Правовое регулирование рынка розничных банковских услуг и методика их учёта в банках Республики Беларусь

Правовое регулирование рынка банковских услуг - один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков, электронных денег. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу банковской деятельности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.

Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются законодательством и правилами Национального банка РБ.

В соответствии с Банковским Кодексом РБ для ведения банковских операций необходима лицензия (специальное разрешение). В Республике Беларусь все банковские операции производятся в национальной валюте (белорусский рубль), а при наличии лицензии Национального банка Республики Беларусь - и в иностранной валюте. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не имеют права осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность диктуется собственными нуждами. Не вправе они вести и страховую деятельность в качестве страховщиков.

В РБ надзор за банками осуществляется:

подразделениями Национального банка;

внутренним аудитом;

внешним аудитом;

собственниками.

Коммерческие банки подвержены контролю также и со стороны налоговой инспекции, финансовых органов, органов государственного контроля, правовых органов.

Способами банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, выдача лицензий и т.д.

В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

В Республике Беларусь наиболее распространенными операциями на рынке розничных услуг являются кредитование населения, вкладные операции, расчеты пластиковыми карточками и валютно-обменные операции.

Особая роль на рынке розничных услуг принадлежит ОАО «БНБ-Банк» в том числе, и в части кредитования физических лиц.

Учреждения ОАО «БНБ-Банк» осуществляют кредитование населения в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226, Положением о кредитовании населения за счет ресурсов ОАО «БНБ-Банк» от 30.06.2004 N 32.4 и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы кредитования физических лиц.

Кредиты физическим лицам учитываются на активных балансовых счетах, как показано в таблице 1:

Таблица 1 - Балансовые счета, применяемые при осуществлении кредитных операций банка с физическими лицами

Номера счетов Наименование счетов баланса
240Х Займы физическим лицам
241Х Краткосрочные кредиты физическим лицам
242Х Долгосрочные кредиты физическим лицам
245Х Иные активные операции с физическими лицами
Комиссионные доходы по кредитам
80ХХ Процентные доходы
90ХХ Процентные расходы
Комиссионные расходы по кредитам

Для отражения в учете операций банка по предоставлению кредитов клиентам (кроме банков) предназначены активные балансовые счета 2-го класса "Кредитные операции с клиентами".

Вкладные операции банка с физическими лицами регламентируются Положением о порядке совершения операций по вкладам за счет ресурсов ОАО «БНБ-Банк» от 11.11.2003 № 45.14, Особенностями осуществления операций по вкладным счетам физических лиц в ОАО «БНБ-Банк» в единой базе данных от 29.06.2006 № 49.7, Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2009 № 125 об утверждении инструкции по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке Республики Беларусь и банках Республики Беларусь.

Денежные средства принимаются во вклады (депозиты) банком, имеющим на основании лицензии на осуществление банковской деятельности право на привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты).

Привлечение денежных средств во вклады (депозиты) оформляется договором банковского вклада и на сумму принятого вклада (депозита) при ее внесении в кассу банка для зачисления на вкладной (депозитный) счет оформляется приходный кассовый ордер.

Вклады (депозиты) физических лиц учитываются на пассивных балансовых счетах, которые представлены в таблице 2:

Таблица 2 - Балансовые счета, применяемые при расчетах по вкладным операциям с физическими лицами

Номера счетов Наименование счетов баланса
Вклады (депозиты) до востребования физических лиц
Срочные вклады (депозиты) физических лиц
Условные вклады (депозиты) физических лиц
Процентные расходы по вкладам (депозитам) физических лиц

По дебету этих балансовых счетов, отражается списание (возврат) денежных средств. По кредиту счетов отражается поступление денежных средств.

Учет операций по открытию и ведению счетов с физическими лицами ведется в разрезе 3 класса плана счетов "счета по операциям клиентов".

Порядок осуществления и бухгалтерский учет операций с банковскими платежными карточками регламентируется Протоколом заседания Правления ОАО «БНБ-Банк» от 08.06.2009 г. № 66.4 о правилах совершения операций с банковскими платежными карточками в ОАО «БНБ-Банк», Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. № 74 об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками с изменениями и дополнениями.

Между участниками безналичных расчетов должны быть заключены соответствующие договорные отношения:

договоров между банками - эмитентами;

договоров между банком - эквайером и предприятиями торговли и сервиса, обязующийся обслуживать платежные карты;

договоров между банком и клиентом, использующим платежную карту.

Основанием для выпуска в обращение банковских платежных карточек, осуществления эквайринга, безналичных расчетов по операциям с карточками являются лицензии платежных систем и соответствующие лицензии Национального банка Республики Беларусь.

Эмиссия карточек включает в себя:

заключение банком и клиентом договора карт-счета (кредитного договора);

открытие банком карт-счета (счета по учету кредитной задолженности) клиенту;

персоналнзацию карточки;

выдачу карточки держателю с предоставлением возможности ее использования.

Для совершения и отражения в бухгалтерском учете банка операций с использованием платежных карточек применяются балансовые счета, как показано в таблице 3:

Таблица 3 - Балансовые счета, применяемые при расчетах банковскими платежными карточками

Номер счета Наименование счетов баланса
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками
Расчеты по операциям с чеками и банковскими платежными карточками
Клиринговые счета
80ХХ Процентные доходы
90ХХ Процентные расходы
Комиссионные доходы по операциям с банковскими платежными карточками - полученные банком комиссионные вознаграждения
Комиссионные расходы по операциям с банковскими платежными карточками - уплаченные банком комиссионные вознаграждения
Расходы по услугам автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей
Прочие банковские доходы
Прочие банковские расходы

Банки могут совершать валютно-обменные операции со всеми иностранными валютами, к которым Национальным банком Республики Беларусь установлен официальный курс белорусского рубля.

При этом банк самостоятельно определяет круг валют иностранных государств для осуществления валютно-обменных операций.

Данные операции банки проводят на базе обменных пунктов.

Обменный пункт открывается на основании приказа. В приказе в обязательном порядке содержится следующая информация: номер обменного пункта, его адрес (для обменных пунктов на базе бронированных автомобилей указываются возможные места стоянки), режим работы обменного пункта, работники банка, на которых возлагаются руководство и контроль за деятельностью обменного пункта, перечень валютно-обменных операций, совершаемых данным обменным пунктом.

При изменении этих сведений банком издается приказ о внесении поправок в первоначальный приказ, а в случае изменения номера обменного пункта - приказ о его закрытии и открытии нового обменного пункта.

При этом банки в трехдневный срок информируют Главное управление Национального банка Республики Беларусь по области по месту расположения обменного пункта о его открытии или закрытии. Каждому обменному пункту присваивается индивидуальный номер, который недопустимо использовать банком повторно для создания другого обменного пункта этого банка.

Поскольку в обменном пункте проводится большое количество операций с наличной иностранной валютой, обменный пункт должен быть оснащен техническими средствами для определения подлинности иностранной валюты, позволяющими осуществить не менее шести видов контроля: магнитный, в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне спектра, при десятикратном увеличении с использованием лупы, а также в проходящем и отраженном световом потоке.

Также в обменном пункте должны находиться справочные материалы (каталоги) по определению подлинности, платежности наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Работник обменного пункта обязательно должен иметь следующие документы:

выписку (копию) из приказа банка о его назначении на должность кассира, заверенную подписью руководителя и печатью банка;

копию приказа банка об открытии обменного пункта, заверенную подписью руководителя и печатью банка;

копию внутреннего нормативного документа банка о порядке установления и доведения обменных курсов;

паспорт либо удостоверение сотрудника банка.

Валютно-обменные операции, проводимые в обменных пунктах, в обязательном порядке должны фиксироваться с использованием кассовых аппаратов или компьютерных систем с занесением информации о сделке в соответствующие реестры и заканчиваться выдачей физическому лицу чека кассового аппарата либо компьютерной системы, подтверждающего факт проведения операции.

Вышеуказанные реестры купленной, проданной иностранной валюты, ее размена либо обмена могут вестись в обменном пункте, как в письменном, так и в электронном виде с использованием программно-технических средств, а также в виде электронного документа.

Информация данных реестров, заверенная подписью кассира обменного пункта, является основанием для отражения валютно-обменных операций в бухгалтерском учете банка.

В соответствии с Инструкцией № 398 и Инструкцией № 283, для отражения в бухгалтерском учете валютно-обменных операций, осуществляемых в обменных пунктах ОАО «БНБ-Банк», используются счета, представленные в таблице 4:

Таблица 4 - Балансовые счета, используемые в бухгалтерском учете валютно-обменных операций, совершаемых через обменные пункты

Номер счета Наименование счетов баланса
Денежные средства в кассе
Денежные средства в обменных пунктах
Валютная позиция
Рублевый эквивалент
Балансирующий счет по операциям с иностранной валютой
Доходы по операциям с иностранной валютой
Расходы по операциям с иностранной валютой

Итак, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Также, для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный Банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка РБ, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Таким образом, для успешной работы банковской системы, повышения доверия населения к банковской системе и привлечения его к активному участию в сфере банковского рынка необходимо создание соответствующих условий.

Для создания данных условий важна согласованная деятельность органов власти и управления, национального банка и банков.

Наши рекомендации