Правовое регулирование рынка розничных банковских услуг и методика их учёта в банках Республики Беларусь
Правовое регулирование рынка банковских услуг - один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков, электронных денег. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу банковской деятельности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.
Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются законодательством и правилами Национального банка РБ.
В соответствии с Банковским Кодексом РБ для ведения банковских операций необходима лицензия (специальное разрешение). В Республике Беларусь все банковские операции производятся в национальной валюте (белорусский рубль), а при наличии лицензии Национального банка Республики Беларусь - и в иностранной валюте. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не имеют права осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность диктуется собственными нуждами. Не вправе они вести и страховую деятельность в качестве страховщиков.
В РБ надзор за банками осуществляется:
подразделениями Национального банка;
внутренним аудитом;
внешним аудитом;
собственниками.
Коммерческие банки подвержены контролю также и со стороны налоговой инспекции, финансовых органов, органов государственного контроля, правовых органов.
Способами банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, выдача лицензий и т.д.
В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.
В Республике Беларусь наиболее распространенными операциями на рынке розничных услуг являются кредитование населения, вкладные операции, расчеты пластиковыми карточками и валютно-обменные операции.
Особая роль на рынке розничных услуг принадлежит ОАО «БНБ-Банк» в том числе, и в части кредитования физических лиц.
Учреждения ОАО «БНБ-Банк» осуществляют кредитование населения в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226, Положением о кредитовании населения за счет ресурсов ОАО «БНБ-Банк» от 30.06.2004 N 32.4 и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы кредитования физических лиц.
Кредиты физическим лицам учитываются на активных балансовых счетах, как показано в таблице 1:
Таблица 1 - Балансовые счета, применяемые при осуществлении кредитных операций банка с физическими лицами
Номера счетов | Наименование счетов баланса |
240Х | Займы физическим лицам |
241Х | Краткосрочные кредиты физическим лицам |
242Х | Долгосрочные кредиты физическим лицам |
245Х | Иные активные операции с физическими лицами |
Комиссионные доходы по кредитам | |
80ХХ | Процентные доходы |
90ХХ | Процентные расходы |
Комиссионные расходы по кредитам |
Для отражения в учете операций банка по предоставлению кредитов клиентам (кроме банков) предназначены активные балансовые счета 2-го класса "Кредитные операции с клиентами".
Вкладные операции банка с физическими лицами регламентируются Положением о порядке совершения операций по вкладам за счет ресурсов ОАО «БНБ-Банк» от 11.11.2003 № 45.14, Особенностями осуществления операций по вкладным счетам физических лиц в ОАО «БНБ-Банк» в единой базе данных от 29.06.2006 № 49.7, Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2009 № 125 об утверждении инструкции по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке Республики Беларусь и банках Республики Беларусь.
Денежные средства принимаются во вклады (депозиты) банком, имеющим на основании лицензии на осуществление банковской деятельности право на привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты).
Привлечение денежных средств во вклады (депозиты) оформляется договором банковского вклада и на сумму принятого вклада (депозита) при ее внесении в кассу банка для зачисления на вкладной (депозитный) счет оформляется приходный кассовый ордер.
Вклады (депозиты) физических лиц учитываются на пассивных балансовых счетах, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2 - Балансовые счета, применяемые при расчетах по вкладным операциям с физическими лицами
Номера счетов | Наименование счетов баланса |
Вклады (депозиты) до востребования физических лиц | |
Срочные вклады (депозиты) физических лиц | |
Условные вклады (депозиты) физических лиц | |
Процентные расходы по вкладам (депозитам) физических лиц |
По дебету этих балансовых счетов, отражается списание (возврат) денежных средств. По кредиту счетов отражается поступление денежных средств.
Учет операций по открытию и ведению счетов с физическими лицами ведется в разрезе 3 класса плана счетов "счета по операциям клиентов".
Порядок осуществления и бухгалтерский учет операций с банковскими платежными карточками регламентируется Протоколом заседания Правления ОАО «БНБ-Банк» от 08.06.2009 г. № 66.4 о правилах совершения операций с банковскими платежными карточками в ОАО «БНБ-Банк», Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. № 74 об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками с изменениями и дополнениями.
Между участниками безналичных расчетов должны быть заключены соответствующие договорные отношения:
договоров между банками - эмитентами;
договоров между банком - эквайером и предприятиями торговли и сервиса, обязующийся обслуживать платежные карты;
договоров между банком и клиентом, использующим платежную карту.
Основанием для выпуска в обращение банковских платежных карточек, осуществления эквайринга, безналичных расчетов по операциям с карточками являются лицензии платежных систем и соответствующие лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Эмиссия карточек включает в себя:
заключение банком и клиентом договора карт-счета (кредитного договора);
открытие банком карт-счета (счета по учету кредитной задолженности) клиенту;
персоналнзацию карточки;
выдачу карточки держателю с предоставлением возможности ее использования.
Для совершения и отражения в бухгалтерском учете банка операций с использованием платежных карточек применяются балансовые счета, как показано в таблице 3:
Таблица 3 - Балансовые счета, применяемые при расчетах банковскими платежными карточками
Номер счета | Наименование счетов баланса |
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками | |
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками | |
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками | |
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками | |
Клиринговые счета | |
80ХХ | Процентные доходы |
90ХХ | Процентные расходы |
Комиссионные доходы по операциям с банковскими платежными карточками - полученные банком комиссионные вознаграждения | |
Комиссионные расходы по операциям с банковскими платежными карточками - уплаченные банком комиссионные вознаграждения | |
Расходы по услугам автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей | |
Прочие банковские доходы | |
Прочие банковские расходы |
Банки могут совершать валютно-обменные операции со всеми иностранными валютами, к которым Национальным банком Республики Беларусь установлен официальный курс белорусского рубля.
При этом банк самостоятельно определяет круг валют иностранных государств для осуществления валютно-обменных операций.
Данные операции банки проводят на базе обменных пунктов.
Обменный пункт открывается на основании приказа. В приказе в обязательном порядке содержится следующая информация: номер обменного пункта, его адрес (для обменных пунктов на базе бронированных автомобилей указываются возможные места стоянки), режим работы обменного пункта, работники банка, на которых возлагаются руководство и контроль за деятельностью обменного пункта, перечень валютно-обменных операций, совершаемых данным обменным пунктом.
При изменении этих сведений банком издается приказ о внесении поправок в первоначальный приказ, а в случае изменения номера обменного пункта - приказ о его закрытии и открытии нового обменного пункта.
При этом банки в трехдневный срок информируют Главное управление Национального банка Республики Беларусь по области по месту расположения обменного пункта о его открытии или закрытии. Каждому обменному пункту присваивается индивидуальный номер, который недопустимо использовать банком повторно для создания другого обменного пункта этого банка.
Поскольку в обменном пункте проводится большое количество операций с наличной иностранной валютой, обменный пункт должен быть оснащен техническими средствами для определения подлинности иностранной валюты, позволяющими осуществить не менее шести видов контроля: магнитный, в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне спектра, при десятикратном увеличении с использованием лупы, а также в проходящем и отраженном световом потоке.
Также в обменном пункте должны находиться справочные материалы (каталоги) по определению подлинности, платежности наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Работник обменного пункта обязательно должен иметь следующие документы:
выписку (копию) из приказа банка о его назначении на должность кассира, заверенную подписью руководителя и печатью банка;
копию приказа банка об открытии обменного пункта, заверенную подписью руководителя и печатью банка;
копию внутреннего нормативного документа банка о порядке установления и доведения обменных курсов;
паспорт либо удостоверение сотрудника банка.
Валютно-обменные операции, проводимые в обменных пунктах, в обязательном порядке должны фиксироваться с использованием кассовых аппаратов или компьютерных систем с занесением информации о сделке в соответствующие реестры и заканчиваться выдачей физическому лицу чека кассового аппарата либо компьютерной системы, подтверждающего факт проведения операции.
Вышеуказанные реестры купленной, проданной иностранной валюты, ее размена либо обмена могут вестись в обменном пункте, как в письменном, так и в электронном виде с использованием программно-технических средств, а также в виде электронного документа.
Информация данных реестров, заверенная подписью кассира обменного пункта, является основанием для отражения валютно-обменных операций в бухгалтерском учете банка.
В соответствии с Инструкцией № 398 и Инструкцией № 283, для отражения в бухгалтерском учете валютно-обменных операций, осуществляемых в обменных пунктах ОАО «БНБ-Банк», используются счета, представленные в таблице 4:
Таблица 4 - Балансовые счета, используемые в бухгалтерском учете валютно-обменных операций, совершаемых через обменные пункты
Номер счета | Наименование счетов баланса |
Денежные средства в кассе | |
Денежные средства в обменных пунктах | |
Валютная позиция | |
Рублевый эквивалент | |
Балансирующий счет по операциям с иностранной валютой | |
Доходы по операциям с иностранной валютой | |
Расходы по операциям с иностранной валютой |
Итак, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Также, для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:
типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.
Национальный Банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка РБ, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.
Таким образом, для успешной работы банковской системы, повышения доверия населения к банковской системе и привлечения его к активному участию в сфере банковского рынка необходимо создание соответствующих условий.
Для создания данных условий важна согласованная деятельность органов власти и управления, национального банка и банков.