Взаимодействие цен и налогов.

Налоги - денежные платежи, взимаемые государством и (или) муниципальными образованиями без непосредственного оказания ответной услуги.

Это один из основных источников формирования государственной казны. Основная общественно-полезная функция налога - регулирование экономики рычагами налогово-дотационной политики. То есть государство должно стимулировать через дотации развитие тех отраслей экономики, которые приносят общественную пользу, и подавлять те отрасли, которые ведут к подрыву уровня жизни, генофонда народа и проч.

Налоги служат государственным структурам денежным источником, обеспечивающим выполнение их задач.

Взаимосвязь налогов и цен носит двойственный характер.

1) С одной стороны, налоги во многом определяют размеры цен. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает непосредственное влияние на предложение и цены. С ростом налогов увеличиваются издержки производ­ства и цена. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, умень­шает издержки производителя и должно, теоретически, снижать цену товара. Впрочем, это происходит не всегда.

2) С другой стороны величина налоговых поступлений определяется той суммой, с которой они взимаются. Величина же этой суммы зависит от уровня цен. Т.о. при назначении налогов следует исходить из того, что, с одной стороны, они должны быть не слишком большими и способствовать предпринимательской деятельности, а, с другой - быть достаточными для поддержания требуемого уровня бюджетных расходов.

Взаимосвязь цен и налогов проявляется тремя способами:

1) Цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные товары;

2) Цены являются исходной основой для определения количества и размера налогов;

3) Налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.

Виды налогов.

Виды налогов классифицируются по нескольким признакам.

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, выделяют

1) Федеральные налоги - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на все территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

2) Региональные - республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

3) Местные - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, устанавливаются в вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными актами представительных органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; сбор за право торговли; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство; налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы; другие виды местных лицензионных сборов.

По способу взимания налогов:

Прямые налоги - устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (физического или юридического лица). В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. Это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, земельный налог, лесной налог и др.

Косвенные налоги (иначе – адвалорные) - включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Продавец товара или услуги выступает посредником между государством и плательщиком. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

В настоящее время сделан упор на косвенные налоги как основу налоговой системы. Косвенные налоги – это налоги потребителя. Они считаются самыми несправедливыми. Поскольку регрессивны по отношению к доходу. Например, семья с доходом в 100 тыс. руб. и 40 тыс. руб. покупают одинаковый товар, в том числе, уплачивают налог (условно – в 20%). Обе семьи платят одинаковую сумму налога, но для второй семьи его доля по отношению к доходу оказывается гораздо выше, чем для первой семьи.

Все налоги прочие платежи отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включается в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее законодательство в России относит на себестоимость следующие отчисления.

· Отчисления на рекультивацию земель.

· Плату за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать).

· Плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем. Как правило, эти платежи оказывают слабое влияние на издержки водопользователей. Платежи за сверхнормативное потребление воды относятся на прибыль.

· Платежи за право на поиск, разведку полезных ископаемых. Увеличивают сметную стоимость работ незначительно.

· Платежи за право на добычу полезных ископаемых. Устанавливаются в зависимости от уровня цен на них и часто оказывают значительное влияние на уровень цен сырья. Так, по золоту и серебру только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учёта потерь превышают цены на эти металлы почти на одну пятую часть (???).

· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (это восполнение разведанных запасов и ресурсов). Ставки этих отчислений широко дифференцированы.

· Отчисления, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты, - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости. Основная часть платежей в указанные фонды относится на такой элемент себестоимости, как отчисления на социальные нужды, и лишь незначительная их часть возмещается за счет заработной платы работников, также являющейся элементом себестоимости. Ставки этих платежей устанавливаются в процентах к сумме фонда оплаты труда. Все платежи социального назначения и заработная плата участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты.

· Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

· Налог на имущество. Формально возмещается за счет прибыли. Но фактически может быть отнесён к налогам, включаемых в себестоимость продукции. Это объясняется тем, что он уплачивается из прибыли, но до налогообложения.

На себестоимость продукции по статье «Прочие затраты» относятся также платежи:

− за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

− платежи по обязательному страхованию имущества предприятий (которые учитываются в составе производственных фондов);

− часть отчислений в дорожные фонды;

− налог на рекламу;

− земельный налог;

− налог на операции с ценными бумагами и некоторые другие.

− государственные и таможенные пошлины.

Таможенные пошлины связаны не только с внутренними ценами, но и ценами мирового рынка. В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.

Введение высоких пошлин на импортные товары должно стимулировать их отечественное производство, обеспечивать поддержку российского производителя. Но не просто и не сразу можно определить, помогут ли высокие пошлины на импортные товары повышению качества и конкурентоспособности российской продукции.

Перечисленные налоги по-разному оказывают воздействие на уровень и структуру себестоимости и цен. Это связано со спецификой конкретного производства.

В целом доля этих налогов не превышает 13-15% в формировании доходов бюджета. Наибольшее влияние на структуру и уровень цен оказывают НДС, акцизы и налог на прибыль.

Наши рекомендации