Тема 8. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы.

Тема 8. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы.

Час.

Содержание.

8.1. Взаимодействие цен и налогов. Налоговая составляющая в цене, ее влияние на уровень, структуру и динамику цен. Виды налоговых платежей и их отражение в себестоимости и структуре цен. Влияние НДС и акцизов на уровень и динамику цен. Налог на прибыль в составе цены и его роль в формировании ее уровня.

8.2. Взаимосвязь цен и денежного обращения. Зависимость уровня цен от изменения массы денег в обращении и количества товаров, предложенных на рынке. Формула выражения этой зависимости. Эмиссия денег.

8.3. Динамика цен и развитие кредитных отношений. Удорожание кредита как один из факторов усиления инфляции. Воздействие роста цен на объем предоставляемого кредита. Отражение в себестоимости и ценах процентных ставок за кредит и их влияние на уровень и динамику цен. Инфляционные ожидания и динамика процентных ставок за кредит.

***

Взаимодействие цен и налогов.

Налоги - денежные платежи, взимаемые государством и (или) муниципальными образованиями без непосредственного оказания ответной услуги.

Это один из основных источников формирования государственной казны. Основная общественно-полезная функция налога - регулирование экономики рычагами налогово-дотационной политики. То есть государство должно стимулировать через дотации развитие тех отраслей экономики, которые приносят общественную пользу, и подавлять те отрасли, которые ведут к подрыву уровня жизни, генофонда народа и проч.

Налоги служат государственным структурам денежным источником, обеспечивающим выполнение их задач.

Взаимосвязь налогов и цен носит двойственный характер.

1) С одной стороны, налоги во многом определяют размеры цен. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает непосредственное влияние на предложение и цены. С ростом налогов увеличиваются издержки производ­ства и цена. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, умень­шает издержки производителя и должно, теоретически, снижать цену товара. Впрочем, это происходит не всегда.

2) С другой стороны величина налоговых поступлений определяется той суммой, с которой они взимаются. Величина же этой суммы зависит от уровня цен. Т.о. при назначении налогов следует исходить из того, что, с одной стороны, они должны быть не слишком большими и способствовать предпринимательской деятельности, а, с другой - быть достаточными для поддержания требуемого уровня бюджетных расходов.

Взаимосвязь цен и налогов проявляется тремя способами:

1) Цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные товары;

2) Цены являются исходной основой для определения количества и размера налогов;

3) Налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.

Виды налогов.

Виды налогов классифицируются по нескольким признакам.

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, выделяют

1) Федеральные налоги - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на все территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

2) Региональные - республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

3) Местные - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, устанавливаются в вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными актами представительных органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; сбор за право торговли; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство; налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы; другие виды местных лицензионных сборов.

По способу взимания налогов:

Прямые налоги - устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (физического или юридического лица). В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. Это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, земельный налог, лесной налог и др.

Косвенные налоги (иначе – адвалорные) - включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Продавец товара или услуги выступает посредником между государством и плательщиком. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

В настоящее время сделан упор на косвенные налоги как основу налоговой системы. Косвенные налоги – это налоги потребителя. Они считаются самыми несправедливыми. Поскольку регрессивны по отношению к доходу. Например, семья с доходом в 100 тыс. руб. и 40 тыс. руб. покупают одинаковый товар, в том числе, уплачивают налог (условно – в 20%). Обе семьи платят одинаковую сумму налога, но для второй семьи его доля по отношению к доходу оказывается гораздо выше, чем для первой семьи.

Все налоги прочие платежи отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включается в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее законодательство в России относит на себестоимость следующие отчисления.

· Отчисления на рекультивацию земель.

· Плату за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать).

· Плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем. Как правило, эти платежи оказывают слабое влияние на издержки водопользователей. Платежи за сверхнормативное потребление воды относятся на прибыль.

· Платежи за право на поиск, разведку полезных ископаемых. Увеличивают сметную стоимость работ незначительно.

· Платежи за право на добычу полезных ископаемых. Устанавливаются в зависимости от уровня цен на них и часто оказывают значительное влияние на уровень цен сырья. Так, по золоту и серебру только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учёта потерь превышают цены на эти металлы почти на одну пятую часть (???).

· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (это восполнение разведанных запасов и ресурсов). Ставки этих отчислений широко дифференцированы.

· Отчисления, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты, - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости. Основная часть платежей в указанные фонды относится на такой элемент себестоимости, как отчисления на социальные нужды, и лишь незначительная их часть возмещается за счет заработной платы работников, также являющейся элементом себестоимости. Ставки этих платежей устанавливаются в процентах к сумме фонда оплаты труда. Все платежи социального назначения и заработная плата участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты.

· Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

· Налог на имущество. Формально возмещается за счет прибыли. Но фактически может быть отнесён к налогам, включаемых в себестоимость продукции. Это объясняется тем, что он уплачивается из прибыли, но до налогообложения.

На себестоимость продукции по статье «Прочие затраты» относятся также платежи:

− за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

− платежи по обязательному страхованию имущества предприятий (которые учитываются в составе производственных фондов);

− часть отчислений в дорожные фонды;

− налог на рекламу;

− земельный налог;

− налог на операции с ценными бумагами и некоторые другие.

− государственные и таможенные пошлины.

Таможенные пошлины связаны не только с внутренними ценами, но и ценами мирового рынка. В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.

Введение высоких пошлин на импортные товары должно стимулировать их отечественное производство, обеспечивать поддержку российского производителя. Но не просто и не сразу можно определить, помогут ли высокие пошлины на импортные товары повышению качества и конкурентоспособности российской продукции.

Перечисленные налоги по-разному оказывают воздействие на уровень и структуру себестоимости и цен. Это связано со спецификой конкретного производства.

В целом доля этих налогов не превышает 13-15% в формировании доходов бюджета. Наибольшее влияние на структуру и уровень цен оказывают НДС, акцизы и налог на прибыль.

Акциз.

Акцизы устанавливаются на спирт, алкогольную продукцию, табачную продукцию, дизельное топливо и др. В отличие от НДС взимание акциза происходит один раз в отношении конкретного товара. При перепродаже товар, по которому акциз уже уплачен, вновь акцизом не облагается.

Однако подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учётом акциза. Что приводит к двойному налогообложению этих товаров.

Ставки акцизов, в основном, устанавливаются в абсолютных числах (в рублях за единицу измерения).

Т.к. НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению.

Косвенные налоги, являясь ценообразующими, включаются в цену сырья, материалов, комплектующих и увеличивают себестоимость изготавливаемых товаров, удорожают их, тем самым сдерживают производство. Они делают товары зачастую недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль в РФ действует с 1992 г. В настоящее время он обеспечивает около 76% всех поступлений прямых налогов. Налог устанавливается в процентах от прибыли, базовая ставка – 20%.

Ставка налога на прибыль определена к прибыли, составляющей лишь часть цены.

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно НК РФ. Различают бухгалтерскую прибыль и прибыль для целей налогообложения. Зачастую они не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два или учета – налоговый, бухгалтерский, управленческий.

Прибыль есть разница между доходами и расходами компании. Прибыль – это обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости. За счет прибыли предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т.п. В условиях рыночной экономики каждое предприятие стремится максимизировать прибыль. В российской экономики в условиях инфляции и монополизма производителей предприятия обеспечивают максимизацию прибыли в значительной мере за счет цен.

Таким образом, налоговая система оказывает значительное влияние на уровень и динамику цен. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, больше инфляция. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она до последнего времени составляла около 20%. Правительство РФ предпринимает меры по уменьшение налогового бремени, прежде всего, для производителей товаров.

Эмиссия безналичных денег.

Эмиссия безналичных денег первична. Прежде чем появятся в обороте наличные деньги, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Коммерческие банки удовлетворяют потребность хозяйствующих субъектов в деньгах предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

В условиях административной экономики, когда банковская система – одноуровневая, эмиссия безналичных денег монопольно осуществляется центральным банком на основании кредитных планов.

В условиях рыночной экономики, когда банковская система – многоуровневая, эмиссия безналичных денег распределена между уровнями банковской системы. Операционные функции по эмиссии безналичных денег выполняют коммерческие банки, а центральный банк контролирует и регулирует этот процесс.

Эмиссия безналичных денег происходит в результате действия механизма банковского (кредитного или депозитного) мультипликатора.

Мультипликация – процесс увеличения количества денег.

Существование денежно-кредитного мультипликатора открыл Дж. М. Кейнс в 1929-1930 гг. В это время в Америке и Европе происходила так называемая Великая депрессия. В Америке потребовались кредиты, которых не было.

Кейнс обнаружил, что счета до востребования способны самовозрастать, т.е. генерировать новые безналичные деньги в большом количестве. Денежно-кредитный мультипликатор Кейнса стал мощнейшим источником инвестиционного потенциала государства.

Рассмотрим механизм банковского кредитно-денежного мультипликатора на условном, упрощённом примере.

Предположим, что кто-то вложил в банк А сумму в размере 10000 долл. Исходя из обязательных резервов центрального банка банк А должен часть поступивших средств разместить в центральном баке (допустим, 10%). В принципе, этот человек может быть одним из учредителей банка. В итоге банк А может использовать для целей кредитования 9000 долл. На эту сумму он выдаёт кредит, и соответствующий клиент расплачивается с его помощью за сделку в банке Б. Ресурсы банка Б увеличиваются на эти 9000 долл., 10% из которых (т.е. 900 долл.) он должен перечислить в ЦБ (в результате этого с учётом предыдущей суммы в ЦБ теперь находится 1900 долл.) Остальные 8100 банк Б может выдать в качестве кредита. И так далее. В итоге первоначальный вклад наличными в размере 10000, зачисленный на банковский счёт, позволил создать дополнительную денежную массу.

Банковская система замкнута – кредит, выданный в одном банке, становится вкладом в другом. Эту схему можно сравнить с матрёшкой. Каждая сумма денег, внесённая в банк, позволяет создать кредит на чуть меньшую сумму (Таблица 8.1).

Таблица 8.1

Пример функционирования банковского мультипликатора

Вклад, руб. Норма резервирования (например, 10% от вклада) Кредитные деньги = = вклад – норма резервирования
Тема 8. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы. - student2.ru 1000
И так далее
Итого:    
100 000 10 000 90 000

Таким образом, первоначальный вклад 10000 руб. помог выдать кредитов на сумму 90 000 руб., создать вкладов на сумму 100 000 руб.

При этом вкладчики, скорее всего, думают, что их деньги лежат в банке на вкладе, и они являются владельцами этих конкретных денег. На самом же деле, вкладчики не обладают ничем, кроме записи в банковском компьютере. И если кто-то спровоцирует панику (как это уже случалось), то все вкладчики станут требовать возврата своих денег, но банки не смогут их вернуть, и финансовая система рухнет.

Все эти деньги создаются на основе долгов перед банком. Именно таким образом создается большая часть денег в мире – около 90%.

Математически банковский мультипликатор (М) обратно пропорционален норме обязательных резервов (R):

Тема 8. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы. - student2.ru

В приведённом примере М = 1 ÷ 0,1 = 10. Если наряду с нормативом обязательных резервов, составляющих 10%, банк держит ещё 10% сверхнормативных (избыточных) резервов, то фактические резервы = 20%. В этом случае значение мультипликатора будет ниже и составит: 1 ÷ 0,2 = 5.

Т.о. на величину денежной массы оказывает влияние необходимость создания банками обязательных резервов, исходя из устанавливаемой Центральным банком нормы обязатель­ного резервирования. (Получается, что нужно совсем отменить обязательный резерв? Это было бы выгодно банковской системе).

Манипулируя нормой обязательных резервов, Центральный банк использует эффект денежного мультипликатора. Он либо сжимает денежную массу, либо увеличивает кредитные операции в стране. Цены могут стремительно расти из-за увеличения денежного мультипликатора.

Эмиссия наличных денег.

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. При административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и не в коем случае не могла превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Потребность коммерческих банков в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно, но и невозможно.

Поэтому эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ), то есть эмиссия наличных денег происходит децентрализовано. РКЦ открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

Хотя рост цен невозможен без денежной эмиссии, прямой зависи­мости между нарастанием денежной массы и динамикой цен тоже не существует. Причинами относительно медленного роста цен в пери­од развертывания эмиссии могут быть конкретные обстоятельства, например, наличие масштабного рыночного пространства, главным образом, потребительской ориентации, военного спроса, наличие товарных запасов в торговой сети.

В целом зависимость ценообразования от количества денег в обращении проявляется посредством действия законов стоимости и денежного обращения:

Ø цены на товары должны устанавливаться на основе их стоимости;

Ø количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг.

Нарушение закона денежного обращения возникает, если осуществляется излишняя их эмиссия по сравне­нию с потребностями оборота и увеличивается скорость обращения денежной единицы и «под­крепляет» рост цен.

Динамика цен и развитие кредитных отношений. Удорожание кредита как один из факторов усиления инфляции. Воздействие роста цен на объем предоставляемого кредита. Отражение в себестоимости и ценах процентных ставок за кредит и их влияние на уровень и динамику цен. Инфляционные ожидания и динамика процентных ставок за кредит.

Динамика цен и кредитные отношения в рыночной экономике тесно связаны.

1) Рост цен косвенно способствует развитию кредита. Повышение цен на различные виды продукции (производственно-технического назначения, закупочных цен в сельском хозяйстве, на потребительские товары и услуги) вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретаемое сырье, материалы, оборудование, и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуд.

Ограниченность свободных денежных ресурсов для кредитования, с одной стороны, обуславливает развитие кредитных отношений, а с другой - способствует увеличению цены на кредит. В экономической литературе утверждается, что цена кредита складывается исходя из спроса и предложения на него. Однако предприятия в любом случае вынуждены брать кредиты, т.е. спрос на дополнительные средства у них есть всегда. И этот недостаток средств восполняется с помощью кредита.

Повышению цены за кредит способствуют также рост числа невозвращенных и не погашенных в срок ссуд, высокий удельный вес краткосрочных кредитов и другие факторы.

Используемые в хозяйстве оборотные средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготовляемой продукции. Цена на выпускаемые изделия постоянно повышается, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенсировать возможные инфляционные издержки. Таким образом, высокие темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса на кредитные ресурсы, а, следовательно, и высокие цены на кредит.

2) Цена имеет существенное значение для определения объема предоставляемого кредита. Ссуда выдается на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей (ТМЦ), имеющих вполне определенную цену. Поэтому, чем выше цена кредитуемых ТМЦ, тем больше объем предоставляемых ссуд.

Обычно ТМЦ кредитуются по цене их приобретения с учетом транспортных расходов (расходов по доставке), производимых заемщиком, и стадии движения ТМЦ. Например, если речь идет о покупных производственных материалах (сырье, основных и вспомогательных материалах, топливе, таре и пр.), кредитование может производиться по цене приобретения с добавлением фактических накладных расходов. Товарно-материальные ценности, находящиеся в пути или еще не вывезенные со складов поставщиков, обычно оцениваются по более высокой цене, поскольку заемщик не произвел дополнительных расходов.

3) Чаще всего ссудный процент включается в издержки обращения, которые входят в состав цены приобретаемых товарно-материальных ценностей.

4) Повышение процентных ставок стимулируют также инфляционные ожидания в соответствии с предполагаемым снижением покупательской способности денег.

Либерализация цен привела к тому, что цена за кредит в значительной степени стала зависеть от инфляции и изменения денежной массы в обращении. Хронический характер инфляции требует от кредитора компенсации будущего обесценения денежного капитала, отданного в ссуду, что существенно увеличивает цену кредита. Поэтому особое значение приобретает не текущая, а ожидаемая инфляция. При инфляционных ожиданиях кредиторы предусматривают повышение стоимости ссуды, а заемщики – возможность выплатить долг обесценивающимися деньгами.

Поскольку кредиторы предусматривают повышение стоимости ссуды, то это повышение и происходит. В целях предупреждения роста цен используются такие рычаги, как изменение учетной ставки Центрального банка, сокращение бюджетного дефицита, кредитная рестрикция (ограничение размеров кредитов) и другие меры.

Взаимосвязь ценообразования, кредита и инфляции будут рассмотрены в следующей лекции.

[a] Кассовые операции банка - это операции по приему и выдаче денег клиентам через кассу банка, операции по перевозке денег между хранилищами банков (филиалов) и т.д., которые имеют жестко регламентированные порядок и правила ведения. Кассовые операции касаются и обычных граждан, которые приходят в банк для оплаты налогов и коммунальных платежей, размещения сбережений на депозитные счета, осуществления денежного перевода, оформления купли-продажи и хранения слитков из драгметаллов и т.д.

[b] Конъюнктура рынка – это совокупность признаков, которые характеризуют конкретный рынок в конкретный отрезок времени или период, среди которых самые главные - спрос, предложение и цены.

[c] Масштаб цен – это количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу и ее кратные части. Поскольку в современном мире деньги не имеют золотого содержания, то теперь масштаб цен склады­вается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

Тема 8. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы.

Час.

Содержание.

8.1. Взаимодействие цен и налогов. Налоговая составляющая в цене, ее влияние на уровень, структуру и динамику цен. Виды налоговых платежей и их отражение в себестоимости и структуре цен. Влияние НДС и акцизов на уровень и динамику цен. Налог на прибыль в составе цены и его роль в формировании ее уровня.

8.2. Взаимосвязь цен и денежного обращения. Зависимость уровня цен от изменения массы денег в обращении и количества товаров, предложенных на рынке. Формула выражения этой зависимости. Эмиссия денег.

8.3. Динамика цен и развитие кредитных отношений. Удорожание кредита как один из факторов усиления инфляции. Воздействие роста цен на объем предоставляемого кредита. Отражение в себестоимости и ценах процентных ставок за кредит и их влияние на уровень и динамику цен. Инфляционные ожидания и динамика процентных ставок за кредит.

***

Наши рекомендации