.: Правила продажи отдельных видов товаров; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами; Правила продажи алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987 // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4193; 1996. № 48. Ст. 5468; 1997. № 29. Ст. 3530; 1999. № 42. Ст. 5053; 2000. № 45. Ст. 4489; Правила продажи товаров по образцам, утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3657; 1999. № 41. Ст. 4923; 2000. № 50. Ст. 4908 и др.

[3] Основное место среди них занимает постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1999. С. 293; Бюллетень ВС РФ. 2001. № 2; № 12.

[4] Однако Высший Арбитражный Суд РФ склонен видеть здесь договор розничной купли-продажи, а не поставки (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» от 22 октября 1997 г. № 18 // Вестник ВАС. 1998. № 3. С. 23). К сожалению, позиция ВАС не подкреплена никакими аргументами, вследствие чего ее трудно оспорить.

[5] См.: Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3980; 2001. № 22. Ст. 2237.

[6] В ряде случаев и некоммерческие организации выступают в качестве предпринимателей ad hoc (так, религиозные организации продают различную культовую атрибутику). При этом на них могут распространяться соответствующие нормы § 2 главы 30 ГК и даже положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

[7] Однако договор, по которому предприниматель приобретает у розничного торговца товар для использования в благотворительных целях, является все-таки договором купли-продажи, а не поставки.

[8] Мнение о том, что государство может выступать покупателем в договоре розничной купли-продажи (см.: Гражданское право. В 2-х т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2002. С. 228) недостаточно обоснованно.

[9] К числу вещей относятся, в частности, и деньги. Поэтому продажа гражданам иностранной валюты также охватывается понятием розничной купли-продажи, несмотря на то, что соответствующие торговые заведения называются обменными пунктами.

[10] На первый взгляд, требование одинакового размера цены не выполняется при продаже товаров на рынках. Здесь покупатель может поторговаться и порой значительно снизить предлагаемую цену. Однако это вполне допустимо, если продавцом выступает гражданин, не являющийся предпринимателем (следовательно, договор не носит характера розничной купли-продажи).

[11] Перечни товаров, цены на которые регулируются государством, утверждены постановлением Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 г. № 239 // СЗ РФ. 1995. № И. Ст. 997; 1996. № 7. Ст. 669; № 17. Ст. 2002; № 32. Ст. 3942; 1997. № 27. Ст. 3232; 1998. № 32. Ст. 3907; 2001. № 7. Ст. 656; № 20. Ст. 2015; № 26. Ст. 2680; № 36. Ст. 3561; 2002. № 15. Ст. 1431. В розничной торговле к таким товарам относятся, например, драгоценные камни, ликеро-водочная продукция, сжиженный газ в баллонах для бытовых нужд и др.

[12] Конструкция договора розничной купли-продажи, в котором регулируется момент его заключения (а не вступления в силу), необычна для нашего законодательства.

[13] В. В. Витрянский, напротив, полагает, что оферта в договоре розничной купли-продажи в большинстве случаев является письменной, следовательно, и сам договор заключается в письменной форме. В доказательство этого он ссылается на то, что информация о продаваемом товаре подтверждается письменными документами, в том числе ценником (см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 84). Однако увидеть ценник на витрине и получить на руки письменную оферту – далеко не одно и то же. Согласно п. 2 ст. 434 ГК договор может заключаться в письменной форме либо путем составления одного письменного документа, либо путем обмена документацией с помощью средств связи. Последнее предполагает фактическое получение акцептантом оригинала или копии документа-оферты (которую, в частности, можно предъявить в качестве доказательства в суде). Только тогда можно считать, что оферта была совершена в письменной форме. В противном случае можно говорить лишь о заключении договора в устной форме, в том числе путем совершения конклюдентных действий.

[14] В розничной Торговле покупатель (и только он!) вправе ссылаться на свидетельские показания во всех случаях (ст. 493 ГК). Эта норма, не предусматривающая никаких исключений, чрезмерно жестка по отношению к продавцу. Ведь сторонами договора могут быть и два юридических лица. Вследствие несоблюдения обязательной письменной формы их процессуальное положение будет неравным.

[15] Данный договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. А это в большинстве случаев – оплата товара.

[16] Более категоричное утверждение Т. Л. Левшиной неточно (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 54). Разве не может сам покупатель выступить с предложением заключить договор? Да и продавец, в принципе, может обратиться с офертой к конкретному лицу. Ведь публичный характер розничной купли-продажи означает лишь то, что продавец не вправе отказать в заключении договора, условия которого должны быть одинаковы для всех покупателей (пп. 1 и 2 ст. 426 ГК).

[17] Представим себе, что фирма посылочной торговли поместила в своем каталоге информацию о товаре, который имеется на складе в ограниченном количестве (сокращение товарных запасов – один из основных путей повышения рентабельности современного бизнеса). На эту публичную оферту откликнулось одновременно множество покупателей, причем по характеру посылочной торговли ни один из покупателей не может знать о том, сколько человек акцептовало эту оферту до него. Вполне возможно, что количество полученных фирмой акцептов (а следовательно, и заключенных договоров) превысит количество имеющегося товара. Как в этом случае определить, кому из акцептантов выслать товар, а кому отказать?

Отметим еще один недостаток указанного правила. Реклама, содержащая все существенные условия договора, считается публичной офертой только применительно к договорам розничной купли-продажи. В отношении всех других потребительских договоров (которые, в частности, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей») и иных видов купли-продажи действует прямо противоположное общее правило ст. 437 ГК. Но так ли уж специфична розничная купля-продажа в отношении порядка заключения договора?

[18] Необходимость этой фикции сомнительна. Ведь договор розничной купли-продажи, по общему правилу, считается заключенным в момент оплаты товара. Как покупатель может оплатить его, т. е. заключить договор, не зная цены? Видимо, ему придется дополнительно справиться о цене покупки у продавца. Тогда оферта продавца будет включать и цену товара.

[19] Покупатель, приобретающий товар с условием его доставки, фактически вынужден принять любые условия продавца о сроке, если только он специально не позаботился об их согласовании.

Содержание договора розничной купли-продажи.Обязанности продавца в договоре розничной купли-продажи состоят в передаче покупателю товара:

а) в определенном месте;

б) со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару;

в) в согласованном количестве;

г) в определенном ассортименте;

д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

е) установленного качества;

ж) свободным от прав третьих лиц;

Наши рекомендации