Фазы (стадии) развития инвестиционного проекта

Отрезок времени между моментом появления инвестиционного проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным циклом проекта (проектным циклом). Независимо от описанной выше специфики инвестици-онных проектов их жизненный цикл состоит из трех фаз – предынвестицион-ной, инвестиционной и эксплуатационной (производственной) (рис. 3.1.):

 
  Фазы (стадии) развития инвестиционного проекта - student2.ru

Рис. 3.1. Фазы развития инвестиционного проекта:

1 – предынвестиционная;

2 – инвестиционная;

3 – эксплуатационная (производственная).

Предынвестиционная фаза включает в себя:

– формирование инвестиционного замысла (генерацию идеи проекта), а также его инновационный и патентный анализ;

– технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта и составление его бизнес-плана. Самая важная и трудоемкая часть данной фазы;

– поиск потенциальных инвесторов и источников финансирования инвес-тиционного проекта;

– юридическое оформление инвестиционного проекта (регистрация пред-приятия-проектоустроителя);

– заключение договоров с заказчиками (подрядчиками).

Стоимость этих предынвестиционных работ в общей сумме капитальных вложений довольно велика – 0,7 % для крупных проектов и до 5 % для малых. Эти расходы капитализируются и входят в состав предпроизводственных ин-вестиционных затрат, после чего через механизм амортизации относятся на се-бестоимость продукции проекта (предприятия).

Если предынвестиционная фаза – это период планирования и организации реализации инвестиционного проекта, то инвестиционная фаза – это его осу-ществление, т.е., формирование постоянных активов проекта, которое включа-ет в себя:

– разработку проектно-сметной документации;

– строительство производственных зданий и сооружений;

– заказ и поставку технологического оборудования;

– его монтаж и пусконаладочные работы;

– найм и обучение персонала и другие затраты.

Эксплуатационная (производственная) фаза начинается с момента вво-да в эксплуатацию основного оборудования и включает в себя пуск в действие объекта инвестирования, выход его на проектную мощность, а также выпуск и сбыт продукции запланированного качества и количества. Очевидно, что эффе-ктивность инвестиционного проекта будет тем выше, чем короче будет пре-дынвестиционная и инвестиционная фазы и длиннее эксплуатационная. Окон-чанием жизненного цикла инвестиционного проекта может быть:

– выход проекта на самоокупаемость (см. рис. 3.1);

– ввод в действие объекта инвестирования (там же), начало его эксплуата-ции и использования результатов выполнения проекта. Подобными при-мерами могут быть сдача в эксплуатацию объектов социальной сферы (школ, больниц) и природоохранных объектов;

– начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотре-нных первоначальным замыслом (модернизация объекта инвестирования);

– вывод объекта инвестирования из эксплуатации (ликвидация проекта). Та-кого рода случаями могут быть истечение срока амортизации основных фондов, моральное устаревание производимой в рамках проекта продук-ции, насыщение данной продукцией рынка и т.д.

Содержание инвестиционного проекта

3.3.1. Бизнес-план инвестиционного проекта

Результатом всей предынвестиционной фазы является бизнес-план инвес-тиционного проекта – документ, содержащий в структурированном виде всю информацию, необходимую для осуществления этого проекта. Цель напи-сания бизнес-плана – заинтересовать и привлечь инвестора, найти источники финансирования инвестиционного проекта. Исходной информационной базой для составления бизнес-плана служит технико-экономическое обоснование ин-вестиционного проекта. Обобщение мирового опыта инвестиционного проек-тирования, проведенное ЮНИДО (структурное подразделение Организации Объединенных Наций, задачей которого является содействие промышленному развитию стран – членов ООН), позволило выделить следующие разделы биз-нес-плана.

Титульный лист, на котором указывается название и юридический адрес предприятия-проектоустроителя, имена и адреса его учредителей, название проекта, ссылка на неразглашение коммерческой тайны.

Резюме проекта формируется на заключительном этапе разработки биз-нес-плана и содержит его основные положения и финансовые показатели. Это реклама (презентация) проекта объемом не более двух – трех страниц. Зна-комясь с нею, инвестор решает, насколько интересен ему предлагаемый инвес-тиционный замысел и стоит ли продолжать изучение бизнес-плана, который описывает реализацию этого замысла.

Сущность проекта содержит формулировку его идеи, характеристику предлагаемого продукта (предлагаемой услуги), его (её) основные отличия от аналогичных товаров конкурентов, описание применяемой технологии изготов-ления (выработки), сведения о предполагаемых потребителях. Если продукт (услуга) или технология его изготовления (её выработки) являются результатом инновационных разработок, то в этом разделе приводятся данные о патентной защищенности коммерциализуемого новшества.

Анализ положения дел в отрасли и рыночной конъюнктуры начинается с описания истории развития отрасли, её состояния на данный момент времени, перспектив развития и характеристики новинок отраслевого рынка. Затем да-ется оценка емкости рынка, долей рынка, занимаемых конкурентами и сегмен-та, который будет занимать предлагаемый продукт (предлагаемая услуга). Про-водится анализ сильных и слабых сторон продукции конкурентов, подчерки-ваются основные преимущества предлагаемого продукта по отношению к ней.

В плане маркетинга приводятся прогнозируемые объемы продаж в целом и в разрезе рынков, на которые предполагается поставлять продукт (услугу). Определяется уровень цен, по которым продукция будет реализовываться на различных рынках, указываются каналы её распределения, обосновывается це-новая политика с учетом динамики цен, выбираются методы рекламы и стиму-лирования сбыта, рассчитываются затраты на проведение рекламных меропри-ятий.

План производства содержит описание всех основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов, которые необходимы для вы-пуска продукции (товара или услуги). Указываются те из них, которые в рамках аутсорсинга будут переданы на сторону. Определяются объемы закупок сырья, материалов, топлива и комплектующих с указанием поставщиков и их цен. Приводится потребность в оборудовании и производственных площадях, ука-зываются способы её покрытия (строительство, покупка, аренда, лизинг). Рас-считываются плановые затраты на производство продукции и составляется сме-та затрат на производство (калькулируется себестоимость).

В организационном плане дается характеристика структуры предприятия-проектоустроителя, указывается потребность в персонале в разрезе профессио-нально-квалификационных групп и источники её покрытия. Приводится уро-вень оплаты труда по различным категориям работников, рассчитываются рас-ходы на оплату труда.

Самым важным разделом бизнес-плана является его финансовый план, т.к. он имеет целью оценить экономическую эффективность реализации инвес-тиционного проекта. Для этого финансовый план включает следующие типо-вые документальные формы:

– отчет о прибылях и убытках, содержащий сведения о предполагаемых об-ъемах выручки от продаж и о прочих внереализационных доходах, о пря-мых и косвенных (накладных) производственных затратах, налогах, себес-тоимости и чистой прибыли, связанных с основной (операционной) деяте-льностью по проекту. Информация, содержащаяся в отчете о прибылях и убытках, используется для расчета показателей эффективности проек-та (см. ниже);

– плановый баланс активов и пассивов содержит данные об имуществе про-екта и об источниках его формирования, необходимые для проведения фи-нансового анализа и расчета показателей финансовой устойчивости и лик-видности инвестиционного проекта (предприятия-проектоустроителя);

– сведения, содержащиеся в двух предыдущих формах, позволяют составить план (таблицу) денежных потоков инвестиционного проекта – баланс всех притоков и оттоков денежных средств, связанных с его реализацией. По этому плану рассчитываются дисконтированные и (или) недисконтиро-ванные показатели эффективности проекта, оценивается его финансовая реализуемость, безубыточность, устойчивость и ликвидность. Методика формирования таблицы денежных потоков инвестиционного проекта и ра-счета выше перечисленных критериев его оценки будет описана в теме 4.

Раздел стратегия финансирования проекта по сути своей является до-полнением к финансовому плану, потому что в нем обосновывается схема фи-нансирования проекта с указанием источников, т.е. детализируется состав при-токов и оттоков от финансовой деятельности по проекту.

Наличие тщательно проработанного раздела оценка рисков и страхование проекта особо ценится инвесторами как показатель качества составления биз-нес-плана. Методы учета рисков при оценке эффективности инвестиционного проекта будут рассмотрены в теме 6 данного курса лекций. В зависимости от уровня этих рисков могут предусматриваться различные меры по их страхо-ванию (те же государственные гарантии, например, см. раздел 2.3).

Наши рекомендации