Ролевая игра 1. ТРЕНИНГ КОНТАКТА
Материалы Время Ситуация | Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которого уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и произносите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия). |
Инструкция участнику Инструкция группе Обсуждение | «Выберите из нашего списка подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему. Следите за тем, чтобы не нарушать личное пространство партнера, улыбайтесь и держитесь максимально дружественно. Если ваш партнер захочет что-либо сказать, замолкайте и внимательно слушайте». «Проследите за тем, как ведет себя партнер по упражнению. Будут ли моменты, когда он чем-то заинтересуется, захочет что-либо сказать или уточнить? » «Достаточно ли дружелюбно вел себя протагонист? Что в его сообщении вызвало интерес? Удалось ли ему замолчать в тот момент, когда партнеру уже захотелось вмешаться в разговор?» |
Комментарии
Первые демонстрационные ролевые игры достаточно тяжело даются участникам, поэтому в качестве протагониста лучше выбрать более или менее уверенного в себе человека.
После упражнения нужно как минимум два раза за что-либо похвалить протагониста (если только это не сделает сама группа в обсуждении).
В демонстрационных ролевых играх принимают участие все участники группы, для этого можно использовать страховочные ситуации или ситуации, которые предложат сами участники группы.
77
Если в ходе ролевой игры что-либо не удается, то ролевая игра повторяется с самого начала с тем же участником и партнером. Обычно второй дубль удается лучше — и это служит для участника подкреплением и придает ему веру в себя и эффективность тренинга.
Страховка
Другие ситуации к тренингу контакта:
1. В магазине вы видите человека, который вас заинтересовал, поскольку просматривает книгу, которая вам тоже очень нравится.
2. На пляже симпатичный незнакомец (незнакомка) явно скучает в одиночестве.
3. По набережной прогуливается молодой человек, и ему явно нечем заняться.
4. В кафетерии театра девушка задумчиво допивает кофе с коньяком.
5. На научной конференции участник (участница) внимательно читает ваш стендовый доклад.
6. В универсаме незнакомец (незнакомка) придирчиво выбирает сыр.
7. В очереди к зубному врачу вы видите симпатичного незнакомца (незнакомку).
8. В сберкассе незнакомец (незнакомка) старательно заполняет квитанцию оплаты коммунальных услуг.
9. К вам на работу устроился (устроилась) новый сотрудник.
10. В самолете вам досталось место рядом с заинтересовавшим вас человеком.
В качестве партнера по этим ситуациям могут выступать люди из списков, полученных в упражнениях «Больше-меньше» и «Новые знакомства».
Домашнее задание
1.До следующей встречи вам необходимо обратиться к трем незнакомым людям и поговорить с ними 2-3 минуты на заранее подготовленную тему. Если партнер будет не расположен к кон-
78
такту, просто извинитесь и оставьте его в покое. Пожалуйста, запоминайте все, что с вами будет происходить, все особенности состоявшегося разговора.
2. Придумайте или возьмите из жизни собственную ситуацию для знакомства с интересными лично вам людьми. Запишите как минимум 3 ситуации для знакомства с интересными вам людьми на стандартных бланках. Эти ситуации будут обсуждаться в группе.
Упражнение 16. КОНТАКТ С ГРУППОЙ
Материалы Не требуется.
Время Упражнение — 7 мин., обсуждение — 5-
7 мин. на каждого участника.
Инструкция «Ваша задача состоит в том, чтобы обра-
титься ко всем здесь присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении вы расскажете о том, что вы любите, охотно делаете, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.
Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить.
Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведет себя человек с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».
Обсуждение «Что в прозвучавшем сообщении было ин-
тересно? В какой момент сообщение привлекло ваше внимание?»
Комментарии
Если при выполнении упражнения возникают трудности, то участнику можно предложить повернуться спиной к аудитории,
Материалы Время Инструкция Обсуждение | Не требуется. Упражнение — 7 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Ваша задача состоит в том, чтобы обратиться ко всем здесь присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении вы расскажете о том, что вы любите, охотно делаете, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях. Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведет себя человек с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы». «Что в прозвучавшем сообщении было интересно? В какой момент сообщение привлекло ваше внимание?» |
можно предложить ему стать на стул, а всем присутствующим сесть на пол.
В обсуждении группа обычно говорит, что контакт улучшался в тот момент, когда звучали комплименты.