Тема 9. Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.
Общая характеристика доходов и расходов на основе Бюджетного кодекса. Роль СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ в формировании доходов социальных фондов. Другие источники доходов. Основные направления расходов. Характеристика доходов и расходов социальных внебюджетных фондов на текущий год. Проблемы сбалансированности доходов и расходов социальных внебюджетных фондов РФ.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.
Тема 10. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.
Содержание и принципы организации межбюджетных отношений. Модели межбюджетных отношений. Бюджетное выравнивание. Собственные и регулирующие доходы. Финансовая помощь, ее формы и источники. Фонды финансовой поддержки как финансовая основа межбюджетных отношений. Этапы развития межбюджетных отношений в РФ. Современное состояние и проблемы и тенденции развития межбюджетных отношений в РФ.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ПК-2, ПК-10, ПК-13.
Тема 11. Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.
Нормативное регулирование бюджетного процесса. Этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, их задачи и функции.
Содержание отдельных этапов и полномочия участников бюджетного процесса. Бюджетное послание Президента как отправная точка бюджетного процесса. Роль органов исполнительной и законодательной власти в бюджетном процессе. Исходная информация для составления проекта государственного бюджета. Рассмотрение и принятие бюджета. Казначейская система исполнения бюджета. Организация бюджетного контроля. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
а) для студентов очной формы обучения
Семинар №1. (Тема 1. Сущность и роль государственного бюджета)
Доклад «Особенности становления и развития государственных финансов в России».
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте роль государственного бюджета как инструмента макроэкономического регулирования.
2. Назовите формы государственных финансовых ресурсов.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8.
Семинар №2. (Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ)
Доклад «Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в РФ».
1. Ознакомьтесь с основными положениями Бюджетного кодекса.
2. Составьте краткую логическую схему, характеризующую бюджетное устройство и бюджетный процесс
3. Раскройте понятие и особенности модели бюджетно-налогового федерализма в РФ.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8.
Семинар №3. (Тема 3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи)*
Доклад «Особенности бюджетной политики в РФ в переходный период»
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте сущность и инструменты реализации бюджетной политики.
2. Назовите приоритеты бюджетной политики в современный период.
3. Охарактеризуйте основные положения Бюджетного Послания президента РФ на текущий год и плановый период.
*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованием метода «мозговой атаки». Проблема: «Финансирование приоритетных направлений бюджетной политики».
Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.
Семинар №4. (Тема 4.Особенности формирования и использования средств федерального бюджета)*
Доклад «Особенности структуры федерального бюджета на 2013 год»
Вопросы для обсуждения:
1. Рассмотрите бюджетную классификацию доходов и расходов федерального бюджета.
2. Оцените приоритеты доходов и расходов федерального бюджета на текущий год и плановый период.
3. Покажите особенности доходной и расходной части консолидированного бюджета РФ в сравнении с зарубежными странами.
*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол»: «Оптимизация расходов федерального бюджета».
Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-13.
Семинар №5. (Тема 5. Сбалансированность федерального бюджета)*
Доклад «Состояние (сбалансированность) федерального бюджета РФ в переходный период».
Вопросы для обсуждения:
1. Изучите правовую базу дефицита и его границы.
2. Охарактеризуйте причины и последствия дефицита государственного бюджета.
3. Проанализируйте структуру внутреннего и внешнего государственного долга на начало текущего года.
*Примечание: форма проведения занятия - семинар-дискуссия.
Дискуссия: «Фонд развития: хранить или инвестировать в национальную экономику?»
Семинар-дискуссияорганизуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.
Семинар №6. (Тема 6. Особенности региональных бюджетов)*
Доклад «Анализ доходов региональных бюджетов».
Доклад «Анализ расходов бюджета региона».
Вопросы для обсуждения:
1. Рассчитайте структуру доходов на примере конкретного бюджета.
2. Рассчитайте структуру функциональных расходов по конкретному бюджету на текущий год.
3. Оцените приоритеты расходов бюджета региона.
*Примечание: форма проведения занятия – семинар с использованием «сократовского» метода обучения.
Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая собеседника в вопросно-ответную беседу.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-10.