Билет 15 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.
1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг. Осуществляется оно путем издания компетентными государственными органами нормативно-правовых актов.
2. Создание специального органа государственного регулирования. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Федеральная комиссия создает свои территориальные органы, действующие на основании Положений о них.
Функции ФКЦБ определены статьей 42 Закона о РЦБ. К ним относятся:
· осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;
· утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;
· разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
· установление требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию, листингу;
· установление обязательных требований к порядку ведения реестра;
· установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
· контроль за соблюдением субъектами рынка ценных бумаг законодательства;
· создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
· иные функции.
3. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии, выданной ФКЦБ или иным лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию от ФКЦБ.
Данные акты устанавливают общие требования, предъявляемые к профессиональным участникам. Эти требования касаются:
· минимального размера собственного капитала участника. Например, минимальный размер собственного капитала брокера не может быть менее 420 000 руб., дилера - не менее 670 000 руб.;
· наличия квалификации и стажа работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствия у этих лиц судимости в сфере экономики;
· наличия в штате не менее одного специалиста по каждому виду осуществляемой профессиональной деятельности;
· иных условий выдачи лицензии.
Помимо общих требований, установлены особенности лицензирования брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.
4. Лицензирование саморегулируемых организаций, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг
5. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг.
6. Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной информации. Большое внимание уделяется регламентации рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:
· указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
· указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
· использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции
7. Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Это направление государственного регулирования опирается на Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг.
8. Установление мер, направленных на обеспечение государственной и общественной защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг.