Состав расходной части бюджетной системы

В соответствии с законодательством государственные и местные бюдже­ты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы рас­пределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов подлежащих включе­нию в каждый тип бюджетов.

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих ос­новных принципов:

Ø соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъек­тов федерации или органов местного самоуправления (по принадлеж­ности);

Ø учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций,
учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

Ø учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и
последствий их влияния на развитие общества;

Ø самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправ­ления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавли­вается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (ст. 66 Бюджетного кодекса РФ).

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспе­чивающая инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается имущество или увеличивается его стоимость.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах.

Ø ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Ø средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и
юридическими лицами по государственным или муниципальным кон­
трактам;

Ø трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обя­зательных выплат населению, установленных законодательством; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ø бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кре­дитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств);

Ø субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Ø инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых
юридических лиц;

Ø бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным вне­бюджетным фондам;

Ø кредитов иностранным государствам;

Ø средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Дефицит бюджета

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над дохо­дами. В настоящее время в условиях кризисного состояния экономики и финансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодолимым явлением.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники фи­нансирования дефицита бюджета.

Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Россий­ской Федерации, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммар­ный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госу­дарственного долга Российской Федерации.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 про­центов объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирова­ние исключительно инвестиционных расходов и не могут быть исполь­зованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процента
объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из
федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. По­ступления из источников финансирования дефицита местного бюджета
могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования рас­ходов на обслуживание и погашение муниципального долга (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органа­ми законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечен­ных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 93 Бюджетного кодекса РФ).

В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по кото­рым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанав­ливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.

В составе бюджетов утверждается сумма, образуемая за счет остатков
средств по соответствующему бюджету, которая используется в течение
бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Данная
сумма называется оборотной кассовой наличностью. Оборотная кассовая
наличность должна быть восстановлена в течение бюджетного года до
размеров, утвержденных на начало года.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:

Ø при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм сек­вестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежеме­сячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текуще­го финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи;

Ø покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет вы­
пуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствую­щих представительных органов.

Тема № 9 Бюджетный процесс

Понятие бюджетного процесса

Стадии бюджетного процесса

Наши рекомендации