Налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС обеспечивает примерно 36% всех поступлений от косвенных налогов в бюджет.
Ставка НДС определена по отношению к цене реализации.
По своей экономической сути НДС - это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы. НДС может взиматься как обычный налог, так и таможенный платёж.
НДС введен в РФ 1 янв. 1992г. Тогда цены сразу подскочили на треть, т.к. первоначальная ставка составляла 28%. Сейчас для всех товаров и услуг – 18%. 10% - для предприятий, изготавливающих и реализующих продовольственные товары за исключением подакцизных. В большинстве стран ставка налога на добавленную стоимость ниже, чем в России.
Как косвенный налог, НДС выступает в форме надбавки к цене товара и непосредственно не затрагивает доходы предприятия. Это не налог на предприятие, а налог на потребителя. Предприятие выступает лишь его сборщиком.
Акциз.
Акцизы устанавливаются на спирт, алкогольную продукцию, табачную продукцию, дизельное топливо и др. В отличие от НДС взимание акциза происходит один раз в отношении конкретного товара. При перепродаже товар, по которому акциз уже уплачен, вновь акцизом не облагается.
Однако подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учётом акциза. Что приводит к двойному налогообложению этих товаров.
Ставки акцизов, в основном, устанавливаются в абсолютных числах (в рублях за единицу измерения).
Т.к. НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению.
Косвенные налоги, являясь ценообразующими, включаются в цену сырья, материалов, комплектующих и увеличивают себестоимость изготавливаемых товаров, удорожают их, тем самым сдерживают производство. Они делают товары зачастую недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль в РФ действует с 1992 г. В настоящее время он обеспечивает около 76% всех поступлений прямых налогов. Налог устанавливается в процентах от прибыли, базовая ставка – 20%.
Ставка налога на прибыль определена к прибыли, составляющей лишь часть цены.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно НК РФ. Различают бухгалтерскую прибыль и прибыль для целей налогообложения. Зачастую они не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два или учета – налоговый, бухгалтерский, управленческий.
Прибыль есть разница между доходами и расходами компании. Прибыль – это обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости. За счет прибыли предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т.п. В условиях рыночной экономики каждое предприятие стремится максимизировать прибыль. В российской экономики в условиях инфляции и монополизма производителей предприятия обеспечивают максимизацию прибыли в значительной мере за счет цен.
Таким образом, налоговая система оказывает значительное влияние на уровень и динамику цен. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, больше инфляция. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она до последнего времени составляла около 20%. Правительство РФ предпринимает меры по уменьшение налогового бремени, прежде всего, для производителей товаров.