Тема 9. Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.

Общая характеристика доходов и расходов на основе Бюджетного кодекса. Роль СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ в формировании доходов социальных фондов. Другие источники доходов. Основные направления расходов. Характеристика доходов и расходов социальных внебюджетных фондов на текущий год. Проблемы сбалансированности доходов и расходов социальных внебюджетных фондов РФ.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Тема 10. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.

Содержание и принципы организации межбюджетных отношений. Модели межбюджетных отношений. Бюджетное выравнивание. Собственные и регулирующие доходы. Финансовая помощь, ее формы и источники. Фонды финансовой поддержки как финансовая основа межбюджетных отношений. Этапы развития межбюджетных отношений в РФ. Современное состояние и проблемы и тенденции развития межбюджетных отношений в РФ.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Тема 11. Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.

Нормативное регулирование бюджетного процесса. Этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, их задачи и функции.

Содержание отдельных этапов и полномочия участников бюджетного процесса. Бюджетное послание Президента как отправная точка бюджетного процесса. Роль органов исполнительной и законодательной власти в бюджетном процессе. Исходная информация для составления проекта государственного бюджета. Рассмотрение и принятие бюджета. Казначейская система исполнения бюджета. Организация бюджетного контроля. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

а) для студентов очной формы обучения

Семинар №1. (Тема 1. Сущность и роль государственного бюджета)

Доклад «Особенности становления и развития государственных финансов в России».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте роль государственного бюджета как инструмента макроэкономического регулирования.

2. Назовите формы государственных финансовых ресурсов.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8.

Семинар №2. (Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ)

Доклад «Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в РФ».

1. Ознакомьтесь с основными положениями Бюджетного кодекса.

2. Составьте краткую логическую схему, характеризующую бюджетное устройство и бюджетный процесс

3. Раскройте понятие и особенности модели бюджетно-налогового федерализма в РФ.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8.

Семинар №3. (Тема 3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи)*

Доклад «Особенности бюджетной политики в РФ в переходный период»

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность и инструменты реализации бюджетной политики.

2. Назовите приоритеты бюджетной политики в современный период.

3. Охарактеризуйте основные положения Бюджетного Послания президента РФ на текущий год и плановый период.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованием метода «мозговой атаки». Проблема: «Финансирование приоритетных направлений бюджетной политики».

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.

Семинар №4. (Тема 4.Особенности формирования и использования средств федерального бюджета)*

Доклад «Особенности структуры федерального бюджета на 2013 год»

Вопросы для обсуждения:

1. Рассмотрите бюджетную классификацию доходов и расходов федерального бюджета.

2. Оцените приоритеты доходов и расходов федерального бюджета на текущий год и плановый период.

3. Покажите особенности доходной и расходной части консолидированного бюджета РФ в сравнении с зарубежными странами.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол»: «Оптимизация расходов федерального бюджета».

Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-13.

Семинар №5. (Тема 5. Сбалансированность федерального бюджета)*

Доклад «Состояние (сбалансированность) федерального бюджета РФ в переходный период».

Вопросы для обсуждения:

1. Изучите правовую базу дефицита и его границы.

2. Охарактеризуйте причины и последствия дефицита государственного бюджета.

3. Проанализируйте структуру внутреннего и внешнего государственного долга на начало текущего года.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар-дискуссия.

Дискуссия: «Фонд развития: хранить или инвестировать в национальную экономику?»

Семинар-дискуссияорганизуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Семинар №6. (Тема 6. Особенности региональных бюджетов)*

Доклад «Анализ доходов региональных бюджетов».

Доклад «Анализ расходов бюджета региона».

Вопросы для обсуждения:

1. Рассчитайте структуру доходов на примере конкретного бюджета.

2. Рассчитайте структуру функциональных расходов по конкретному бюджету на текущий год.

3. Оцените приоритеты расходов бюджета региона.

*Примечание: форма проведения занятия – семинар с использованием «сократовского» метода обучения.

Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая собеседника в вопросно-ответную беседу.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-10.

Наши рекомендации