Личная страховочная система (лсс)

2.5.1. На туристских соревнованиях применяются стандартные, цельные или раздельные ЛСС. ЛСС должна включать:

- цельные: беседочную часть, состоящую из бедерных петель и пояса, и конструктивно цельную с ней, грудную часть, в виде плечевых лямок;

- раздельные: - отдельную беседочную часть и грудной пояс с плечевыми лямками, которые блокируются вместе отрезком основной веревки.

2.5.2. На передней части системы, на уровне пояса, ЛСС должна иметь точку для пристегивания страховочных и спусковых устройств, транспортного карабина, блока или каретки на навесной переправе. Подвески этих устройств на грудной точке системы запрещается.

2.5.3. На передней, грудной части система должна иметь точку пристегивания динамической страховки так, что при страховочном рывке участника разворачивало ногами вниз, и основной рывок ложился на беседочную часть.

2.5.4. Кроме стандартных ЛСС, на соревнования могут быть допущены самодельные ЛСС.

2.5.5. Требования к конструкции ЛСС в соответствии с УИАА приведены в приложении.

2.5.6. Запрещается:

- использовать карабины для соединения элементов ЛСС;

- окрашивать кустарным способом материалы применяемые для изготовления ЛСС;

- изготавливать несущие элементы ЛСС из ремней разных сечений и разной эластичности;

- использовать старые, изношенные или поврежденные ЛСС;

- использовать веревочные обвязки типа грудной булинь, беседочная петля и т.п..

Приложение Страховочные системы (разработка UIAA)

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 40 мм, толщина - не менее 2 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм, толщина - не менее 1,5 мм. Длинна сшивки ремней и бретелей составляет три ширины материала. Швы выполняются капроновой нитью. Цвет нитей должен отличатся от цвета ремней. Направление строчек швов должно совпадать с направлением, действующих на сшивку нагрузок.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь подмышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они должны располагаться не подмышками, а в районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдерживать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать по 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям UIAA, плечевые лямки в первую очередь служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20°С и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже 20°С снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить степень потертости.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 8 мм).

13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям UIAA, также не отвечает этим требованиям и система "Тролль", представляющая собой глубокую беседку, поэтому данные системы не допускаются в качестве элемента страховки.

Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению ЛСС

- если можно, обойтись без пряжек;

- все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;

- категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и применять заклепки;

- обязательна проверка готового предмета и всей системы.

При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами, составляет 17-24 кг/кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях; в случае окрашивания материала даже при температуре 30 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% от первоначальной).

Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой - только встречный (сапожный) шов.

САМОСТРАХОВКА ЛСС

2.6.1. ЛСС обычно имеет одну или две самостраховки выполненные из основной, динамической веревки сечением не менее 10 мм. На ЛСС они крепятся стандартными узлами. Их рабочие концы посредством узлов оснащаются карабинами с муфтами. Карабин фиксируется в проводнике изолентой, скотчем или др. способом, в удобном для работы положении. Длина самостраховок нормируется условиями работы в следующих режимах:

- короткая - при зависании на ней участник должен свободно дотягиваться и браться руками до точки ее пристегивания (перил, жумара и др.);

- длинная - длина самостраховки вместе с карабином составляет 1,5-2 м. Применяется при работе на широкой полке, на берегу реки или каньона, на склоне, крутизной не более 40О;

- самостраховка регулируемой длины - длина может изменяться в соответствии с условиями работы, но не должна превышать 1,5-2 м. Регулировка ее длины производится специальным, стандартным фиксирующим устройством, закрепленном на передней части ЛСС;

- самостраховкой на навесной переправе является подвесной страховочный карабин, закрепленный на передней части беседки ЛСС. При подвеске на блоке, при развороте участника, карабин не должен образовывать на ее веревке карабинный тормоз защемления.

- при страховке за параллельные к переправе перила страховки длина самостраховки определяется расстоянием от перил до навесной переправы.

2.6.2. Запрещается:

- использовать для самостраховки нестандартные веревки, ленты, сдвоенный или счетверенный репшнур, оплетки основной веревки, металлический трос и др.;

- подвеска участника на навесной переправе на двух карабинах, на грудном (без удлинителя) и беседочном. Такая подвеска образует на переправе карабинный тормоз при попытке участника, развернуться и вернуться на исходный берег.

РУКАВИЦЫ

2.7.1. Рукавицы предохраняют руки от ожогов при проскальзывании веревки и от др. воздействий.

2.7.2. Рукавицы должны быть из плотного, износостойкого материала (не капрона).и полностью закрывать кисть руки. На морозе под рукавицы одеваются варежки или теплые перчатки.

2.7.3. Применяются:

- при динамической страховке без применения тормозных устройств;

- при спуске по вертикальной веревке и по наклонной переправе крутизной более 20О;

- при укладке бревна веревочными оттяжками и др.;

- при работе на морозе;

- при движении по снежным, ледовым и осыпным склонам;

- при работе с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы;

- при работе с транспортной веревкой при спуске участников или груза.

2.7.4. Без рукавиц можно работать:

- при страховке через тормозные устройства;

- при работе на верхней, фиксирующей страховке;

- при медленном, регулируемом спуске по веревке, на восьмерке (с охватом веревкой ее шейки), на стоп-десантере, стоп-восьмерке и др.;

- на горизонтальных и слабо наклонных перилах и горизонтальной навесной переправе;

- на наклонной переправе подъема, крутизной меньше 20О.

2.7.5. Запрещается:

- заменять рукавицы подручными средствами (рукавами, полами штормовки и т.п.);

- заменять рукавицы на обычные кожаные, шерстяные или садовые перчатки или варежки.

ВОСЬМЕРКА СТРАХОВОЧНАЯ

2.8.1. Устройство в виде восьмерки. Применяется как элемент трения при страховке и спуски. На соревнованиях допускается стандартная восьмерка, изготовленная по технологиям, исключающим наличие в металле пустот и трещин. Она должна соответствовать прочности страховочного карабина.

2.8.2. Восьмерка применяется при:

- страховки отдельного участника;

- страховки пары "пострадавший + спасатель";

- спуски по веревки.

2.8.3. Восьмерка может работать, как в скользящем режиме, так и в режиме автоматической фиксации.

2.8.4. Страховка осуществляется через шейку восьмерки. Восьмерка закрепляется на пункте страховки или на беседке страхующего участника. При подъеме веревка выбирается руками без рукавиц. Руки страхующего находятся по разные стороны от восьмерки. При выдаче (спуске), руки страхующего могут удерживать веревку и по одну, и по разную сторону от восьмерки.

КАСКИ

2.9.1. На этапах, связанных с высотой, большой скоростью движения (спуск на лыжах, прыжок маятником и др.), там, где есть риск попадания под падение камней и др. предметов, на переправах через горные реки и реки с сильным течением, применяются каски альпинистского типа с внутренним амортизатором. Как исключение, на соревнованиях допускаются каски производственного типа.

2.9.2. Как исключение, при преодолении водных препятствий допускаются каски хоккейного типа.

2.9.3. Каска должна быть подогнана, закреплена и пристрахована к ЛСС участника. Участник, если это не оговорено особо, обязан находиться в каске на всей дистанции. При ее срыве с головы он должен надеть ее и восстановить ее надежное закрепление. Нахождение без каски на опасных этапах соревнования недопустимо.

2.9.4. Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:

- навесная переправа;

- переправа вброд;

- переправа по бревну;

- переправа по веревке с перилами;

- подъем, траверс, спуск;

- переправа маятником;

- любой этап на скальном рельефе.

ЗАЖИМ, ЖУМАР

2.10.1. На соревнованиях разрешается применение зажимов (жмуров), допущенных комиссией по снаряжению.

2.10.2. Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

2.10.3. Запрещается:

- использование зажимов при подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил;

- использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки.

КРОЛ

2.11.1. Аналог жумара, выполненный без ручки. Служит для фиксации участника на вертикальной веревке и работает в паре с другим зажимом, обычно с жумаром.

2.11.2. Закрепляется на передней части ЛСС в вертикальном положении. В висе на перилах участник сидит в ЛСС, не опрокидываясь.

2.11.3. Запрещается:

- использовать в цепи страховки и самостраховки.

ПУНКТЫ СТРАХОВКИ

2.12.1. Пункты страховки (ПС) оборудованные судейской коллегией на дистанции, для организации перил, переправ, спуска, страховки и самостраховки и т.д. Изготавливаются из двойной основной веревки или троса.

2.12.2. Если на дистанции команде не предоставляются ПС, команда обязана сама организовать в указанных местах ПС, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.

2.12.3. Для изготовления ПС могут применяться отрезки основной веревки.

2.12.4. Если ПС выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться сдвоенная основная веревка.

Наши рекомендации