Охрана труда и промышленная экология в филиале оао «белорусский народный банк»
Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, технические, организационные, социально-экономические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Предметом охраны труда является анализ и изучение опасностей и вредностей на производстве, выявление их источников, качественная и количественная оценка этих опасностей, т.е. сравнение фактических уровней с допустимыми и разработка комплекса мер по исключению или снижению их до приемлемого уровня.
Цель охраны труда состоит в разработке способов обеспечения производственной безопасности и нормированных условий труда.
Задачами охраны труда являются: осуществление разноплановых мероприятий, позволяющих свести к минимуму воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, характерных для рабочих мест; минимизация вероятности несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников; обеспечение комфортных условий труда, способствующих высокой производительности; осуществление правовых, организационных, технических и гигиенических основ охраны труда и пожарной безопасности.
Недостатки в работе по охране труда имеют значительные отрицательные экономические последствия, такие как потеря трудоспособности из-за заболеваемости и травматизма, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, ухудшение экономических результатов работы предприятия (в связи со снижением производительности труда).
Правовой основой охраны труда является комплекс государственных мероприятий, закрепленных в праве в виде законов и подзаконных актов, и документов с целью обеспечения безопасных и безвредных условий труда, сокращению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости до приемлемого уровня.
Вопросы охраны труда в Республике Беларусь регулируются следующими законодательными актами:
- Конституция Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 12.07.2013 г. N61-3;
- Трудовой кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности»;
- Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;
- Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
- Закон Республики Беларусь «О стандартизации»;
- Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг», а также другими законодательными актами, директивными документами, межгосударственными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными ТНПА.
Экономическая значимость охраны труда заключается в повышении производительности труда, увеличении прибыли, конкурентоспособности продукции, улучшении культуры производства.
Для организации работы по охране труда в филиале ОАО «БНБ-Банк» создана служба охраны труда и гражданской обороны. Главный специалист данной службы контролирует соблюдение работниками правил безопасности и гигиены труда. Проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности. Результаты проверки знаний оформляются протоколом.
Огромное влияние на функциональную деятельность человека, его работоспособность оказывают метеорологические условия помещения. Благоприятное сочетание этих параметров обеспечивает нормальные условия труда. Показателями, характеризующими микроклимат, являются:
- Температура воздуха;
- Относительная влажность воздуха;
- Скорость движения воздуха;
- Интенсивность теплового излучения.
Проанализируем метеорологические условия и средства их обеспечения в филиале ОАО «БНБ-Банк» – Витебское областное управление и представим данные в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Производственная санитария и гигиена труда. Метеорологические условия (микроклимат) и средства их обеспечения
Исходные параметры | Значение реализуемых параметров | |
Санитарная классификация | V | |
Размер санитарно-защитной зоны | 50 м | |
Наименование помещения | кабинет | |
Период года | теплый | |
Характеристика тяжести работ | Iа | |
Параметры микроклимата | Температура воздуха рабочей зоны, °С | |
Скорость движения воздуха, м/с | 0,1 | |
Относительная влажность воздуха, % | ||
Техсредства и оборудование, обеспечивающие температурно-влажностный режим | Предусматриваемые системы вентиляции | система кондиционирования |
Кратность обмена воздуха в помещении, ч-1 | ≥ 5 | |
Баланс воздуха в помещении | нейтральный | |
Наличие тепло- или влаговыделяющего оборудования | компьютеры, принтеры | |
Отопление на участке | Система отопления в помещении | централизованная |
Теплоноситель и его параметры | Вода, t = 600, V = 3623 м3, 6 – мгновенный расход, 0,8 м3 /ч |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Таким образом, параметры микроклимата исследуемого объекта соответствуют требованиям соответствующих ТНПА.
Анализ вредных и опасных веществ, используемых при осуществлении деятельности Филиала, представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2– Характеристика опасных, вредных (токсичных) веществ, используемых в технологии
Исходные параметры и характеристики | Значения характеристики |
Наименование веществ | Озон |
Агрегатное состояние | газообразный |
Наличие источников пыли, вредных паров и газов. | лазерные принтеры, ксерокс |
Класс опасности веществ | |
ПДК вредных веществ, мг/м3 | 0,1 |
Количество вредных в-в, выдел. в воздух раб. зоны, мг/м3 | 0,08 |
Влияние вредных веществ на организм человека | нарушение окислительных реакций |
Мероприятия по борьбе с пылью, вредными парами и газами | своевременная уборка всех помещений, кондиционирование |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Предельно допустимая концентрация вредных веществ (озона), на исследуемом объекте, находится в пределах нормы, что достигается за счёт проветривания помещения и кондиционирования воздуха.
Одним из факторов повышения безопасности труда является освещение рабочего места. При недостаточном или нерациональном освещении возникает опасность травматизма и возможность несчастного случая. Рассмотрим соблюдение банком норм освещённости и представим данные в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Освещение (искусственное и естественное) в кабинете
Исходные параметры | Реализуемыйпараметр,реализуемыемероприятия |
Наименование помещения | Кабинет |
Наименование рабочего места | Ведущий специалист |
Окончание таблицы 4.3 | |
Вид и система искусственного освещения в помещении | рабочее, общее, равномерное |
Характеристика зрительной работы, разряд и подразряд зрительной работы | IVа |
Освещенность при выполнении данной зрительной работы, лк | |
Источники искусственного освещения | Люминесцентные лампы |
Мощность лампы светильников, Вт | |
Исполнение светильников. | Открытый, 4 светильника – по 4 лампы (18 Вт) |
Исполнение естественного освещения (боковое или боковое и верхнее) | Боковое |
Коэффициент естественной освещенности (КЕО, %) | 1,5 |
Мероприятия по обеспечению нормальной зрительной работы (до нормируемых значений) на рабочих местах | мытье окон замена ламп, чистка светильников |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Из таблицы 4.3. можно сделать вывод о соответствии нормам всех параметров искусственного и естественного освещения исследуемого кабинета. Кабинет и рабочие места обеспечиваются светом, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей и удовлетворения требований нормативных документов.
Для обеспечения нормальной зрительной работы осуществляется постоянный контроль за правильной эксплуатацией осветительных установок, содержанием светильников в рабочем состоянии, своевременной заменой ламп и соблюдением графика чистки светильников и окон.
Чистка световых проемов проводится 2 раза в год (в весенний и осенний периоды).
Рассмотрим опасные факторы машин и реализуемые мероприятия и представим данные в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – Опасные факторы машин и реализуемые мероприятия
Исходные параметры | Значение реализуемого параметра |
Наличие и характеристика опасных и вредных зон в конструкции оборудования. | поражение электротоком, повышенная температура (барабан лазерного принтера), ЭМП, ЭМИ, пожарная опасность |
Мероприятия по предотвращению воздействия опасных и вредных факторов на обслуживающий персонал оборудования | инструктаж, блокировка, средства технической и коллективной защиты от поражения электротоком, ежедневный производственный контроль |
Знаки безопасности на оборудовании | 220 V |
Классификация производственного помещения по опасности поражения электрическим током | без повышенной опасности |
Характеристика напряжения электрического тока в сетях питания; электросистем основного технологического оборудования, В | Переменный 220 V |
Тип исполнения электрооборудования | Закрытое |
Класс электрооборудования по способу защиты человека от поражения электрическим током | I |
Мероприятия по устранению опасности поражения электрическим током работающих (обслуживающий персонал) | изоляция, заземление, зануление, защитное отключение, недоступность токоведущих частей |
Сопротивление изоляции токоведущих частей, Мом | 0,7 |
Нормируемое значение сопротивления защитного заземления, Ом | |
Тип защитного заземления | Выносной |
Способ уборки (очистки) оборудования | влажные салфетки |
Зоны в оборудовании и технологические операции, способствующие накоплению зарядов статического электричества | Монитор |
Мероприятия по защите обслуживающего персонала от зарядов статического электричества | Заземление |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Определены опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников отдела. Это позволило идентифицировать опасности, оценить риски, разработать меры по их управлению.
Возможные причины возникновения пожара: неисправность электропроводки, неосторожное обращение с огнем, нахождение в кабинете горюче-смазочных материалов и других легко воспламеняющихся веществ.
В таблице 4.5. отражены основные характеристики организации по степени подверженности пожарам.
Таблица 4.5 –Противопожарные мероприятия
Исходные параметры | Значениереализуемого параметра |
Наименование помещения | Кабинет |
Категория производства по пожароопасности | В |
Классификация производственного помещения по взрыво- и пожароопасности | П IIа |
Характеристика материалов стен по сгораемости | Несгораемая |
Степень огнестойкости стени перекрытий | II R 120-КО – стены REI 60-КО – перекрытия |
Огнестойкость стен, ч | |
Характеристика материаловперекрытий по сгораемости | Несгораемые |
Огнестойкость перекрытий, ч | |
Расстояние от наиболее удаленного рабочего местадо эвакуационного выхода, м | |
Количество эвакуационных выходов, шт. | |
Стационарные установки огнетушения | ПК – 2 шт. |
Тип извещателей о пожаре | ИП – 212, 77Т |
Первичные средства огнетушения | огнетушитель порошковый ОП – 4, огнетушитель углекислотный ОУ – 3 |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности соответствуют требованиям ППБ 01-2014,ТНПА противопожарного нормирования и стандартизации.
Обеспечение пожарной безопасности на объектах ОАО «БНБ-Банк» возлагается на начальников руководителей управлений и самостоятельных отделов, размещенных в зданиях филиала.
К организационным мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности относятся:
* проведение инструктажа и обучение работников пользованием первичных средств огнетушения;
* проведение регулярного контроля и проверок электрооборудования;
* установление путей эвакуации персонала;
* установление средств извещения и тушения загораний и пожаров.
В соответствие с законодательством Республики Беларусь все объекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности обязаны проводить не реже одного раза в пять лет аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Рабочее место – пространственная зона, оснащённая необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания.
Рассмотрим средства индивидуальной защиты и обеспечение личной гигиены в таблице 4.6.
Таблица 4.6 – Компенсация профессиональных вредностей. Средства индивидуальной защиты и личная гигиена работающих
Исходные параметры | Значение реализуемого параметра |
Профессия (должность) | Ведущий специалист |
Условия труда | 2 класс – допустимые |
Продолжительность дополнительного отпуска, дни | 1 (по контракту) |
Пенсионный возраст, лет (2017) | |
— женщин | 55,5 |
— мужчин | 60,5 |
Обеспечение ЛПП | |
Спецодеждой | - |
Спецобувью | - |
Средствами индивидуальной защиты органов зрения и дыхания | - |
Средства обеззараживания кожи | вода, мыло |
Метод обеззараживания кожи | мытье рук |
Периодичность медосмотра | 1 р. в 2 года |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Выделение и использование денежных и материальных средств на выполнение планов, мероприятий (данные о выделении и использовании денежных средств анализируются за последние три года)
Таблица 4.7 – Выделение и использование средств на мероприятия по охране труда
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||
План. | Факт. | План. | Факт. | План. | Факт. | |
Всего затрат, тыс. руб. | 20,5 | 20,7 | 24,0 | 23,1 | 27,0 | 25,7 |
в том числе: на номенклатурные мероприятия, предусмотренные соглашением по социальным вопросам охране труда | 9,0 | 8,8 | 10,0 | 9,5 | 11,6 | |
на средства индивидуальной защиты | 8,5 | 9,1 | 10,5 | 10,4 | 11,0 | 10,7 |
на лечебно-профилактическое питание | 3,0 | 2,8 | 3,5 | 3,2 | 4,0 | 3,4 |
на одного работника, руб. | 20,7 | 20,6 | 27,1 | 25,8 | 30,3 | 28,4 |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
На рисунке 4.1 рассмотрим динамику внедрения средств на мероприятия по охране труда.
Рисунок 4.1 – Выделение средств на использование мероприятий по охране труда
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, проводится в соответствии с «Инструкциями о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты».Проследить динамику травматизма и заболеваемости мы можем, проанализировав таблицы 4.8
Таблица 4.8 – Показатели производственного травматизма
Показатели | Формулы и обозначения | Годы | ||
Среднесписочное число работающих | Р | |||
Число несчастных случаев в отчетный период | Т | – | – | – |
Число дней нетрудоспособности (всех) | Д | |||
Показатель частоты травматизма | – | – | – | |
Показательтяжести травматизма | – | – | – | |
Показатель потерь рабочего времени | 222,7 | 200,3 | 245,0 |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Из таблицы 4.8 следует, что за последние три года не произошло ни одного несчастного случая.
Проведем анализ материальных затрат в связи с временной утратой нетрудоспособности. Данные для анализа приведены в таблице 4.9.
Таблица 4.9 – Материальные затраты в связи с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих
Показатели | Формулы и обозначения | Год | ||
Число дней нетрудоспособности (по листам трудоспособности) | Д | |||
Среднедневная заработная плата одного рабочего и служащего,руб | Зпср дн | 315,6 | 410,8 | 505,6 |
Коэффициент, учитывающий все элементы производст. затрат (выплаты по листам нетрудоспособности) по отношению к заработной плате. | Ф | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Окончание таблицы 4.9 | ||||
Материальные затраты в связи с временной утратой трудоспособности. | МП | 65834,16 | 89143,6 | 120332,8 |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
На рисунке 4.2 рассмотрим динамику материальных затрат в связи с несчастными случаями на производстве (временной утратой трудоспособности).
Рисунок 4.2 – Динамика материальных затрат в связи с несчастными случаями на производстве (днями нетрудоспособности)
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Мероприятия по обеспечению филиалом ОАО «БНБ-Банк» экологической безопасности приведены в таблице 4.10.
Таблица 4.10 – Система менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда
Исходные параметры | Значение реализуемого параметра |
Внедрение (наличие) систем управления качеством на соответствие международным требованиям ИСО 9001 | Присутствует |
Внедрение (наличие) систем управления окружающей средой (СУОС) на соответствие международным требованиям ИСО 14 000 | Присутствует (с 2007 г.) |
Внедрение (наличие) систем управления охраной труда (СУОТ) на соответствие международным требованиям ИСО 18 000, СТБ 18001-2009 | Присутствует (с 2008 г.) |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
В ОАО «БНБ-Банк» разработаны системы управления качеством (ИСО 9 001), окружающей средой (ИСО 14 000), охраной труда (ИСО 18 000).
Внедрение СУОТ осуществляется путем: ознакомления руководителей и работников банка со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками банка своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.
Основополагающим принципом деятельности банка в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам деятельности. Высшее руководство берет на себя ответственность за реализацию политики, обязуется довести ее до сведения каждого работника и требует от всех работников ее неукоснительного выполнения. Также в филиале проводится постоянный контроль и управление рисками, анализ системы управления охраны труда на соответствие поставленным целям и задачам и реализуется принцип постоянного улучшения. Идентификация опасностей проводится в каждом структурном подразделении. Идентификация опасностей в структурных подразделениях проводится рабочими группами.
Важное значение имеют мероприятия по охране окружающей среды. На исследуемом объекте выбросы в атмосферу отсутствуют. Сточные воды – бытовые. Системы предварительной очистки сточных вод отсутствуют. Утилизация твёрдых бытовых отходов производится путём их вывоза на полигон твёрдых бытовых отходов. Все объёмы ТБО своевременно вывозятся и утилизируются. Рассмотрим Промэкологию (охрануокружающей среды) в таблице 4.11.
Таблица 4.11 – Промэкология (охрана окружающей среды)
Исходные параметры | Значение реализуемого параметра |
Нормативы допустимых выбросов (НДВ) (из экологического паспорта ) | Отсутствует |
Объем сброса сточных вод, м3 (из эколог. паспорта ) | 82 (бытовые) / неделю |
Количество (объем) образования твердых бытовых отходов, т (м3) /день | |
Окончание таблицы 4.11 | |
Наличие систем очистки воды и сточных вод | Отсутствует |
Обращение (утилизация, рециклинг, переработка, захоронение и т. п.) с отходами | Складирование в контейнер и вывоз, сдача макулатуры, ежегодно |
Мероприятия по энергосбережению | Использование энергосберегающих ламп |
Источник: составлено автором по данным Филиала.
Для улучшения экологической составляющей филиала ОАО «БНБ-Банк» разработана и внедрена СУОС. Это позволило определить экологическую политику филиала, идентифицировать экологические аспекты деятельности, сформулировать программу управления окружающей средой.
Вывод. Условия труда в филиале ОАО «БНБ-Банк» относятся к допустимым условиям, которые характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма, возникающие под их воздействием, восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия на состояние здоровья работников в ближайшем и отдаленном периоде.
Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством банка, является обеспечение безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности, улучшение условий труда работников.
Разработанная и внедренная в ОАО «БНБ-Банк» система управления охраной труда позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травматизма работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.
Внедрение системы управления охраной труда позволяет банку управлять профессиональными рисками в области безопасности и здоровья и повышать эффективность такого управления, в частности:
– устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью;
– осуществлять контроль за опасными производственными факторами;
– управлять рисками, возникающими в процессе трудовой деятельности;
– интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента.
Для улучшения экологической составляющей филиала ОАО «БНБ-Банк» разработана и внедрена СУОС. Это позволило определить экологическую политику филиала, идентифицировать экологические аспекты деятельности, сформулировать программу управления окружающей средой.
Заключение