Затраты на мероприятия по повышению безопасности тех. процессов и производств

Одной из главных задач при экономическом обосновании мероприятий по улучшению условий и охране труда является определение затрат на реализацию мероприятий, которые включают капитальные вложения и эксплуатационные расходы.

К капитальным вложениям относятся единовременные затраты, используемые на создание основных фондов для улучшения условий и охраны труда, состав которых соответствует основным направлениям производимых или планируемых мероприятий, а также на совершенствование техники и технологии в целях улучшения условий труда и обеспечения его безопасности.

К эксплуатационным расходам относятся: текущие затраты на содержание и обслуживание основных фондов; дополнительные текущие затраты на содержание и обслуживание основного технологического оборудования, вызванные его совершенствованием в целях улучшения условий труда и предотвращения травматизма; затраты на проведение мероприятий по охране труда за счет цеховых и общезаводских расходов.

Определенные трудности возникают при определении доли капитальных вложений и эксплуатационных расходов, связанных с улучшением и охраной труда, если осуществляемые мероприятия имеют многоцелевую направленность. Доля затрат в этом случае рассчитывается с использованием данных о стоимости соответствующих работ в проектах-аналогах, укрупненных расценок, нормативов затрат.

При сравнении между собой кратковременных мероприятий или долговременных с примерно равными значениями годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений по годам расчетного периода затраты на их осуществление определяются следующим образом:

Затраты на мероприятия по повышению безопасности тех. процессов и производств - student2.ru

где С - эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий и охране труда, руб./год;

К - капитальные вложения, предназначенные на улучшение условий и охрану труда, руб.;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений, 1/год.

Величина нормативного коэффициента эффективности характеризует нижнюю границу эффективности капитальных вложений. В соответствии с типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициент сравнительной эффективности для народного хозяйства в целом установлен равным 0,12. В связи с тем, что главной целью мероприятий по улучшению условий и охране труда является сохранение здоровья трудящихся и создание предпосылок для превращения труда в важнейшую жизненную потребность человека, нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности для мероприятий по улучшению условий и охране труда устанавливается равным 0,08. Этим стимулируется внедрение мероприятий, направленных на коренное улучшение условий и охраны труда.

Затраты предприятий на осуществление организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда осуществляются в плановом порядке в соответствии с планом мероприятий, включаемых в коллективный договор.

Финансирование трудоохранных мероприятий.

Фонды охраны труда

Охрана труда на предприятии выполняет широкий круг функций и задач, нацеленных на сохранение жизни и здоровья работников. Главный принцип охраны труда - признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Основные направления работы по охране и безопасности труда необходимо осуществлять с учетом требований законодательных и нормативных правовых актов о труде и об охране труда.

Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определено финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Областные целевые и муниципальные программы по улучшения условий и охраны труда осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на следующих уровнях:

· федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства РФ; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений;

· территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;

· фонды охраны труда предприятий формируются за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных коллективным договором или соглашениями.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью (авиаперевозки) - в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Мероприятия по охране труда на предприятии могут финансироваться также за счет цеховых и общепроизводственных расходов; амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда охраны труда предприятия; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники, расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства.

Планирование мероприятий по повышению безопасности

Основой для разработки плана мероприятий по охране труда являются результаты инструментальных замеров условий труда на рабочих местах, данные журналов текущего контроля охраны труда и анализа производственного травматизма и заболеваемости, протоколы расследований несчастных случаев, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, предложения и предписания органов государственного надзора и контроля, совместных комиссий, уполномоченных по охране труда, жалобы и предложения работников.

Мероприятия могут быть направлены на совершенствование оборудования и средств оснащения, технологии, инженерно-технических средств безопасности; организации работы по охране труда и обучению работников; материально-технического обеспечения охраны труда. По мероприятиям разрабатывается соответствующая проектно-конструкторская и технологическая документация. Мероприятия по охране труда оформляются отдельным разделом и включаются в коллективный договор и соглашение по охране труда.

Соглашение - правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков и ответственных. Помимо этого могут разрабатываться долгосрочные программы по улуч-шению условий и охраны труда в организации.

Рекомендуется разрабатывать программы сроком на три года, а также назначать ее директора (руководителя). Разработка программ имеет целью выявление причин и факторов улучшения условий труда; выбор приоритетных направлений деятельности; определение перечня организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономичес-ких мероприятий.

Ежегодно по выполнению комплексного плана улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий составляется отчет. Он должен включать четыре раздела:

1. Приведение условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда (по численности работающих, условия труда которых в отчетном году приведены в соответствие с требованиями: по плану и фактически, в том числе для женщин).

2. Ликвидация опасных и вредных производственных факторов, производств с вредными условиями, тяжелых физических работ, ночных смен (по плану и фактически).

3. Реконструкция, капитальный ремонт или вывод из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии.

4. Строительство и расширение санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений, лабораторий промышленной санитарии, лечебно-профи-лактических уч­реждений.

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд пред­приятия и уплачивают штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100 % средств, затраченных не по назначению. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы в порядке, определяемом законодательством.

Менеджмент

Основные понятия. Предметная область дисциплины

В научной литературе и в практике довольно часто употребляются как синонимы два термина – «управление» и «менеджмент».Однако, наполняемость этих терминов, строго говоря, неодинакова. Русскоязычный термин «управление» имеет более широкое значение.

Управление представляет собой осознанную целенаправлен­ную деятельность человека, с помощью которой он упорядочи­вает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы.

В управлении всегда есть: субъект — тот, кто осуществляет управление, и объект — тот, кем управляют действия субъекта управления.

Различают управление:

· техническими системами,

· экономи­ческое (хозяйственное) управление,

· социальное, в ходе которого регули­руются различные отношения между людьми; по уровням его разделяют на местное, муниципальное, региональное и государственное,

· самоуправление, когда субъект управления управляет собственными действи­ями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Уже несколько лет как вошел в русский языктермин«менеджмент». Он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно и автомобилем или ракетой, т.е. технической системой, и в этом случае можно говорить об автоматическом управлении. Но никто не говорит и бессмысленно говорить об автоматическом менеджменте. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор).

Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Таких управляющих и стали называть во всем мире менеджерами. Таким образом, исторически менеджмент связан не просто с управлением людьми, а по содержанию это – управление людьми, совместно ведущими производственную деятельность, что соответствует понятию экономического (хозяйственного) управления. Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других".

Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей. Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются:

- в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов;
- сложности как технической, так и организационной;
- тесной связи с внешней средой предприятия;
- быстрой номенклатурной обновляемости продукции;
- резком росте значения кадрового потенциала предприятий.

Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются:

- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;
- определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;
- организация технической подготовки и технического обслуживания производства;
- определение и управление кадровым составом предприятия;
- выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей;
- получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);
- определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции;
- организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования;
- организация управления предприятием;
- решение задач социального развития коллектива.

По мере накопления опыта такой деятельности, ее осмысления и научного описания становилось все виднее, что менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

Термин «менеджмент» употребляется в нескольких значениях.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Это - прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук.

6) Под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др.

Все рассмотренные области использования термина «менеджмент» не противоречат друг другу, наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны этого понятия.

Кого называют менеджер? В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам. Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.

Менеджерами часто называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.

В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

Таким образом, при исполнении любой функции главной чертой работы менеджера является работа с людьми, с которыми он должен вступать в различные отношения для получения желаемого результата. За время существования менеджмента накопилась определенная практика реализации этих отношений, шло осмысление различных сторон управленческой деятельности. Накопилась система знаний об управлении, которая в начале XX столетия сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в условиях рынка.

В эту группу входят, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованиями и т. п.

Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление факторов его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений. Причем прикладная сторона здесь является преобладающей.

Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др. Менеджмент вобрал в себя научные знания и практический опыт многих наук: экономики, правовых к технических наук, социологии, педагогики, математики, кибернетики, информатики, статистики, медицинских знаний и других наук, касающихся проблем управления. У каждой из перечисленных наук есть свой предмет и метод.

ПРЕДМЕТ МЕНЕДЖМЕНТА - изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления.

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:

• тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов);

• стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).

Естественно, возникла потребность в подготовке специалистов по менеджменту. Кроме того, есть необходимость знакомить с основами менеджмента и профессионалов других специальностей, в частности, инженеров, так как на предприятии многие службы, особенно технические, возглавляются техническими специалистами и для успешности этого управления они должны иметь соответствующие знания и навыки. Такая задача и стоит перед учебной дисциплиной «Маркетинговое управление предприятием», входящей модулем в дисциплину «Инженерная экономика». Объектом ее изучения является производственное предприятие, а предметную область составляют отношения, возникающие между людьми в системе управления предприятием в ходе их производственной деятельности.

Функции менеджмента

Понятие функции менеджмента

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Необходимость выделения функций управления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. В литературе разделение труда трактуется как дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и сосуществованию различных ее видов, более мелких и конкретных.

Существует несколько видов разделения труда, а именно:

- первоначальное разделение труда, основанное на половозрастных факторах (предполагает естественный характер);

- общественное разделение труда предусматривает выделение социальных групп и выполняемых функций;

- техническое разделение труда, которое понимается как расчленение производственной деятельности на конкретные функции, операции и приемы.

Впервые школа научного управления (1885 - 1920) выступила за отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг от друга. А. Файоль в книге «Управление – это наука и искусство» выделил пять функций управления: «управлять, означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.

Что же такое функция управления?

Функция управления (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль) - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

2) целевая направленность этих работ;

3) обособленный комплекс выполняемых задач.

Функция управления должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Выделение функций управления имеет большое значение.

Во-первых, функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления.

Во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

В-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.

Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Результаты анализа - основа для совершенствования существующей системы управления.

Анализ функций управления охватывает широкий круг вопросов, определяющих как природу, цель, структурные свойства функций, так и способы осуществления каждой функции, т.е. технологию процессов менеджмента. Основное направление анализа функций управления - исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.

Результаты анализа функций управления могут быть выражены в виде функциональной модели управления, отражающей взаимосвязь функций управления с конкретными исполнителями, показывающей, как связаны между собой подразделения в статике, отражающей динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

Функциональные модели строятся для каждого уровня менеджмента. Модели более высокого уровня содержат управляющее воздействие для моделей, решающих задачи более низкого уровня, определяя их содержание и ограничения. Эти задающие воздействия устанавливаются с учетом информации, которую получает высший орган управления по результатам анализа функций управления низшего уровня.

Результатом анализа могут быть мероприятия, направленные на:

1. Отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;

2. Рационализацию связи между работами и исполнителями;

3. Выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;

4. Выделение координирующих межфункциональных работ.

В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.

Общие функции управления

Состав общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. Тем не менее можно упорядочить существующие различия в их классификациях:

1) выделяется или нет координация как самостоятельная функция управления;

2) выделяются или нет связующие процессы (процесс принятия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы реализации функций управления;

3) выделяется или нет руководство (лидерство) как самостоятельная деятельность;

4) называют разное число категорий, в которое «собираются» функции управления.

Большинство авторов выделяют пять функций: планирование, организацию (или организовывание), координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена в виде схемы. Стрелки на схеме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих.

Интересный, но не совсем оправданный подход к выделению функций управления предложен американскими учеными в области управления Г. Кунцом и С. О'Доннелом. Они рассматривают функции управления как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматриваемыми классификациями. Функции управления, как таковые, отличаются от функций управляющего. Представление о функциях управления, как функциях управляющего - это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления:

1. Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер;

2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:

во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам. Так, вполне правомерно говорить о контроле эксперимента, регулировании уличного движения, учете денежного обращения и т.д.;

во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе - содержательный характер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные организационные формы, характеризоваться конкретными структурными формами;

в-третьих, функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реализации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управления, исследование и обеспечение свойств целостности, органичности, связности и т. д.;

3) между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как некоторых «технологических переделов» управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность.;

4) структуре деятельности руководителей различных уровней функции управления имеют различный удельный вес (определяется экспертным путем).

Рассмотрим содержание общих функций управления.

Прогнозирование представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменения целей и путей развития объекта управления в сопряжении с материальными ресурсами предприятия.

Планирование является центральной функцией управления. Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и предприятия в целом в строгом соответствии с методом и средствами их достижения. Планирование как общая функция управления пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии производственных процессов структурных звеньев любого предприятия. В новых экономических условиях планирование становится непрерывным процессом поиска эффективных путей и методов совершенствования деятельности предприятия.

Организация рассматривается как определение и распределение объема работ по реализации намеченных целей, а также характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию реальных условий для достижения целевой функции предприятия.

Регулирование представляет собой предвидение и устранение возможного отклонения в ходе производственного процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития отдельных частей управляемого объекта.

Мотивация. Рассматривается как процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей предприятия с помощью системы стимулов. Следовательно, мотивационный процесс основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием социального закона о повышении потребностей.

Координация - необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев предприятия. Это предусматривает обеспечение ритмичности и непрерывности в целях гармоничного взаимодействия всех звеньев управления.

Контроль - форма проверки количественного и качественного соответствия процесса производства ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям.

Учет - деятельность по накоплению и анализу итоговых данных за конкретный временной период. Эта функция позволяет совершенствовать систему управления с учетом опыта прошлых лет. Как контроль, так и учет являются средством обратной связи в управлении.

Наши рекомендации