Основные принципы правильной организации домашнего хозяйства
Разница между хорошей и плохой домохозяйкой состоит в следовании правильным принципам. Вот основные правила, выполнение которых поможет вам сделать свой дом чистым, не загроможденным и хорошо организованным:
1. Сосредоточьтесь. Управление домом требует внимательности и сосредоточенности. Невозможно мечтать о чем-то, пытаться разрешить свои проблемы и в то же время хорошо выполнять работу. Можно мечтать и одновременно гладить белье, мыть окна или посуду, но, как правило, большая часть работы требует мысленного напряжения и ваших рук, особенно во время приготовления пищи и организационной работы. Отвлекитесь от других мыслей и сосредоточьтесь на работе, которую вы должны выполнить. Когда речь идет о недостатках в ведении домашнего хозяйства, проблема обычно заключается в лени.
2. Сделайте жизнь проще. Невозможно стать хорошей домашней хозяйкой, если в вашем доме слишком много вещей, а именно, лишняя мебель, посуда, ненужные вещи, старые бумаги и журналы, игрушки, предметы, украшения и фамильные ценности. Они полезны лишь тогда, когда ими пользуются или когда они служат украшением дома. Когда они лежат мертвым грузом, они мешают, и потому от них следует избавиться. Для большей пользы нужно оставить в доме только те вещи, которые семья использует. Все остальное загромождает дом и мешает жить.
Если ваш дом загроможден лишними вещами и если вы хотите привести его в надлежащий вид, первым делом нужно избавиться от того, чем вы не пользуетесь. Выделите один день специально для того, чтобы очистить дом от всего лишнего и ненужного. Принесите большие картонные коробки. Напишите на них: выбросить, отдать, убрать, отложить, не знаю. Сделайте беглый осмотр всех ваших шкафов, комодов и чуланов. Оставьте только то, что, как вы знаете, вам нужно, а все остальное разложите по коробкам. Осмотрите также вещи, стоящие на открытых полках, на столах, и все то, что висит на стенах. После осмотра всего дома сделайте следующее:
• Сначала избавьтесь от коробок с надписью выбросить.
• Поставьте коробки с надписью убрать на антресоли, в
подвал или в чуланы.
• Поставьте коробки с надписью отдать в багажник своей
машины.
• Сложите вещи в коробки с надписью отложить. Если их
слишком много, поставьте коробки в угол и в последую
щие дни снова просмотрите их содержимое.
• Поставьте коробки с надписью не знаю в гараж, на чердак или в подвал, и в удобное время еще раз переберите вещи. После повторного осмотра оставьте вещи, судьбу которых вы решить не можете, в коробках еще на полгода. Если к концу этого периода они вам не понадобятся, вы убедитесь, что они действительно не нужны, и вам будет легко отдать их кому-нибудь другому. В процессе избавления от лишних вещей помните, что вещи должны быть или полезными, или красивыми. Оставьте только те полезные и красивые вещи, которые будут служить вашим нуждам. Другими словами, бокалы полезны, и миксер полезен, но в хозяйстве не нужны два миксера и сорок бокалов. Лучше иметь меньше, чем слишком много. Что касается красивых картин или других декоративных предметов, ограничьтесь теми, которые подчеркивают красоту вашего дома. Слишком большое количество предметов искусства только загромождает дом и делает его уродливым. Относительно фамильных реликвий и действительно ценных вещей, предметов, которые навевают воспоминания, оставьте их, если хотите, но если они обременяют, а не обогащают вашу жизнь, то хранить их тоже не стоит.
3. Расставьте все по местам. Чтобы в доме был порядок, у каждой вещи должно быть свое место. На кухне каждая тарелка, каждый бокал, чашка или сковорода должны иметь свое место. То же относится к крему для обуви, ножницам, канцелярским товарам, шнуркам, газетам и журналам. Сделайте в чуланах достаточное количество полок, корзин и крючков. Обеспечьте себя комодами или даже поставьте под кровать большие ящики и коробки. Когда у каждой вещи будет свое место, сделайте следующее: всегда ставьте вещь точно на то место, откуда вы ее взяли, и приучите всю семью делать то же самое. Когда все в вашем доме будет таким образом организовано, вы сможете найти любую нужную вам вещь даже ночью, в полной темноте.
Очень удобен большой чулан размером с небольшую комнату, по стенам которого развешаны полки. Полки также мож-о развесить в подвале, на чердаке, в гараже или же сделать не-'олыцую пристройку к дому специально для этих целей. В эти укромные места можно класть вещи, которыми вы не пользуетесь на данный момент. Это могут быть предметы одежды вне сезона, старая обувь, ткань, нитки, различные лоскуты, новогодние украшения, фамильные реликвии и картины.
4. Определите виды работ и их очередность. Во-первых, перечислите работу и сбой обязанности, которые вы выполняете постоянно: приготовление еды, стирка, уборка, покупка продуктов питания, уроки музыки у детей, штопка, посещение магазинов, еженедельная тщательная уборка. После этого составьте план с определением конкретного времени для каждого вида занятий. Далее перечислите дела, которые вы делаете время от времени, например, встречи, телефонные разговоры, общественные мероприятия, покупки для семьи, генеральная уборка, шитье, прогулки. Чтобы заранее планировать работу и различные мероприятия, используйте ежедневники.
5. Установите приоритеты. Установите мудрые приоритеты. Главное поставьте на первое место. Чтобы определить приоритеты, перечислите семь самых важных обязанностей, затем рассортируйте их по степени важности. Посоветуйтесь с мужем и детьми и попросите их высказать свое мнение. Например:
Список приоритетов:
• Моя внешность.
• Своевременное приготовление еды.
• Порядок в доме.
• Стирка и глажение.
• Насущные покупки.
• Дополнительные обязанности.
Естественно, что главным приоритетом в семье будет маленький ребенок. Маленькие дети должны занимать в списке приоритетов самое важное место. В дополнительные дела входят посещение врача, школьные события, вылазки на природу, музыкальные уроки детей и так далее. При наличии маленьких детей в семье иногда приходится жертвовать какими-то пунктами в дополнительном списке, а мужа просить купить в магазине продукты. Если вы справитесь с делами из списка приоритетов, считайте, что вы выполнили самые важные вещи.
Далее, составьте второстепенный список. Это уборка дома, мытье окон, уборка в гараже, шитье, посещение магазинов, игры с детьми, время для себя и другие дела. Потом сделайте еще один список для редких дел: это генеральная уборка по случаю важных событий, ревизия чуланов и комодов, покупка одежды в связи с переменой времени года, украшение дома к празднику.
Чтобы справиться с приоритетными делами, избегайте долгих разговоров по телефону, которые крадут ваше драгоценное время, долгих часов за шитьем или чтением книг, просмотров телепередач и бесцельных хождений по магазинам. Можно оправдать таким образом проведенное время, потому что каждой женщине это нравится. Все это так, но если вы хотите стать идеальной женой, вам придется пойти на определенные жертвы.
6. Работа. Однако если вы не хотите работать, ваша сосредоточенность, избавление от лишних вещей, правильная организация и осознание приоритетов будут совершенно бесполезными. Хорошее ведение домашнего хозяйства требует старания и упорства, как и любые достижения. Единственный способ успешного ведения домашнего хозяйства состоит в следующем. Вы надеваете фартук, засучиваете рукава и принимаетесь за работу. Но это так чудесно — готовить пищу, убираться и руководить хозяйством, ведь это самое полезное и плодотворное дело в мире.
7. Создавайте мужу уют и комфорт. При всем старании в домашних делах сделайте жизнь мужа комфортной. Помните, дом для него должен быть его крепостью. Пусть он вешает пиджак на спинку стула, пусть ложится на застеленную кровать, пусть оставляет на своем рабочем столе беспорядок, кладет свои очки на комод, а туфли у кровати. Это не значит, что вы должны смотреть сквозь пальцы на беспорядок и пренебрежительное к вам отношение, но пусть он расслабится и почувствует себя Дома комфортно. Такая линия поведения свойственна идеальной жене.
Например, один мужчина женился на очень требовательной женщине, приученной к идеальному порядку. Она неустанно ходила за ним по пятам, убирая вещи, поправляя подушки и коврики и повсюду наводя порядок. Он, наконец, просто устал от такого напряжения, развелся с ней и женился на женщине противоположного склада. Новая жена была хорошей хозяйкой но разрешала ему расслабиться и почувствовать себя комфортно. Сравнивая этих женщин, он однажды сказал: «Мне кажется что я снял узкие, жесткие, натиравшие мне ноги туфли и надел мягкие и удобные домашние тапочки». Конечно, детям нельзя позволять пользоваться такими же привилегиями, что и отец. Они должны подчиняться вашим требованиям и инструкциям.
Материнство
Идеальная жена находит большое удовольствие в материнстве. Это природный инстинкт, свойственный любой настоящей женщине. Этому не нужно учить, потому что это врожденное ее качество. Такой были Рахиль и Анна из библейских историй. Обнаружив, что они бесплодны, они воззвали к Господу, умоляя Его дать им детей. Это была их внутренняя потребность, стремление удовлетворить имевшийся в них природный инстинкт.
Истинная женщина инстинктивно стремится заботиться о своих детях. Она кормит их и охраняет их покой. Движимая инстинктом и думая об их физическом благополучии, она старается правильно кормить их, моет и охраняет от опасности. Она никогда не позволит им ходить голодными, не даст им мерзнуть и не оставит без защиты, и сделает все, что в ее силах, чтобы предотвратить несчастья. Она гордится их чистотой и опрятностью, манерами и умом. Она учит их быть счастливыми, хвалит их и ободряет, давая пищу уму и телу.
Как на все это смотрит мужчина? Мужчины уважают женщин, которые находят радость в материнстве. Мужчина может страшиться такой ответственности и даже выразить нежелание иметь больше детей, но он не будет восторгаться женщиной, которая не понимает радости материнства. Насколько неженственно звучат, например, такие слова из уст женщины: «О, я опять забеременела». Мужчины восторгаются женщинами, которые хотят иметь детей и посвящают себя заботам о них, и не важно, чем им придется в таком случае пожертвовать.
Приготовление еды
Для многих мужей и детей еда — исключительно важный аспект жизни. Представьте себе, что они чувствуют, когда голодные и уставшие возвращаются домой после трудового дня и знают, что могут рассчитывать на сытный и вкусный обед. Они открывают дверь и чувствуют запах свежевыпеченного хлеба, жареного лука, вкусного супа, поджидающего их на плите. Все это создает в доме неповторимую атмосферу любви и уюта. Совсем не обязательно подавать на стол изысканные блюда. Но очень важно, чтобы еда была приготовлена вовремя, и чтобы она была сытной и вкусной.
Из всех домашних обязанностей после забот о маленьких детях главным является приготовление еды. Все остальное может подождать. Еда нужна каждый день. Чтобы преуспеть в этом, выделите на приготовление обедов достаточное количество времени. Для приготовления хорошего обеда нужно время. Не позволяйте себе готовить на скорую руку. Вместо того чтобы уделять много времени сервировке, лучше займитесь приготовлением обеда. Также важно, если возможно, украсить стол красивой скатертью.
Многие женщины не умеют хорошо готовить. Они готовят второпях, делая акцент на скорости приготовления. Их цель состоит в том, чтобы как можно быстрее освободиться от кухонных дел, поэтому они выбирают скорые блюда. Они предпочитают замороженные полуфабрикаты, готовые салаты, замороженное тесто, консервы, макаронные изделия и другие виды легких и быстрых блюд. Но что еще хуже, некоторые семьи почти не готовят, предпочитая перекусы.
Женщины выбирают легкий выход в виде быстрых блюд, потому что не хотят развозить грязь на кухне. Но для чего тогда кухня? Не для того, чтобы на нее любоваться, а для упорного труда и приготовления пищи. У идеальной жены могут быть повсюду расставлены кастрюли и сковородки, пар на окнах, по-сУДа в раковине и мука на лице, но в результате — хороший домашний обед, средоточие семейной жизни.
Домашнее платье
Многие современные женщины не понимают значения термина домашнее платье, поэтому я объясню, что это такое. Домашнее платье — это очаровательное хлопчатобумажное платье, удобное для работы, обычно предназначенное для ношения вместе с фартуком. Используйте его для достижения карьеры идеальной жены. В той или иной степени это ваша форма или удостоверение личности. Когда вы дома носите женственные, выглядящие по-домашнему платья и фартуки, ни у кого из домашних не возникнет сомнения относительно того, кто вы для них — а именно королева домашнего хозяйства.
Домашнее хозяйство — дело характера
Может быть, вы никогда об этом не задумывались, но содержание дома в чистоте, приготовление еды и управление домашним хозяйством — это дело характера. Женщина, не справляющаяся с этими делами, выказывает слабость своего характера по следующим параметрам.
1. Сосредоточенность на себе. Плохое управление домашним хозяйством обычно указывает на эгоцентризм, ибо женщина слишком много думает о собственном комфорте и удовольствиях, много времени уделяет разговорам по телефону, чтению журналов и книг, ничегонеделанию, хождению по гостям вместо того, чтобы поработать для блага и комфорта собственной семьи.
2. Отсутствие организованности. Бог, являясь образцом совершенства, показывает нам Свое творение, шедевр организованности и системы, начиная от человеческого тела и заканчивая планетами в небесах. Он сказал, что Он не есть Бог неустройства. Он есть Бог порядка и мира. Неспособность следовать этому извечному примеру доказывает отсутствие характера.
3. Отсутствие знания. По причине недостатка знаний невозможно хорошо вести домашнее хозяйство. Это объяснимо в ситуации с новобрачной, но если она не пытается учиться, это показывает отсутствие у нее желания заботиться о семье, а значит, и отсутствие характера. Такую женщину можно сравнить с мужчиной, который не обеспечивает семью и не намерен учиться для того, чтобы обрести способность зарабатывать больше. Если вы не в состоянии приобрести больше знаний, обратитесь к Богу за помощью. Библия учит нас: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иакова 1:5).
4. Отсутствие чувства ответственности. Одной из причинплохого ведения домашнего хозяйства является отсутствие чувства ответственности или неспособность женщины взять на себя выполнение работы, свойственной ее полу. Как мы говорили в главе о характере, острое чувство ответственности — это добродетель. Когда этого чувства у женщины нет, это дефицит ее характера.
5. Лень. Это тоже недостаток характера, который выражается в отсутствии прилежания и усердия. Кроме того, женщина, которая не заботится о своей семье из-за лености, показывает отсутствие любви к своим близким, отсутствие желания обеспечить им комфорт.