Модуль 1 «Экономические и организационные основы банковского менеджмента»

Тема 1. Необходимость и особенности банковского менеджмента.

1. Теоретические основы банковского менеджмента .Специфика банковского менеджмента

2 Цели и задачи, содержание БМ

3 Правовые основы, принципы и организация банковского менеджмента.,

4. Понятие качества менеджмента, его оценка

1. Теоретические основы банковского менеджмента .Специфика банковского менеджмента.

В условиях рыночной экономики любая компания требует управления. Менеджмент как термин трактуется по-разному: управление, заведование. Как наука отражает теоретические и методологические основы, как практическая деятельность раскрывает конкретную систему управления предприятием.

Менеджмент как наука сформировался в период конца 19 начала 20 века. Основоположником классической школы менеджмента был . Ф.Тейлор, который утверждал, что на смену решениям, основанным на обычаях и традициях, должны прийти точные. разработанные на основе изучения практики. процедуры. Он сформулировал следующие положения:

–научная организация труда и концепция « рационального человека»

- разделение функций планирования и исполнения

- сдельная оплата труда, единоначалие, жесткий контроль (потогонная система Тейлора).

Классиком менеджмента является немец М.Вебер. Концепция бюрократических организаций. Рациональное обезличенное управление посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности, ведения формальной отчетности., разделения собственности и управления.

Также к классикам менеджмента относят А.Файоля, Маргарет Фоллет. Ч.Барнарда.(гуманистическое направление)

Системный подход в менеджменте – Н.Винер.

Во всех перечисленных направлениях классического менеджмента господствовала идея универсальности, согласно которой эффективная в какой-либо организации концепция управления будет не менее действенна и в другой. Крайний случай – единый наилучший метод.

Однако практика опровергает (примеры)

В современных условиях доминирует ситуационный подход в менеджменте, выделение различных сфер со своей спецификой. Разработка системы управления на основе изучения ключевых характеристик организации, эвристические подходы, субъективизм. интуиция и талант менеджеров. Банковский менеджмент имеет значительную специфику в связи со специфичностью объекта управления. В то же время - общие принципы эффективного менеджмента.

Особенности банковского бизнеса.

· специфика структуры балансаНизкая доля собственных средств в пассиве и низкая доля материальных активов в активах

· нематериальный. характер банковского продукта

· принцип «частичного резервирования»

· , зависимость от доверия

· высокая рисковость + фокусирование рисков

· эффект домино

· жесткий государственный .надзор и регулирование

· чрезвычайная подвижность финансовых рынков ,

плюс страновые особенности России

Итак, теоретические основы БМ –

1.теория менеджмента

2.теория финансового менеджмента. ФМ – наука новая 50-е гг 20 в.

3 основы:

– портфельная теория (Гарри Марковиц). В 1990 г . Нобелевская премия по экономике. основа – теория эффективного портфеля. Оптимальный портфель рисковых активов, обеспечение ожидаемой доходности при любом риске и минимизация риска при любой доходности. Разрабатывалась далее Джоном Линтером, Митесом, Яном Мойссином, Уильямом Шарпом. И будет разрабатываться далее , так как влияющие факторы - практически бесконечны.

- теория структуры капитала – Франко Модильяни и Мертон Миллер –каждая фирма имеет оптимальную индивидуальную структуру капитала. Критерий оптимальности – повышение стоимости фирмы. в т.ч. в курсовой стоимости акций.

- теория агентских отношений

3.теория банковского дела -

4. теория психологии, социологии

5. математика и статистика и т.д.

Цели и задачи БМ

Цели БМ обусловлены целями функционирования банка .Их можно подразделить на экономические и социальные.

Экономической целью часто считают максимизацию прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. Кто заинтересован в прибыли банков?

Однако такая формулировка цели зачастую понимается однозначно и однобоко (максимизация любой ценой в краткосрочном периоде), не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. его развитие. улучшение техники и т.д.

Главная .экономическая цель – максимизация рыночной стоимости банка , долгосрочная прибыль, рост объемов операций, повышение стоимости акций, стабильные дивиденды при приемлемом риске.

Социальная. цель – банки как общественные, публичные институты. – удовлетворение потребностей клиентов в ассортименте услуг и их качестве. культуре и скорости обслуживания. На макроуровне - содействие развитию экономики региона и страны.(часто игнорируется. если не подкреплена экономически)

Из целей вытекают задачи:

Как правило, это задачи создания эффективных механизмов управления

- прибыльностью при допустимом риске (управление доходами и расходами через управление операциями банка)

- поддержание ликвидности в краткосрочном и долгосрочном периоде

- управление рисками

- управление персоналом. для раскрытия его потенциала.

С точки зрения содержания БМ делят, как правило, на финансовый менеджмент банка и управление персоналом.

С точки зрения процесса управления содержание БМ составляют

- планирование (на основе анализа)

-–контроль

регулирование

Как единый управленческий цикл.

Планирование дает возможность руководству банка определить параметры развития банка, его цели, масштабы и спланировать результат деятельности. Как правило, процесс планирования рассматривается как совокупность перспективного (долгосрочного.) и текущего( оперативного, краткосрочного) планирования. То есть определить цели и пути их реализации с различной степенью детализации и на разных временных отрезках.

Анализ, как правило, направлен на сравнение факт-план. а также с другими банками. Анализ деятельности любого экономического субъекта – трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется информационная, организационная и кадровая база Ключевым моментом является комплексность анализа. Только на основе всеохватывающего изучения деятельности можно дать конкретные рекомендации по дальнейшему развитию банка.

Информационное обеспечение экономического анализа представляет собой систему внешней и внутренней информации. Внешняя информация – информация о состоянии среды, в которой действует банк. Предполагается сбор данных о ситуации на рынках, о конкурентах и клиентах и т.д. Источниками служат публикуемая статистика и отчетность, личные контакты с клиентурой и т.д. Система внутренней информации характеризует сам банк с точки зрения его внутреннего состояния. Она должна быть оперативной и полной. Выполнение этих требований в современных условиях невозможно без использования новейших информационных технологий.

Контроль обеспечивает определение и документирование фактических показателей , сравнение их с плановыми данными, выявление отклонений. Контроль внешний – ЦБ и аудиторы, контроль внутрибанковский – защита интересов инвесторов. банков, клиентов .Позволяет выявить и устранить отрицательные тенденции.

Регулирование – корректировка разработанных целей и путей (внутреннее) – совершенствование оргструктуры, инструктивных и методических материалов, процедур, принятие конкретных мер, совершенствование управления персоналом и т.д. Внешнее – государственный .надзор со стороны ЦБ, других органов.

Если рассматривать БМ как процесс, состоящий из последовательности подпроцессов ,то БМ включает:

1 разработка и принятие управленческого решения (УР), его реализация,

Для 1 подпроцесса - три стадии –

Разработка УР – поиск информации, обработка, анализ и выявление проблемы

- принятие УР – выбор из альтернатив. Методы (интуитивный, здравого смысла ) и научный)

- реализация УР – выбор исполнителей, доведение до них, контроль, оценка, корректировка. результат

Принципы: 1)иерархии в принятии решений (на том уровне управления, где сосредоточено больше информации), 2) создания целевых межфункциональных групп(временных из различных уровней и сфер банка 3) использование формализованных правил и процедур 4) использование планов 5)использование прямых горизонтальных. связей.

2 информационное обеспечение БМ

3 экономический механизм БМ

4 управление банковской .деятельностью

5 управление персоналом

6.управление предпринимательской средой (насколько возможно)

Правовые основы БМ.

Деятельность коммерческих банков регулируется российским законодательством. При этом можно выделить несколько блоков законодательных актов.

Нормы Конституции РФ, относящиеся к к банковской деятельности;

Общие законы: ГК, ФЗ;

Специальные законы;

Нормативные акты ЦБ РФ (инструкции, положения) и др.подзаконные акты

Международные правовые акты (правила, конвенции, стандарты);

Локальные правовые акты (Уставы банков, инструкции)

Правовое обеспечение деятельности КБ все время совершенствуется.

Принципы БМ :

БМ – самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение стратегических целей посредством рационального использования ресурсов с применением особых принципов и методов, присущих банковской деятельности.

Принципы:

- неукоснительное соблюдение законов и норм

- ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов. создание банковских продуктов, пользующихся спросом и прибыльных для банка

- постоянное стремление к повышению эффективности. уменьшению затрат и получению больших финансовых результатов.

- учет состояния рынков и корректировка целей и программ банка

- учет показателей деятельности банка и его филиалов

- использование современных информационных технологий ( ИТ)

- постоянная ориентация на инновации

- рациональная кадровая политика .

- неиспользование недобросовестной конкуренции

Методы БМ

- управление на основе контроля (при стабильном развитии)

-на основе экстраполяции ( те же тенденции, что и в прошлом)

- на основе принципиальной смены целей и тенденций

- пожарный (оперативные решения)

Компетенции банковского менеджера:

1 Понимать:

- ответственность перед банком и коллективом

- задачи и стратегию банка

- особенности человеческих .отношений в коллективе

необходимость постоянного пополнения знаний

2.Знать

- специфику БД и его теорию и практику

- состояние БС страны и тенденции

- технику операций ( в любом подразделении)

- основы права, хозяйственного и банковского

- учет и аудит – общий и банковский

- теорию управления применительно к банкам

- основы предпринимательства

- технику делового общения. этику. психологию

- применение техники и технологий в БД

3.Уметь на своем уровне управления:

- предвидеть и анализировать факторы, способные повлиять на банк или подразделение, организовывать работу по проведению такого анализа

- анализировать финансовые результаты банка или подразделения

- разрабатывать орг.структуры

- проводить банковские .операции,организовывать разработку новых продуктов

- выявлять потребности клиентов и учитывать их, организовать соответствующую деятельность сотрудников

- оперативно управлять подразделением

-координировать внутри подразделения и с другими

- контролировать работу

- стимулировать и мотивировать коллектив

улучшать имидж и репутацию

Качество БМ, его оценка

Одним из главных .преимуществ хорошего банка и главной проблемой плохого банка является качество БМ. . Качество банковского менеджмента есть его свойство, определяющее эффективность системы управления, т.е. спо­собность банка достигать стоящие перед ним цели и задачи. Качество управления — это характеристика самой системы управления, ее субъектов, объектов, механизма, инструментов, технологии принятия решений В рыночной экономике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности. В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

Кризис 1998 года в банковской системе России в качестве одной из причин имел низкий уровень качества БМ.. Кризис управления – неадекватность управления условиям, в которых работает банк и задачам. Понятие «плохое управление» (мисменеджмент) – имеет несколько толкований.

1 – плохое управление.. (чрезмерное расширение ссудных операций,плохое кредитование, отсутствие внутреннего контроля, плохое планирование) Для этого типа управления характерно не предвидение изменений ситуа­ций и возникающих рисков, а расчет на то, что «время само решит все проблемы».

2 – косметическое управление. Его сущность составляет сокрытие прошлых и настоящих «убытков с целью выиграть время и сохранить контроль. Существует много спосо­бов скрыть реальную экономическую ситуацию посредством приукрашивания 'баланса

3 – безнадежное Для него характерно проведение чисто внешних преобразований, связанных с осуществлением нескольких выгодных сделок. Эти сделки могут ка­саться спекулятивных операций с ценными бумагами, привлечения депозитов по повышенным процентным ставкам для предоставления крайне рискованных ссуд.

4 – мошенничество. Мошенничеством считается, например, организация банка предпринимателями, имеющими определенные личные интересы. К мошенничеству прибегают зачастую и тогда, когда руководство банка предвидит приближающийся крах.

А вот что такое хорошее управление, не столь ясно.

Мак-Нотон выделяет следующие критерии и характеристики:

открытость культуре

наличие общих ценностей

нацеленность на прибыль

акцент на удовлетворение потребностей клиентов

желание вкладывать средства в новые продукты

стратегическое и последовательное руководство

квалифицированный.подбор и подготовка персонала

хорошо поставленная система информации

эффективное управление рисками.

В американской практике система CAMEL.

Включает результаты предыдущего анализа; то есть характеристики CA ELS

Компетентность, стремление к лидерству, качество внутреннего контроля, способность руководства планировать и реагировать на кризисы и изменения конъюнктуры, эффективность управления персоналом, характер проводимой политики, риск инсайдерских сделок

Анализу подвергают­ся системы бухгалтерского учета, планирования и внутреннего контроля, кадро­вая политика и соответствие оперативной деятельности утвержденной ссудной и инвестиционной политике, выбранным моделям управления активами и пасси­вами. Особое внимание уделяется выявлению фактов злоупотреблений и веде­ния дел с самим собой. Здесь предметом изучения становятся практика предо­ставления ссуд на «нездоровой» основе крупным акционерам, директорам, служащим или лицам, в которых банковская администрация заинтересована, прецеденты ис­пользования банковских средств в личных корыстных целях служащих и директоров, злоупотребления в области заработной платы и вознаграждений.

В последние годы в связи с включением в систему оценки финансовой ус­тойчивости банков нового компонента — чувствительности к рискам дастся так­же оценка уровня рыночных рисков (процентных, валютных и фондовых) и спо­собности банка их контролировать и регулировать.

В российской практике (для ССВ и ЦБ) - - прозрачность структуры собственности, организация внутреннего контроля и ПОД/ФТ Ответы на вопросы по 4 балльной шкале) конечно вопросы имеют отношение к управлению, но не полностью охватывают проблему. К тому же методика балльной оценки предельно формальна. Названные выше подходы к оценке качества управления подтверждены и в Указании Банка России от 30 апреля 2008 г. 2005-У -«Об оценке экономического положения банков». Дополнительно к существующим направлениям оценки качества управления вводится новое — управление стратегическим риском. В рамках его оценивается наличие у банка стратегии развития банка, утвержденной собранием акционеров или советом директоров банка; отражение в ней результатов SWОТ-анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны банка; определение в ней приоритетов в его деятельности; наличие плана реализации должной стратегии, а также системы контроля и мониторинга за его выполнением. Сводная оценка характеризует состояние управления стратегическим риском как «хорошее»; «удовлетворительное», «сомнительное», «неудовлетворительное».

Ключевой вопрос - критерии оценки. 2 основных подхода, причем они не являются взаимоисключающими :

косвенный – узко – по прибыли. Срез прошедших событий.

более широко - то есть по основным параметрам деятельности и достижению целей. которые планировались (ограниченность своеобразием российских условий . остается неизвестным, почему банк а лучше управляется. чем банк Б, не выявляются принципы и правила управления банком, ни опыт + и - , невозможен бенчмаркинг и стандартизация лучшего.

Поэтому необходим и непосредственно управленческий – прямая оценка каества управления, определение обязательных требований (стандартов ).Без выполнения этих требований точно не может считаться качественным Такое управление, построенное на стандартах часто называют процессным.

Такие требования могут быть развиты по группам.

1.Общие.

1.1.Наличие целостной и непротиворечивой системы управления, включающей регламентацию любых упр.решений на всех уровнях и регламентацию их пересмотра, отмены, уточнения и реализации .Это д.б.. зафиксировано нормативными документами.Их комплект должен постоянно уточняться,. Это должно быть доступно для надзорного органа и в определенной мере для клиентов.

1.2 Управление должно быть разумным, осторожным, пруденциальным. В области операций должны быть хорошо разбирающиеся сотрудники, ресурсы всех видов, регулярный анализ деятельности, меры по управлению рисками, сдержанность в поисках и использовании лазеек в нормативной базе, открытость клиентам и наличие службы разбора жалоб.

1.3.Банк не нарушает законы, требования нормативных актов и индивидуальных предписаний надзорных органов.

1.4 Банк имеет систему планирования.

2. Требования к планированию и его технологии

2.1. Имеет стратегию развития – гибкую, адекватную условиям, качественную.

2.2. Стратегия развития содержит – миссию (концепцию). => систему целей. дерево, =>Стратегию управления :политику на период (систему политик), раскладывающихся на планы подразделений. а не складывающиеся из них.: =>комплексы практических .мер

2.3. Имеет подразделение, занимающееся стратегическим . анализом., разрабатывающим концепции и стратегии и пересматривающим для поддержания в актуальном состоянии .

2.4. имеет службу и целостную технологию информационной .поддержки и обоснования всех принимаемых упр.решений. своевременность поставки и обработки информации. Проблема быстроты и достоверности. Методическое .обеспечение сбора информации, ее оперативного анализа. Оптимальные. орг.структур и документооборот.

3 Требования к оперативному .управлению

3.1. УР должны приниматься на основе нормативных .документов

3.2 соответствовать духу и букве стратегии и планов банка , но учитывать оперативную информацию.

3.3. У каждого подразделения полный пакет документов (все решения, касающиеся их деят-ти, и всех подразделений. положение о подразделении, должностные инструкции), документы, формулирующие цели и планы , реализуемые им, руководство по операциям, методики анализа, порядок решения вопросов, информация о клиентах и т.д.

Прямой подход имеет свои ограничения (действия властей могут свести на нет эффект даже от замечательной системы управления. нужно применять оба подхода в комплексе.

Актуальные направления повышения качества управления:

совершенствование корпоративного управления

создание и внедрение стандартов управления.

(Задание по подготовке групповых презентаций по данным вопросам)

Наши рекомендации