Эхолалия как способ погасить конфликт.
Чтобы обезоружить нападающую сторону в конфликте, можно не сопротивляться, а просто сбивать с толку. Простое молчание тут не помогает, потому что и оно может восприниматься как сопротивление, игнорирование, молчание назло. Есть стопроцентный прием сбить с толку агрессора: повторить последнюю фразу с его же интонацией. «Ты никогда не покупаешь мне игрушек!» – говорит обиженный сын. «Ты никогда не покупаешь мне игрушек!» – с такой же обидой отвечает папа. Действительно, сыновья никогда не покупают папам игрушек и даже не задумываются над тем, о чем же мечтают папы. «Мне надоело есть кашу. Фу, как мне это не нравится!» – капризничает дочка. «Фу-фу, мне тоже не нравится каша. Мне надоело есть кашу. Это последний раз!» Повторяя фразы, мы, во-первых, даем понять, что мы слышим ребенка и разделяем его чувства. Во-вторых, мы гасим напряженность конфликта, взаимодействие развивается не на принципах противостояния, а на принципах консолидации. Если нет конфликта, если тебя понимают, просто нечем крыть. План сопротивления сорван, малыш обезоружен, он вынужден идти на компромисс, принять позицию родителя целиком или в какой-то степени. В первом случае ребенку придется отказаться от покупки игрушки, во втором – согласиться съесть хотя бы половину порции, пополам со своим товарищем по несчастью.
Правило № 94. Самый простой способ исчерпать конфликт с ребенком – занять его сторону.
5 АПРЕЛЯ
Несчастливцев или Счастливцев?
Все люди делятся на «счастливцевых» и «несчастливцевых». Трудно сказать, когда мы попадаем в ту или иную категорию, но простое упражнение прольет свет на природу вашего отношения к жизни. Спросите всех членов семьи, включая детей, какое самое раннее детское воспоминание им приходит в голову. Кто-то вспоминает, как боялся входить в подъезд, потому что там, в дверном проеме, промелькнула кошка. Кто-то вспоминает, как папа носил на плечах, когда далеко было идти в гости. Кто-то ясно помнит, как купался в ванной и «лопнул» игрушку. Кто-то вспомнил, как впервые взял в руки живую жабу и поразился тому, какая она холодная и мягкая. Большинство воспоминаний можно поделить на «хорошие» и «плохие». То, с какого аккорда (минорного или мажорного) началась жизнь, во многом определяет восприятие жизни в последующем. Есть, правда, круг нейтральных эмоций, например сильное удивление. Если ваш ребенок вспоминает что-то удивительное, скорее всего, ему присущи способность видеть события со стороны и хороший творческий потенциал.
Правило № 95. Интересуйтесь детскими воспоминаниями членов семьи – это поможет понять их.
6 АПРЕЛЯ
Используйте «эффект заражения», чтобы поднять настроение детям.
Есть традиция считать, что все, что по-настоящему смешно, одинаково действует на взрослых и детей. Когда папа и мама смотрят КВН, Comedy Club, а ребенок крутится рядом, мы увидим, как он смеется тогда же, когда и взрослые. Конечно, приятно осознавать, что ваш ребенок тонко чувствуют юмор, но, скорее всего, дело в имитации. Дети, как обезьянки, легко и привычно повторяют наши реакции. Для этого им вовсе не обязательно понимать содержание иногда пошловатых шуток юмористических программ для взрослых. Они счастливы порадоваться вместе с родителями, «прокатиться» на волне их хорошего настроения.
Правило № 96. Счастье каждого из нас становится сильнее, если мы делим его с другими – дорогими и близкими людьми.
7 АПРЕЛЯ
Веселая гипербола.
Преувеличение лежит в основании смешного. Природа юмора известна со времен Аристотеля. Все, что придумало человечество, может быть изменено в сторону уменьшения или преувеличения. Так уж получилось, что положительные эмоции вызывает преувеличение. У преуменьшений довольно сомнительная репутация. Может, потому что люди растут, рост воспринимается как прекрасная перспектива. Может, потому что уменьшение в своем пределе чревато исчезновением, а это опасно! Может, потому что все маленькое плохо видно, а большое видится издалека. Словом, все большое вызывает если не радость, то восторг. Дети любят кататься на качелях, взлетая вверх. Дети обожают «колесо обозрения». Им нравится, когда папа сажает их на плечи – глазам ребенка открывается широкий обзор. Им нравится примерять большие шляпы и туфли на каблуках, сидеть за рулем большого автомобиля, они любят ходить в магазин, как взрослые, выкладывая копейки на прилавок. Мальчики любят играть с большими машинами, девочки – получать в подарок огромные куклы. Когда игрушка превосходит ожидания, ребенок радуется. Создатели маппет-шоу для детей знают эту закономерность и делают огромные куклы, а «нормальным» персонажам шьют камзолы с большими карманами и пуговицами. Авторы мультфильмов выбирают в качестве героев больших животных – бегемотов, слонов, крокодилов, мишек, жирафов. Потому что они вызывают радостную реакцию уже одним размером. Правда, в нашей национальной традиции делать из гигантов страшилищ: Карабас, Змей Горыныч, Великан из «Кота в сапогах». Мы пугаем детей, желая предупредить их об опасностях, и одновременно отбиваем у них всякое желание проникнуть в Мир Больших Существ.
Правило № 97. Будут вашего ребенка радовать и смешить большие персонажи, животные или пугать и наводить ужас – решайте сами. Страх перед размерами не врожденный, он приобретается в детстве. Размеры могут смешить!
8 АПРЕЛЯ
Почему они привирают?
Дети часто используют гиперболу – преувеличение, если хотят быть услышанными. «Я не хочу есть, посмотри, у меня живот лопается – вон, как у слона!» Вообще, использование образных приемов закономерно и убедительно в этом возрасте. Метафоры, сравнения, гиперболы имеют предметно-образную чувственную основу, они в большей мере отвечают пралогизму мышления у детей.
Поэтому и взрослым, если они хотят говорить с детьми на одном языке, следует почаще прибегать к образному языку: «Ты прыгаешь, как кузнечик!», «Ты проснешься – и мы вместе разбудим солнышко. А пока оно уснуло, видишь, темно, и нам пора спать!», «Давай покормим рыбок, видишь, они хвостиками мелькают, просят!»
Правило № 98. Когда дети хотят произвести впечатление и быть услышанными, они преувеличивают.
9 АПРЕЛЯ