Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России
Цели деятельности:
· защита и обеспечение устойчивости рубля
· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации
· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
· развитие финансового рынка Российской Федерации;
· обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации
11. Основные функции и полномочия Министерства финансов РФ.
Министерство Финансов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке единой государственной финансовой политики и общее руководство организацией финансов в стране.
Структура: Председатель, 9 замов, департаменты, Федеральные службы, подведомственные министерству (ФНС, федеральное казначейство).
Полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства
2. Осуществляет составление проекта федерального бюджета
3. Утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета
4. В установленном порядке осуществляет управление гос долгом РФ, резервным фондом и фондом национального благосостояния
5. Осуществляет выполнение функций эмитента гос ценных бумаг РФ
6. Осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
7. Осуществляет закупку товаров, работ услуг, в установленной сфере деятельности
8. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Функции Министерства финансов:
— совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
— разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом;
— методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.
12. Полномочия федеральной налоговой службы.
Федеральная налоговая служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, своевременностью внесения налогов и сборов, и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет.
ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ИП и крестьянских хозяйств.
ФНС подведомственна МинФину РФ.
Полномочия ФНС:
1. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующий бюджет;
2. разрешения на обработку фискальных данных, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином
3. Осуществление гос регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и ИП в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. Ведение учета учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля ; единый реестр лотерейных терминалов, реестр дисквалифицированных лиц ;
6. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставление формы налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения;
7. Принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
13. Полномочия федерального казначейства.
Федеральное казначейство действует на основании Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе".
Федеральное казначейство - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Федеральное казначейство подведомственно МинФину РФ и в соответствии с бюджетным кодексом наделено:
полномочиями:
1. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации
2. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета
3. осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы
4.осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета
-ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
5. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации
6. осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
7. осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
14. Счетная палата РФ: порядок формирования, полномочия.
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Основные задачи Счетной палаты РФ:
— определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;
— осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.
Порядок формирования:
Председатель Счетной палаты и половина аудиторов (6) назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель председателя и вторая половина аудиторов (6) назначается на должность Советом Федерации на тот же срок.
В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Полномочия:
1. осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности
2. направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения в правоохранительные органы
3. запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
4. привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей
5. организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
6. осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям;
7. осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности
15. Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Контрольно-счетный орган субъекта РФ (муниципального) является постоянно действующим органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта (представительным органом МО)
Деятельность основывается на принципах:
• законности,
• объективности,
• эффективности,
• независимости
• гласности
Контрольно-счетный орган субъекта РФ образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа.
Срок устанавливается законодательством субъекта (мун.образования) , но не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.
1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:
1) контроль за исполнением бюджета субъекта и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета и межбюджетных трансфертов субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта...
8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации,
11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
16. Основные функции и полномочия правительства РФ в сфере финансовой деятельности.
Правительство РФ— федеральный орган исполнительный власти, порядок деятельности которого определяется федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ»
Правительство РФ состоит из:
• Председателя Правительства
• Заместителей Председателя Правительства
• федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства в недельный срок предоставляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Основные полномочия Правительства РФ:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатахсвоей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) разрабатывает и реализует налоговую политику
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет управление гос. внутренним и внешним долгом
е)осуществляет валютное регулирование и валютный контроль
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
17. Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений.
Бюджетное право- совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования федеральных, региональных и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования государственных внебюджетных фондов.
Нормы бюджетного права устанавливают:
•основы бюджетного устройства
•структуру бюджетной системы
•роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы
•объемы бюджетов и внебюджетных фондов
•перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов
•правовое положение субъектов бюджетного права
•бюджетный процесс
•порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов
•основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Виды норм бюджетного права:
1. Материальные – закрепляют структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами.
2. Процессуальные – регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Бюджетные правоотношения - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
18. Понятие бюджетной системы РФ, виды бюджетов.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы:
•федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
•бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
•местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов).
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Принципы построения бюджетной системы
•полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
•сбалансированности бюджета
•результативности и эффективности использования бюджетных средств
•общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
•прозрачности (открытости)
•достоверности бюджета
•адресности и целевого характера бюджетных средств
•подведомственности расходов бюджетов
•единства кассы
Бюджетное устройство РФ.
Бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны и служат финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ закреплены принципы единства, самостоятельности бюджетов. (конкретизируются в разных ФЗ)
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов (распределения между бюджетами доходных источников, создания и частичного пере распределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней.)
Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и статистической бюджетной информации; согласованные принципы бюджетного. процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Единство бюджетной системы является необходимым условием проведение единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения
20. Формирование доходной части бюджетов.
Доходы государственного (муниципального) бюджета -денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»
Федеральные | Региональные | местные |
Налог на доходы физ лиц | Транспортный налог | Земельный налог |
Налог на прибыль организаций | Налог на игорный бизнес | Налог на имущество физ лиц |
НДС | Налог на имущество организаций | |
акцизы | ||
НДПИ | ||
Водный налог |
Классификация доходов:
· Собственными доходамиявляются налоговые доходы и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.
Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).
· В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются: на налоговые — предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые — доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества ГУП и МУП, в том числе казенных; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, доходы от платных услуг, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия
· Закрепленные доходы бюджетов — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) называет их собственными доходами. Регулирующие доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных отчислений от доходов на основании решений вышестоящих органов власти. Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования), помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Расходы бюджетов.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей природной среды; социально-культурная сфера; наука; международная деятельность.
Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимое условие реализации намеченных расходов — соблюдение принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), т. е. требование соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов. БК РФ при наличии дефицита требует определения источников его финансирования. С 2004 г. с целью обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой предусмотрено создание Стабилизационного фонда РФ. В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.( При этом запрещено создавать резервные фонды законодательных органов и депутатов)
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
капитальные расходы–это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
текущие расходы–часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Формы осуществления:
1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
2)средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
2) трансферты населению;
3) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
4) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
5) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
6) бюджетные кредиты юридическим лицам;
7) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
8) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
9) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
10) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.